Куда пойти учиться?

19 февраля в 10:33
1 просмотр

Найти ответ на этот вопрос выпускникам девятых и одиннадцатых классов всегда непросто. А для подростков с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью этот выбор еще сложнее…
К сожалению, количество детей с инвалидностью, с ОВЗ в нашей стране с каждым годом неуклонно растет. Так, если на 1 января прошлого года, по данным Федерального реестра инвалидов, в России насчитывалось 651 тыс. детей-инвалидов, то на 1 января этого года – уже 670 тыс. И очень важно, чтобы эти дети не были потеряны для общества, чтобы они могли социализироваться. Получение образования как раз является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации. Вот почему инклюзивному образованию сегодня уделяется повышенное внимание.

Найти ответ на этот вопрос выпускникам девятых и одиннадцатых классов всегда непросто. А для подростков с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью этот выбор еще сложнее…
К сожалению, количество детей с инвалидностью, с ОВЗ в нашей стране с каждым годом неуклонно растет. Так, если на 1 января прошлого года, по данным Федерального реестра инвалидов, в России насчитывалось 651 тыс. детей-инвалидов, то на 1 января этого года – уже 670 тыс. И очень важно, чтобы эти дети не были потеряны для общества, чтобы они могли социализироваться. Получение образования как раз является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации. Вот почему инклюзивному образованию сегодня уделяется повышенное внимание. Особую важность приобретает инклюзивное профессиональное образование, поскольку оно дает возможность таким детям в будущем трудоустроиться, реализовать себя в той или иной полезной для общества сфере.
И именно состояние и перспективы развития инклюзивного профессионального образования в КЧР стали темой круглого стола, прошедшего в минувший вторник на базе КЧР ГБПОО «Индустриально-технологический колледж» в г. Черкесске. На региональное совещание собрались методисты и социальные педагоги профессиональных образовательных организаций республики; методисты и социальные педагоги коррекционных образовательных организаций; специалисты районных управлений образования, занимающиеся вопросами обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.
Как отметила заместитель директора индустриально-технологического колледжа по учебно-методической работе Марина Чех, ведущая круглый стол, в начале февраля в Пятигорске состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с аналогичным названием, на которой обсуждались такие вопросы, как: внедрение современных технических средств обучения инвалидов различных нозологических групп в образовательный процесс, развитие дистанционных технологий в обучении студентов с инвалидностью и ОВЗ, принципы формирования онлайн курсов и их адаптации с учетом нозологий; профессиональные конкурсы и олимпиады для обучающихся с инвалидностью; развитие инклюзивного волонтерского движения как основы социализации и формирования soft-skills у обучающихся. Эти же вопросы по причине своей актуальности были вынесены для обсуждения и на круглом столе.
Говоря о состоянии системы инклюзивного профессионального образования в КЧР, методист индустриально-технологического колледжа Надежда Килячкова подробно остановилась на опыте работы своего колледжа – базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного образования. Как отметила Надежда Владимировна, в стенах колледжа не первый год обучаются дети с ОВЗ и инвалидностью. Как показывает практика (причем не только в нашем колледже, но и во всех ссузах и вузах страны), наиболее легко поддаются обучению и не требуют специальной материальной базы глухие и слабослышащие студенты. Такие ребята вполне успешно овладевают профессией и трудоустраиваются. Больше всего сложностей возникает при обучении лиц с умственной отсталостью и аутизмом.
– Уже второй год мы обучаем именно таких детей по форме частичной инклюзии, выделив их в отдельную группу профессионального обучения, – сказала Надежда Килячкова. – В прошлом году нами была выпущена группа из 10 слесарей по ремонту автомобилей, которые на сегодня трудоустроены, что позволяет говорить о том, что программа профреабилитации была адекватной и успешно выполнена. Три человека были выпущены с третьим рабочим разрядом, четыре человека – со вторым и три учащихся – с первым разрядом. Причем стоит отметить, что разряды присваивались на тех же основаниях, что и обычным студентам.
Чтобы добиться такого результата, конечно, педагогам пришлось немало постараться. С ребятами занимались по программам психологической, социальной, профессиональной реабилитации. Естественно, что программа профессионального обучения была адаптирована специально для такого контингента обучающихся. К слову, если требуется, для учащегося разрабатывается индивидуальная адаптированная программа (это делается по заявлению родителей), поскольку состояние того или иного ребенка может быть отягощено еще каким-то заболеванием. К примеру, ребенок обучается с детьми с умственной отсталостью, а у него, кроме интеллектуальных нарушений, имеются еще и проблемы со слухом.
В этом году в колледже обучаются 14 человек с легкой умственной отсталостью и сопровождающими осложнениями опорно-двигательного аппарата. Для них была выбрана профессия «оператор ЭВМ».
К слову, выбрать профессию для таких ребят совсем непросто. Как рассказали в колледже, приходится учитывать сразу несколько критериев. Во-первых, материально-техническое и кадровое обеспечение образовательной организации; во-вторых, возможность адаптировать образовательную программу под данный вид нозологии; в-третьих, возможность последующего трудоустройства, т. е. необходимо учитывать востребованность выбираемой профессии; в-четвертых, гендерный состав обучающихся, ведь если, к примеру, в группу набираются девушки и юноши, вряд ли будет удачен выбор профессии «слесарь по ремонту автомобилей», тут надо искать более универсальную профессию, которая подойдет представителям обоих полов.
Так вот, если в прошлом году первая группа профессионального обучения училась 10 месяцев, то теперь решено срок обучения для группы ПО увеличить до 1 года 10 месяцев. Во-первых, этот срок позволит обучающимся достигнуть возраста совершеннолетия, а значит, трудоустроиться им будет гораздо легче. А во-вторых, у ребят появляется возможность за этот срок успеть получить основное общее образование, ведь многие дети с инвалидностью и ОВЗ, приходящие учиться в колледж, такового не имеют…
Выступление Надежды Килячковой сопровождалось электронной презентацией. Как выяснилось, ее сделала одна из студенток колледжа, которая имеет интеллектуальные нарушения и обучается в группе ПО. Результат работы колледжа с детьми-инвалидами мы увидели, как говорится, воочию.
И эту работу колледж собирается развивать. В следующем учебном году здесь планируют набрать группу ПО по профессии «цветовод-декоратор» – на этих рабочих поступила заявка от «Зеленстроя».
Интересной новостью поделилась преподаватель колледжа Зульфия Макушева, рассказывая о развитии дистанционных технологий в обучении студентов с инвалидностью и ОВЗ. Оказывается, на сегодняшний день индустриально-технологический колледж готов обучать дистанционно детей с инвалидностью и ОВЗ по трем профессиям: повар-кондитер, парикмахер и автослесарь. Для этого уже есть необходимое оборудование, программное обеспечение. В стенах колледжа обучающимся дистанционно ребятам придется получать только практические навыки – на практических занятиях.
Заведующая отделением общеобразовательных дисциплин Фатима Алиева рассказала о курсах повышения квалификации инженерно-педагогических работников в области инклюзивного образования, которые действуют в колледже с прошлого года. А тьютор Аминат Катчиева поведала о работающем в этой профессиональной образовательной организации волонтерском центре, которым подготовлено уже около сотни волонтеров для сопровождения и помощи участникам регионального этапа национального чемпионата «Абилимпикс»…
Немало интересного и нового в этот день узнали многие участники круглого стола.
– Очень полезное совещание, – поделилась главный специалист управления образования и культуры администрации Абазинского муниципального района Лариса Айсанова. – Мы знаем всех детей, находящихся в нашем районе на индивидуальном обучении на дому. И та информация, которую мы сегодня почерпнули в колледже, обязательно им пригодится. На территории нашего районе нет ни одного ссуза или вуза, и, конечно, многие родители детей с инвалидностью переживают, где их дети смогут получить профессию. Теперь я знаю, что им посоветовать, знаю, куда следует обращаться. Есть у нас и такие дети, которых в силу их проблем со здоровьем наверняка заинтересует дистанционное обучение…
Для оперативного обмена информацией, опытом работы, для совместного решения проблем, связанных с инклюзивным профессиональным образованием, директор колледжа Ахмат Байрамуков предложил участникам круглого стола обменяться координатами, номерами телефонов, создать специальную группу в Вацапе… И есть надежда, что инклюзивное профессиональное образование будет и дальше развиваться в нашей республике…

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях