Собиратель сокровищницы слов

6 марта в 11:42
34 просмотра

В этом году исполняется 140 лет со дня рождения Абдулхамида Джанибекова. К сожалению, об этом человеке мало знают даже местные ногайцы. О нём вспоминают, только когда проводятся одноимённые чтения. Кто же этот человек? Чем он прославился среди ногайской общественности, в Российском государстве?
Абдулхамид был ученым-этнографом, писателем, историком и одним из создателей ногайской письменности, автором первых ногайских букварей и грамматик. Родился он в Астрахани, где теперь есть улица его имени. Именем Джанибекова названо и несколько школ в Астраханской области и Дагестане, его имя носит дом-музей, где ежегодно проходят научные конференции под названием «Джанибековские чтения».
С 1901 года Джанибеков работал в Красноярском уезде среди ногайцев-карагашей, потом, в 1917-1920 годах, он стал учителем среди юртовских ногайцев в Хожетае, Ясын-Сокане, открыл несколько ногайских школ. В это время по инициативе Абдулхамида был организован кружок молодых ногайцев «Джиен», который собирал фольклор, вел работу по изучению этнографии ногайцев. Учитель – это призвание Джанибекова, которому он был верен всю свою жизнь, но он везде совмещал работу учителя со сбором фольклора и ставил театрализованные представления.

В этом году исполняется 140 лет со дня рождения Абдулхамида Джанибекова. К сожалению, об этом человеке мало знают даже местные ногайцы. О нём вспоминают, только когда проводятся одноимённые чтения. Кто же этот человек? Чем он прославился среди ногайской общественности, в Российском государстве?
Абдулхамид был ученым-этнографом, писателем, историком и одним из создателей ногайской письменности, автором первых ногайских букварей и грамматик. Родился он в Астрахани, где теперь есть улица его имени. Именем Джанибекова названо и несколько школ в Астраханской области и Дагестане, его имя носит дом-музей, где ежегодно проходят научные конференции под названием «Джанибековские чтения».
С 1901 года Джанибеков работал в Красноярском уезде среди ногайцев-карагашей, потом, в 1917-1920 годах, он стал учителем среди юртовских ногайцев в Хожетае, Ясын-Сокане, открыл несколько ногайских школ. В это время по инициативе Абдулхамида был организован кружок молодых ногайцев «Джиен», который собирал фольклор, вел работу по изучению этнографии ногайцев. Учитель – это призвание Джанибекова, которому он был верен всю свою жизнь, но он везде совмещал работу учителя со сбором фольклора и ставил театрализованные представления.
В 1918 году А. Джанибеков написал пьесу «Ногайская свадьба», которую, к сожалению, издать не удалось. Однако пьеса была поставлена в том же году в Астраханском городском зимнем театре.
В 1921 г. Абдулхамид установил связь с Северо-Кавказским институтом краеведения во Владикавказе и был принят туда сотрудником, совмещая работу учителя в г. Грозном с научной деятельностью. Летом 1921 года А. Джанибеков по заданию института для сбора этнографического материала поехал в научную командировку в село Канглы. В 1923 году летом совершил научную командировку в Ачикулак – центр джембойлукских, джетисанских, джетишкульских ногайцев и в Терекли-Мектеб – центр Караногая.
В 1924 году врачи посоветовали Абдулхамиду переехать в Карачай для лечения горным воздухом – начинался туберкулёз. Он приехал в Карачай и в 1924-1925 годах работал учителем в ауле Нижняя Теберда. В 1928 году завершил работу над алфавитом на основе латиницы, а в 1938 году им была написана ногайская грамматика на основе кириллицы. Плодом его многолетних изысканий явилось создание рукописного четырёхтомника ногайского фольклора «Соьз казнасы» – «Сокровищница слов». Но этот уникальный труд, к сожалению, до сих пор не опубликован в полном объёме.
В то же время Джанибеков собирал материал о языке, истории и быте карачаевцев.
В 1925 году Джанибеков по приглашению Минераловодского райисполкома переехал на работу учителем в а. Канглы и в том же году ездил в Москву и посетил Государственный институт музыкальной науки, на одном из заседаний по просьбе членов этнографической комиссии исполнил ногайские исторические песни «Чора батыр» и другие. Комиссия института приняла постановление о записи ногайских песен на фонограф в исполнении Абдулхамида.
В 1926 году Северо-Кавказский институт краеведения командировал Джанибекова в Баку на I Всесоюзный тюркологический съезд, где он познакомился с известными тюркологами А.Самойловичем, Н. Ашмариным, Г.Чурсиным, Чобан-Заде и А.-К. Губайдуллиным.
Джанибеков, возвращаясь из Баку, остановился в Махачкале и посетил Дагестанский краеведческий музей, где познакомился с директором Дагестанского НИИ Д. Павловым, который предложил Абдулхамиду принять участие в этнографической экспедиции в Караногай. «Я с удовольствием согласился на это предложение, – писал Джанибеков, – и летом 1926 года поехал из с. Канглы в Караногай, где я в продолжении двух месяцев по программе Дагестанского НИИ обследовал этнографию караногайцев, собирал фольклор и материалы для составления ногайско-русского словаря». Джанибеков на ногайском языке написал исторические, этнографические, лингвистические заметки «Путешествие по ногайскому миру» о ногайцах Астраханской губернии, Кубанской области, Терского округа и Дагестанской республики.
В 1926 году заместитель Дагестанского Наркомпроса Аюпов пригласил Джанибекова на работу учителем в Ачикулак. Это предложение Абдулхамид принял, так как большая часть ногайцев проживала именно в этом регионе. При Ачикулакском отделе народного образования он организовал «Научно-методическую комиссию» и создал авторский коллектив. Участники комиссии писали книги на ногайском языке и выпускали их в Центриздате в Москве и Даггосиздате в Махачкале. В конце 1930 годов центр книгопечатания перемещается из Махачкалы в г. Пятигорск, а затем в Чероблнациздат в г. Черкесск.
В годы войны Джанибеков переехал к кубанским ногайцам, работал учителем и по-прежнему везде записывал ногайские героические эпосы, любовную лирику, пословицы и поговорки, загадки, плачи, обрядовую поэзию и т. д.
Джанибеков – автор первых букварей, «Свода орфографических правил ногайского литературного языка», «Очерков по истории ногайцев». Часть научных статей, историко-этнографических трудов ему удалось опубликовать при жизни. Более 60 произведений ногайского просветителя хранятся в Москве в библиотеке им. Ленина. С именем Джанибекова связаны и первые терминологические словари по математике, физике, химии, не потерявшие своего научного значения и в настоящее время. Несмотря на ряд недостатков, а именно стремление во что бы то ни стало найти в ногайском языке эквиваленты для нового понятия и излишнее увлечение арабскими словами, эти словари сыграли важную роль в упорядочении и унификации научно-технической терминологии ногайского языка и явились началом отечественной традиции дальнейшего успешного развития ногайской лексикографии. Однако словари имели небольшой объём и тираж и в настоящее время стали библиографической редкостью.
С 1990 года по инициативе председателя общества ногайской культуры «Бирлик» Равиля Джуманова в Астраханской области ежегодно проводятся «Джанибековские чтения». Они являются традиционным культурным и научно-просветительским мероприятием, в котором принимают участие представители органов государственной власти и местного самоуправления, национально-культурное общество «Бирлик», центр ногайской молодежи «Эдиге». Чтения проходили не только в областном центре, но и в сёлах Малый Арал, Сеитовка, Джанай, Ясын-Сокан Красноярского района, Растопуловка Приволжского района, Алтынжар, Тулугановка Володарского района, Лапас Харабалинского района. Они стали своеобразным брендом ногайцев.
На чтениях обсуждались такие вопросы, как «История ногайских сёл. Социокультурные изменения в жизни ногайцев в XIX-XX веках», «Применение элементов фольклора на уроках ногайского языка», «Декоративные убранства женского костюма астраханских ногайцев». Руководителем молодёжного центра Э.Идрисовым было предложено организовать общеногайский съезд и создать информационное пространство в форме единого печатного органа и информационного портала «Ногайский мир».
Надо добавить, что фамилия Джанибеков является одной из самых уважаемых в Карачаево-Черкесии. Многие потомки Абдулхамида Шаршенбиевича стали известными учёными, деятелями искусства. Дело просвещения тюркских народов продолжила дочь Джанибекова Софья Абдулхамидовна Калмыкова-Джанибекова – автор многочисленных учебников по ногайскому языку. Муж внучки Джанибекова Лилии взял фамилию жены. Это – Владимир Джанибеков, космонавт, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза. Ещё одна дочь этнолога, Роза Джанибекова, – также известный научный и общественный деятель Карачаево-Черкесии, одно время возглавлявшая Карачаево-Черкесский научно-исследовательский институт истории, языка и литературы. Её сыновья пошли по медицинской стезе, один из них – Тимур Султанович Шаов – впоследствии получил известность как певец-бард. Вот так причудливо тасуется колода преемственности поколений…

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях