«Русская рулетка» общественного транспорта

15 февраля в 10:38
 просмотров

Третьего февраля в Калужской области произошла страшная авария – перевернулся пассажирский автобус, который вез детский танцевальный коллектив из г. Ярцево Смоленской области. В результате погибло семь человек, из них трое детей. Равнодушных не было, ведь каждый из нас пользуется общественным транспортом и от такой беды застраховаться невозможно. Понятно, что калужская трагедия – явление исключительное, но ведь, скажем честно, проблем в этой сфере хватает. Поэтому мы решили узнать, как обстоят дела с перевозкой пассажиров в Карачаево-Черкесии. А чтобы быть объективными, мы предлагаем вашему вниманию взгляд на ситуацию с разных сторон.

Третьего февраля в Калужской области произошла страшная авария – перевернулся пассажирский автобус, который вез детский танцевальный коллектив из г. Ярцево Смоленской области. В результате погибло семь человек, из них трое детей. Равнодушных не было, ведь каждый из нас пользуется общественным транспортом и от такой беды застраховаться невозможно. Понятно, что калужская трагедия – явление исключительное, но ведь, скажем честно, проблем в этой сфере хватает. Поэтому мы решили узнать, как обстоят дела с перевозкой пассажиров в Карачаево-Черкесии. А чтобы быть объективными, мы предлагаем вашему вниманию взгляд на ситуацию с разных сторон.

Сторона первая: пассажиры
Современную жизнь нельзя представить без общественного транспорта. И как бы мы ни критиковали наших перевозчиков за толчею, духоту и суматоху, но их услугами мы пользуемся каждодневно. Жители Карачаево-Черкесии, в основном, используют автобус и троллейбус. Ну и, конечно же, нашу жизнь нельзя представить без классического такси и его бюджетной версии – маршрутного такси, проще говоря, «маршрутки», давно ставшей притчей во языцех. Получив «добро» редактора, я отправилась прокатиться на общественном транспорте г. Черкесска, чтобы на себе испытать все прелести перемещения на доступных обычным гражданам средствах. Итак…
Без всякого сомнения, самый быстрый и при этом дешевый способ добраться из точки «А» в точку «Б» – это «маршрутки». Но… На самом деле этих «но» много. Однако главное «но», напрямую связанное с безопасностью, – крайне неаккуратная езда водителей. Поездка из одного конца города в другой очень напомнила аттракцион «американские горки»: пассажиры то подпрыгивали до потолка, то заваливались на поворотах друг на друга, а при торможении перед некстати возникавшими светофорами «целовались» со спинкой переднего сиденья. Набив на очередной остановке железное чрево своего фиакра несчастными жертвами, водитель, стремительно набрав скорость, начинал смертельный слалом, подрезая на своем пути все, что способно двигаться. Возникало устойчивое впечатление, что ты – участник автогонок в известном фильме «Форсаж». Слава Богу, нам не встретился другой такой же гонщик – тогда всем были бы «кранты». Без вариантов!
Квалификация водителей троллейбусов и полноценных автобусов – не в пример выше. Зато во всех видах общественного транспорта частенько встречались пассажиры, за которых было стыдно. Причем бич общественного транспорта отнюдь не только алкоголики, бомжи и хулиганы. Хамы и просто не очень культурные люди встречаются гораздо чаще. Кто-то на весь салон разговаривает по мобильному телефону, будто попутчикам очень интересно знать, «бросил наконец-то Аслан свою Светку или нет», кто-то жует беляш. Студенты, успев плюхнуться на сиденье, демонстративно отворачиваются к окну, прикидываясь спящими при виде вошедших в салон пенсионера или женщины с маленьким ребенком. Пассажиры упрямо не замечают наклейки, указывающие, где места для инвалидов и колясок, где для стариков и беременных женщин. И это, несмотря на то, что за 15 минут езды на мониторе трижды был показан социальный ролик о том, для кого предназначены передние места в автобусах. Но если нет культуры в обществе в целом, то и здесь не будет. Ведь автобус или троллейбус – узкое место, где собирается много людей разного воспитания и поведения. И как ведут себя люди – уже вопрос их общей культуры и образования. А ведь раньше проводились специальные уроки, на которых учили и правилам дорожного движения, и поведению в общественном транспорте. Их, к сожалению, не хватает.

Сторона вторая: автотранспортное предприятие
О том, как реагирует на возникающие проблемы организация, которая осуществляет перевозку граждан, нам рассказали в МУП «ПАТП № 1» в г. Черкесске.
– Жалобы мы получаем постоянно, чаще связаны они не с поведением водителя, а с нарушениями графика: автобус опоздал, не пришел, не остановился. Начинаем разбираться – большая часть жалоб необоснованная. Если автобус опоздал на 10-15 минут, то чаще виноваты пробки или авария, а не грубое нарушение графика. Если же пассажиру показалось, что водитель повел себя неадекватно, нарушил правила, зажал дверью, то убедительная просьба об этом сообщать, указав бортовой номер автобуса, рейс и время следования. Отреагировать на жалобу «ой, меня трясет» – невозможно. У нас на линиях одновременно десятки транспортных средств, половина из них – автобусы, поэтому найти виновника порой бывает сложно. Но если вина доказана – мы работаем с персоналом, делаем им выговор, – рассказала сотрудница предприятия, пожелавшая остаться неизвестной.

Сторона третья: надзорная
Безопасность, в том числе транспортная, – вещь серьезная, поэтому контролируют ситуацию в этой сфере несколько весьма серьезных органов, один из них – Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Именно сюда мы и направились, чтобы узнать, что делается, чтобы не допустить ДТП и аварийных ситуаций на наших дорогах. Ответить на вопросы согласился начальник территориального отдела Государственного автодорожного надзора по КЧР Ислам Байрамуков.
– Ислам Хасанович, какие профилактические меры предпринимаются в целях недопущения дорожно-транспортных происшествий с участием общественного транспорта?
– Наш отдел в тесном взаимодействии с УГИБДД МВД по КЧР, прокуратурой КЧР, Министерством промышленности и торговли КЧР и другими надзорными органами систематически проводит рейдовые мероприятия по проверке транспортных средств в процессе их эксплуатации, направленные на профилактику, выявление и пресечение правонарушений в сфере пассажирских перевозок, а также на борьбу с нелегальными перевозчиками.
Мы проверяем оснащенность транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров, техническими средствами контроля, следим за соблюдением водителями режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется медицинскому осмотру водителей транспортных средств, проверке наличия у водителя путевого листа, соблюдению водителями режима труда и отдыха.
– Как часто происходят в нашей республике ДТП с участием общественного транспорта?
– За 2018 год на территории республики и за ее пределами совершено девять ДТП с участием автотранспорта организаций, осуществляющих перевозку пассажиров. Из них семь произошло по вине водителей. По всем случаям дорожно-транспортных происшествий, происходящих по вине водителей автобусов, мы провели согласованные с прокуратурой КЧР внеплановые выездные проверки. По результатам таких проверок выданы предписания с конкретными сроками исполнения, в отношении должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей составлены протоколы об административных правонарушениях.
– Какие вы можете назвать главные причины дорожных происшествий?
– Наверное, не скажу ничего нового. В основном это нарушение водителями правил дорожного движения, несоблюдение правил перевозки пассажиров; нарушение руководителями транспортных предприятий требований транспортного законодательства Российской Федерации.
– Какие дополнительные меры по снижению аварийности принимаются после совершения крупных ДТП?
– Обо всех резонансных ДТП с особо тяжкими последствиями мы информируем организации, выполняющие регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом. Инициируем проведение специального инструктажа водительского состава по неукоснительному соблюдению правил дорожного движения и правил безопасности перевозки пассажиров и грузов, при этом предлагаем обратить особое внимание на соблюдение оптимального скоростного режима, сигналов светофора, дорожных знаков и разметки, правил маневрирования, соблюдения режимов труда и отдыха водителей.

Выводы
Спору нет, водителям общественного транспорта несладко – они одновременно должны управлять машиной, считать деньги, следить за «зайцами». Я это понимаю. У водителей сложная работа, но ведь, согласитесь, они сами ее выбрали! Так почему же они так плохо выполняют свои обязанности?
Поездки в общественном транспорте многие жители республики давно окрестили «русской рулеткой». Проржавевший кузов, грязь в салоне, неприятный запах, хлам под неопрятными сиденьями. Неудивительно, что, попав в такую машину, многие пугаются: если такой «бардак» в салоне, то что под капотом? И как далеко может довезти такой автомобиль?
Как бы уверенно ни звучали заверения компетентных органов, пассажиры имеют все основания сомневаться в благополучном завершении поездки на общественном транспорте.
Мало кто знает, что за руль небольшого пассажирского автобуса может сесть человек, имеющий всего год водительского стажа. А предрейсовый медосмотр не дает гарантии, что машиной управляет здоровый человек. На момент осмотра врач оценивает состояние водителя визуально – проверяет запах изо рта, осматривает зрачки, измеряет артериальное давление. Более эффективных методик проверки состояния здоровья человека, от которого будут зависеть десятки человеческих жизней, сегодня не существует.
Специалисты считают, что нужно ужесточать требования к пассажирским перевозкам. Например, сотрудники ГИБДД говорят о необходимости вернуть технический осмотр коммерческого транспорта и увеличить стаж, который необходим, чтобы стать водителем автобуса. С этим трудно поспорить. Нужны меры гораздо более серьезные, нежели профилактические беседы.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях