Любимое дело – одно на двоих

18 апреля в 08:10
4 просмотра

Супруги Александр Шепенёв и Вера Фёдорова, ветераны гидроэнергетики, вместе уже 40 лет. Это на редкость удивительная пара, плечом к плечу шагающая по общему трудовому пути, верой и правдой служа избранной стезе. И дома, и на работе быть всегда рядом, поровну разделяя семейные заботы и дела производственные, растить детей, устраивать быт, пережить тяготы и лишения гражданской войны в одной из среднеазиатских республик и, бросив всё нажитое там, начинать с нуля на новом месте, чтобы стать участниками строительства каскада ГЭС на горных реках Карачаево-Черкесии и обрести надёжный причал в компактном, уютном посёлке гидростроителей – это всё про них. И, безусловно, в их судьбе отразилось сложное и противоречивое время, с которым мужали, закалялись, переживали умом и сердцем все перипетии эти простые, бесхитростные, по-настоящему надёжные люди, на которых обычно держится мир…
…Мы сидим в одном из кабинетов адм. корпуса Карачаево-Черкесского филиала ПАО «РусГидро». Здесь каждый за своим рабочим столом выполняет работу, связанную с обслуживанием Зеленчукских ГЭС: Александр Шепенёв – инженер-наладчик службы мониторинга оборудования и гидротехнических сооружений, Вера Фёдорова – инженер участка измерений, Виталий Старокожев – инженер-метролог, Андрей Колпаков – инженер по ГО и ЧС.

Супруги Александр Шепенёв и Вера Фёдорова, ветераны гидроэнергетики, вместе уже 40 лет. Это на редкость удивительная пара, плечом к плечу шагающая по общему трудовому пути, верой и правдой служа избранной стезе. И дома, и на работе быть всегда рядом, поровну разделяя семейные заботы и дела производственные, растить детей, устраивать быт, пережить тяготы и лишения гражданской войны в одной из среднеазиатских республик и, бросив всё нажитое там, начинать с нуля на новом месте, чтобы стать участниками строительства каскада ГЭС на горных реках Карачаево-Черкесии и обрести надёжный причал в компактном, уютном посёлке гидростроителей – это всё про них. И, безусловно, в их судьбе отразилось сложное и противоречивое время, с которым мужали, закалялись, переживали умом и сердцем все перипетии эти простые, бесхитростные, по-настоящему надёжные люди, на которых обычно держится мир…
…Мы сидим в одном из кабинетов административного корпуса Карачаево-Черкесского филиала ПАО «РусГидро». Здесь каждый за своим рабочим столом выполняет работу, связанную с обслуживанием Зеленчукских ГЭС: Александр Шепенёв – инженер-наладчик службы мониторинга оборудования и гидротехнических сооружений, Вера Фёдорова – инженер участка измерений, Виталий Старокожев – инженер-метролог, Андрей Колпаков – инженер по ГО и ЧС. Этот маленький коллектив – одна из многочисленных составляющих большого целого, системы каскада ГЭС.
И хотя задачи у этой четвёрки специалистов разные, но всё равно это слаженная команда, и это видно из того, с каким уважением, подкреплённым добрым юмором, Виталий с Андреем отзываются о супружеской чете, с которой они делят кабинет: «Александр и Вера общаются на уровне телепатии», «Он только глянет, а она уже подносит ему тормозок с обедом», «Эта неразлучная пара – укор всем, кто не ценит брачные узы» и т.д.
Словом, наше общение проходило, если говорить по-протокольному, «в непринуждённой обстановке», и поэтому мне было легко со слов коллег Александра Константиновича и Веры Николаевны сложить представление о том, как влияют производственные отношения на семейный союз и способствуют ли они «выгоранию» чувств. В данном случае и с чувствами, и с коллегиальностью всё было на высоте, ведь ощущалось со стороны, что рядом со своим супругом Вера Николаевна как бы отражает его внутренний свет. Только почему это, интересно, она настояла в своё время на том, чтобы при регистрации брака оставить свою девичью фамилию? Но потом, в ходе беседы с супругами, этот вопрос как бы потонул в фактах их биографии, представляющей гораздо больший интерес, на фоне которых эти подробности паспортных данных стали абсолютно бессмысленны… Открывался главный смысл – эти двое, обладая даром любить, сберегли свои чувства в первозданном виде, поистине пройдя «огонь, воду и медные трубы» эпохи перемен и переоценки ценностей…
Александр Шепенёв родился в 1951 году в посёлке Новосолёновском Ростовской области в семье специалиста по разработке марок бетона, и эта профессия всегда считалась самой востребованной при строительстве плотин гидроэлектростанций. И когда в первой половине 50-х началось строительство Павловской ГЭС в Башкирии, семья переехала к месту работы Константина Семёновича. «В Башкирии мы прожили до 1961 года, когда отец получил вызов на Нурекскую ГЭС в Таджикистане, – вспоминает А. Шепенёв. – Это была поистине стройка века на реке Вахш, и высота плотины составила потом 300 метров. Вода из водохранилища использовалась как для выработки электроэнергии, так и для орошения сельскохозяйственных земель. В середине 80-х годов Нурекская ГЭС носила имя Леонида Брежнева, и здесь под лозунгами о братской дружбе трудились посланцы со всех концов бывшего СССР. Здесь при нас было построено 9 гидроагрегатов по 340 мегаватт. Нурекская ГЭС заработала в 1979 году, её открытие стало большим государственным событием»…
После окончания школы Саша, поступив в вечерний энергетический техникум, устраивается на Нурекскую ГЭС монтёром 3-го разряда… А его будущая половина, Вера Фёдорова, родилась в 1953 году в Ташкенте. И ей до сих пор видятся тихие тенистые улочки под сенью огромных платанов и карагачей, журчащие арыки, разделявшие проезжую часть и тротуар. И кто только там не жил – удивить кого-то тем, что ты – армянин, айсор, еврей, грек или кореец, было трудно. Ташкент, «город хлебный», принимал всех, и это был какой-то стихийный интернационал, «Ноев ковчег». Переломным моментом истории Ташкента стало землетрясение 1966 года, и когда всё «утряслось», в городе за считаные месяцы выросли целые кварталы типовых застроек. Наверное, человеку свойственна привязанность к местам своего детства и юности, там, где ты был счастлив и беззаботен. Вера выросла в семье педагогов. И казалось бы, при таком папе, как Николай Владимирович, преподаватель русского языка и литературы, знавшем наизусть всего «Евгения Онегина» и перечитывающего с карандашом в руках труды великого критика Белинского, прямая бы ей дорога на филологический факультет. Но тургеневской барышни из Верочки не получилось, она поступила в Ташкентский институт на факультет автоматики, телемеханики и связи. И когда Вера уже работала инженером-электриком на одном из предприятий и считалась грамотным, компетентным специалистом, её послали в командировку проверять наладку электрооборудования на Нурекскую ГЭС. Было это в 1979 году, когда там был введён в строй последний агрегат. Так они познакомились с Александром…
И полетели потом письма из Нурека в Ташкент и в обратном направлении, имели место и ожидания связи в телефонных кабинах переговорных, короткие встречи влюблённых. А потом в Нуреке молодые сыграли свадьбу, где все отплясывали массовый шейк под записи «Beatls».
«Мы получили хорошую квартиру, правда, меня, специалиста с высшим образованием, которой доверяли делать ревизию оборудования и писать заключение, на Нурекской ГЭС поначалу на инженерную должность не приняли, – рассказывает Вера Николаевна. – Нужно было начинать с рабочей специальности, и я подвизалась в качестве монтёра 6-го разряда. Но мы с мужем на эти временные трудности внимания не обращали. Родились дочери, мы обустраивали быт, муж окружал наше «девчачье царство» заботой и вниманием. Через некоторое время я вновь влилась в ряды ИТР. Мы с энтузиазмом трудились на Нурекской ГЭС вплоть до 1993 года»…
А в это время в Таджикистане уже шла гражданская война. Между пуштумскими, таджикскими и узбекскими группировками развернулись боевые действия. События тех лет (90-е годы прошлого столетия) характеризовались громадными жертвами среди граждан и колоссальным экономическим ущербом. В ходе войны была уничтожена почти вся инфраструктура бывшей республики СССР, едва-едва удалось отстоять уникальную Нурекскую ГЭС. Только по официальным данным погибло не менее 100 тысяч человек, столько же пропало без вести. Гражданская война усилила и ускорила проявление ксенофобии.
«Жили как на пороховой бочке, не было продуктов. Правда, энергетиков Нурекской ГЭС на работе кормили бесплатными обедами, но эти полумеры положение не спасали. Мы боялись за жизнь своих детей, – продолжает Вера Николаевна. – Бросив всё, мы покинули Таджикистан и перебрались в Россию, где устроились работать в «Кировэнерго». А в 1997 году в числе многих, кто работал на Нурекской ГЭС, нас пригласили в ОАО «Зеленчукские ГЭС». Дело в том, что первым руководителем этого предприятия являлся Рахматулла Шамсиевич Альжанов, до этого также работавший в Нуреке. И он, проявляя большое участие к судьбам таких беженцев как мы, постепенно собрал всех вокруг себя. Кстати, и Григор Саратикян, бывший гендиректор Зеленчукских ГЭС, прошёл через Нурек, где возглавлял управление строительством ГЭС».
За эти 22 года, прожитые в Карачаево-Черкесии, они стали участниками грандиозных преобразований на каскаде Зеленчукских ГЭС, это: и пуск новых мощных гидроагрегатов, и введение в эксплуатацию гидроузла на реке Большой Зеленчук, а также внедрение автоматизации, компьютеризации рабочих мест и многое другое. «Главное – у нас дружный, сплочённый коллектив, где тон по-прежнему задаёт старая проверенная когорта энергетиков, – с гордостью говорит Александр Шепенёв. – Радует и молодёжь, это в основном выпускники вузов СКФО. Кстати, высшее образование я заочно получил, уже работая на Зеленчукских ГЭС. Я окончил Московский государственный открытый университет имени Черномырдина».
…Оперились, вылетели из родного гнезда дочери: Анна окончила вместе с мужем Таганрогский радиотехнический институт, они живут и работают в Пятигорске; Евгения также имеет техническое образование, высококвалифицированный специалист проектного института «Росатома», проживает в Санкт-Петербурге, в настоящее время находится в долгосрочной командировке в Финляндии. А их родители, давно сроднившиеся с посёлком гидростроителей Правокубанским и окружающими горными пейзажами, иной жизни уже и не мыслят: работа, квартира, дача, где на шести сотках с удовольствием хозяйничает отец семейства. То особый сорт винограда посадит, то с томатами и клубникой экспериментирует.
…Для фотосессии мы спустились с ними в машинное отделение с его сложной системой генераторов, пультов управления, измерительных приборов. Здесь им обоим всё знакомо до мелочей – одним кабинетом их круг обязанностей не заканчивается. Задаю им заключительный вопрос:
– Александр Константинович, Вера Николаевна, ваша пара считается идеальной. Знакомы ли вам кризисы семейной жизни и как вы их преодолеваете?
А. К.:
– Заниматься любимым делом вместе. Работа эта должна быть любимая и обоюдная. Совпадение этих обстоятельств позволяет людям быть рядом.
В. Н.:
– Готовых рецептов нет. Надо жить друг для друга, чтобы дети всегда имели прочный тыл и спешили в родительский дом, где их всегда ждут.

НА СНИМКЕ: Энергетики Александр ШЕПЕНЁВ и Вера ФЁДОРОВА – 40 лет вместе.
Фото пресс-службы Карачаево-Черкесского филиала ПАО «РусГидро».

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях