Не открываю зиме двери

21 февраля в 07:32
20 просмотров

Какие они, дороги, которые приводят человека на вершину профессионального и личного успеха? Особая ли это милость судьбы или всё-таки человек сам является кузнецом своего счастья? Этими вопросами невольно задаешься, когда встречаешься с успешным человеком.
Лариса Атаева – декан факультета дизайна и искусств СКГА, заслуженный работник культуры РФ, почетный член Российской академии художеств, председатель Карачаево-Черкесского регионального отделения международной ассоциации «Союз дизайнеров», член Творческого союза художников России, лауреат международных конкурсов высокой моды. Она награждена почетным знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу», почетным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре». Можно и дальше перечислять ее звания, регалии, но и так очевидно, что эта женщина состоялась в жизни.
Родилась Лариса в Кисловодске в интернациональной семье. Ее мама, Пелагея Антоновна Гришакова, была родом из села Володино Владимирской области.
Какие они, дороги, которые приводят человека на вершину профессионального и личного успеха? Особая ли это милость судьбы или всё-таки человек сам является кузнецом своего счастья? Этими вопросами невольно задаешься, когда встречаешься с успешным человеком.
Лариса Атаева – декан факультета дизайна и искусств СКГА, заслуженный работник культуры РФ, почетный член Российской академии художеств, председатель Карачаево-Черкесского регионального отделения международной ассоциации «Союз дизайнеров», член Творческого союза художников России, лауреат международных конкурсов высокой моды. Она награждена почетным знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу», почетным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре». Можно и дальше перечислять ее звания, регалии, но и так очевидно, что эта женщина состоялась в жизни.
Родилась Лариса в Кисловодске в интернациональной семье. Ее мама, Пелагея Антоновна Гришакова, была родом из села Володино Владимирской области. Род Гришаковых был старинный, дворянский. На Кавказ, в Кисловодск, Пелагея приехала работать по распределению. За красивой девушкой сразу начали ухаживать три парня – армянин, русский и еще парень какой-то неизвестной ей национальности, но зато самый красивый и решительный из всех. Звали его Магомед.
Как-то раз пришел Магомед с братом Далхатом в магазин, где работали несколько девушек, и спросил у брата: «Какая тут самая красивая?» Далхат указал на Пелагею. «Вот на ней я и женюсь», – заявил Магомед. Так в итоге и вышло. В семье Пелагеи и Магомеда родилось семеро детей – три девочки и четверо мальчиков.
– Моя мама полностью и безоговорочно приняла культуру и быт карачаевского народа, – рассказывает Лариса Магомедовна. – В свою очередь, отцовская сторона полюбила мою маму и любит по сей день. Она была открытой, щедрой, гостеприимной. Дедушка из всех невесток больше всего любил её – мама хорошо шила, и когда дед приезжал, она покупала ткани и полностью обшивала его.
У деда, Хаджи-Али Боташева, было четверо сыновей – Магомед, Маджир, Далхат, Кокай. Все они стояли у истоков создания Карачаевского конезавода, когда в 1930 году по инициативе Семена Буденного здесь начали выращивать лошадей карачаевской породы, которые идеально подходили для длительных пробегов по пересеченной местности и в горах. У Боташевых даже сохранились фотографии тех лет – как Буденный с ними сидит у костра, жарятся шашлыки. Более того, Буденный забрал Магомеда Боташева в Москву, чтобы тот получил высшее образование. Однако отец не смог жить вдали от семьи. Он писал маме своим красивым почерком, что скучает и не хочет жить в Москве: «Жди, Полюшка, скоро я вернусь к тебе».
В 1943-м Пелагее Антоновне, как русской, удалось миновать ужасной участи, выпавшей на долю карачаевского народа. Она тогда ждала пятого ребенка. А ее мужа сослали. Впрочем, вернулся он на родину намного раньше других карачаевцев – смог записаться казанским татарином. Вскоре родились Лариса и ее брат.
Лариса в семье была самой младшей, самой балованной. Школа, в которой она училась, находилась рядом с музеем Ярошенко. Как-то на конкурсе стенгазет, который проводился этим музеем, работа Ларисы заняла первое место. И тогда работники музея предложили ей посещать кружок ИЗО, действовавший при музее.
После школы, в 1967 году, она поступила на только что открывшийся художественно-графический факультет КЧГПИ.
– Нас учили преподаватели, о которых можно было мечтать: Георгий Беда, его жена Татьяна Беда, Николай Островский, Владислав Еременко, Антон Власенко, преподаватели из Москвы, Краснодара. Они нас нацеливали на музейные работы, на великих художников, и мы ориентировались на них. У нас были музейные практики по всему Советскому Союзу…
Кстати, на худграфе она встретила и свою судьбу, Бориса Атаева из Старой Джегуты. Правда, тогда, глядя на этого живого, энергичного красавца с роскошной шевелюрой, вокруг которого вились девочки, она не предполагала, что судьба сама давно сделала свой выбор. Тем более что общение у них началось совсем не романтично.
– Нас, как и всех студентов, отправили на свеклу, которую приходилось собирать в дождь, слякоть, – вспоминает Лариса Магомедовна. – Я попала в бригаду Атаева – худенькая, непривычная к сельскому труду девочка, которая никак не справлялась с работой. Однажды он подошел ко мне: «Слушай, Боташева, переходи в другую бригаду. Ты нас в отстающие тянешь». Я обиделась: «Тоже мне, герой, давай я из свеклы медаль вырежу и повешу тебе на грудь». А по вечерам у нас были танцы, и я хорошо танцевала, выделялась из всех. Он опять ко мне подошел: «Как танцевать, так ты первая, а как работать…»
Впрочем, на втором курсе Борис, секретарь комсомольской организации факультета, стал проявлять к ней другой интерес, на четвертом курсе они поженились, на пятом у них родился сын Алишер.
После окончания института им пришлось поработать в разных районах Карачаево-Черкесии. Иногда судьба преподносила Ларисе Магомедовне неожиданные сюрпризы.
– Я только устроилась художником-оформителем в кинотеатр «Россия» в Черкесске, и тут ко мне подошла директор кинотеатра Розита Охтова. «Ваша фамилия Боташева? – спрашивает. – Маму зовут Пелагея, а папу Магомед? А сестру – Раиса?» Оказалось, что Розита Леонтьевна – еврейка, которая во время войны бежала из Киева и которую моя мама спасла от немцев, выдавая за свою дочку. «Твоя мама пекла кукурузные лепешки и мне давала кусок больше, чем своим родным детям», – вспоминала Розита. Она, оказывается, ходила в один класс с моей сестрой Раей. Потом, много лет спустя, они обе встретились благодаря мне – видели бы вы, сколько радости и счастья было у обеих!
Три года проработала Лариса Магомедовна в Черкесске, прежде чем Атаевы окончательно обосновались в Усть-Джегуте. Выбор этого города был неслучаен. Здесь жила мать Бориса Ахъяевича, и он, как младший, должен был быть с ней. Со свекровью Лариса Магомедовна прожила 42 года в мире и взаимопонимании.
– Даже соседи спрашивали: чья она мама – моя или Бориса. Я отвечала: «Кто на нее больше похож? Я? Значит, это моя мама». Она была очень строгая, справедливая, честная. Овдовев, сама подняла троих детей. Она многому меня научила.
Супруги Атаевы работали в детской художественной школе, когда Ларису Магомедовну назначили завотделом культуры Усть-Джегутинского района.
– Помню, зашла в кабинет – в углу куча отчетов, бумаг, нераспечатанных писем… Я закрыла кабинет, села и заплакала.
Но вскоре Лариса Магомедовна активно включилась в работу и за 11 лет совершила целую революцию в районе. Она разделила район на три куста – Красногорский, Джегутинский и город Усть-Джегута, причем каждый куст имел свой транспорт, и работники культуры каждого куста выступали с концертами перед животноводами на Бийчесыне, Покун-Сырты, Тамчы-Баши…
– Я открыла в микрорайоне «Московский» школу искусств и филиал этой школы – в станице Красногорской, в Новой Джегуте – музыкальную школу, сеть библиотек в городе и районе и многое другое.
Она организовала ансамбль «Апсаты», куда пригласила с областного радио Парисби Узденова, Юрия Байрамукова, Марата Кочкарова.
В каждом сельском Доме культуры был проведен ремонт. Более того, каждый директор ДК обязан был петь в «Апсаты». Все директора ДК и библиотек являлись депутатами сельсоветов – чтобы было нормальное отношение к культуре, убеждена Атаева, надо, чтобы в органах власти были представители этой самой культуры. Каждую неделю с директорами на местах проводилась учеба.
Лариса Магомедовна понимала, что кадры решают все:
– Я добивалась «брони» в институты. Например, так выучились Борис и Ильяс Турклиевы, Тохтар Аджиев – эти творческие ребята занимались у меня в кружках, и я решила продвигать их дальше. Многих девочек мы выучили библиотечному делу…
Где бы ни работала Лариса Магомедовна, она всегда была первой, всегда выводила свою работу и подчиненных на высокие позиции, что подтверждают многочисленные грамоты и дипломы.
А с 2005 года Лариса Атаева работает в СКГА. На базе факультета дизайна и искусств, который она возглавляет, создаются уникальные дизайн-проекты и проводятся конкурсы «Молодой кутюрье» и «Молодой дизайнер». Её проекты поддерживаются не только академией, но и Союзом дизайнеров, Союзом архитекторов России, Союзом художников РФ.
И вот уже много лет Лариса Атаева со своей семьей, преподавателями и студентами факультета не только восстанавливает старые технологии изготовления войлока и разрабатывает новые и даже находит ему применение в современном костюме, но и создала целый «Театр моды» Атаевых. Театр существует уже второе десятилетие и достойно представляет республику не только в разных уголках России, но и в Монголии, Казахстане, Турции и других странах. И мало кто догадывается, сколько сил, энергии и вдохновения пришлось вложить не только в создание этого театра – во все бесчисленные проекты, которые на протяжении своей жизни генерировала Лариса Магомедовна.
Огромную поддержку она находила со стороны своего супруга Бориса Атаева, заслуженного учителя КЧР, члена Союза художников России, члена международной ассоциации «Союз дизайнеров».
– Борис – это человек, который дан мне Богом, человек, который отдает больше, чем требует взамен. Мне очень повезло. Он никогда не сажал меня возле кастрюли, он всегда мне помогал, и что бы я ни делала, за моей спиной всегда стоял Атаев. Я благодарна Всевышнему за всю свою жизнь.
Дети Атаевых: сын Алишер, дочери Мадина и Альмира – и даже внуки – все тоже творческие и активные люди, им есть с кого брать пример.
О жизни Ларисы Атаевой можно рассказывать бесконечно, и я уверена, ее деятельность будет темой не одного журналистского очерка или научной диссертации. Впрочем, современники тоже высоко ценят работу Ларисы Магомедовны. Недавно в СКГА состоялось заседание ученого совета, на котором Атаеву рекомендовали деканом на новый срок!
– Я буду работать, насколько хватит сил и энергии, буду раскрывать потенциал детей нашей республики, – говорит Лариса Магомедовна. – Знаете, я сочинила недавно стихи, это абсолютно про меня:
     Весна – моя юность, лето – расцвет,
     Осень – урожай моих прожитых лет,
     Зима стучится ко мне теперь,
     Но я не открою пока эту дверь.

Я тоже абсолютно уверена, что зимняя дверь Ларисы Атаевой еще долго будет наглухо заколочена, потому что столько у нее несделанного и не показанного миру – где уж тут у дверей зиму ждать.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях