«Не потворствовать вкусам толпы…»

29 мая в 06:56
3 просмотра

Нам приятно сообщить своим читателям о победе нашего сотрудника, писателя Ольги МИХАЙЛОВОЙ, в конкурсе готической литературы «Трансильвания-2019». Роман «На земле живых» в разделе «крупная проза» занял первое место. Ольга любезно согласилась рассказать о конкурсе и романе, который получил такую высокую оценку.
– Прежде всего, Ольга, хотелось бы поздравить тебя с победой и подробнее узнать, что это за конкурс, как давно он проводится и где? Я удивился, узнав, что где-то соревнуются писатели, пишущие о вампирах…
– На мой взгляд, ничего удивительного тут нет. Сегодня на площадках самых разных интернет-ресурсов проводятся конкурсы писателей-фантастов, детективщиков, авторов городского фэнтези, приключ. и историч. жанров. Почему же не быть конкурсу готической литературы?

Нам приятно сообщить своим читателям о победе нашего сотрудника, писателя Ольги МИХАЙЛОВОЙ, в конкурсе готической литературы «Трансильвания-2019». Роман «На земле живых» в разделе «крупная проза» занял первое место. Ольга любезно согласилась рассказать о конкурсе и романе, который получил такую высокую оценку.
– Прежде всего, Ольга, хотелось бы поздравить тебя с победой и подробнее узнать, что это за конкурс, как давно он проводится и где? Я удивился, узнав, что где-то соревнуются писатели, пишущие о вампирах…
– На мой взгляд, ничего удивительного тут нет. Сегодня на площадках самых разных интернет-ресурсов проводятся конкурсы писателей-фантастов, детективщиков, авторов городского фэнтези, приключенческого и исторического жанров. Почему же не быть конкурсу готической литературы? У неё тоже немало поклонников. Конкурс «Трансильвания» проходит в Санкт-Петербурге, проводится уже пятый год для российских и зарубежных писателей, обращающихся к тематике готического романа. Учредители – Трансильванское общество Дракулы, да-да, есть и такое, Ассоциация авторов и исследователей вампирской прозы, при информационной поддержке сети сайтов «Horror Web», издательства «Dracula Sisters SRL», издательства и интернет-магазина «Пряхи».
– Как ты попала на конкурс?
– Организаторы конкурса заметили, что среди моих романов есть готическое фэнтези, и я получила приглашение участвовать. Роман, который я предложила на конкурс, – мой первый роман «На земле живых», написанный ещё в 2008 году в жанре фэнтези.
– Каков средний возраст участников?
– От 18 до 66 лет, то есть там участвует как молодёжь, так и весьма зрелые люди. Основное условие конкурса – присутствие вампиров в романе, автор волен использовать как классический образ вампира из фольклора любой страны, так и выбирать трактовку вампиризма на свое усмотрение и даже – конструировать собственную мифологию. Один автор мог предоставить не более двух работ под подлинным именем или псевдонимом.
– Кто судил представленные на конкурс работы?
– В состав жюри всегда приглашаются писатели, преимущественно работающие в жанре мистики, хоррора, а также фэнтези, фантастики, это литературные критики, литературоведы, сценаристы и издатели. В этом году в состав жюри входили Фотина Морозова, писатель, кандидат филологических наук, автор статей и обзоров литературы ужасов и создатель сайта «Мальпертюи», Юлия Гавриленко – писатель, кандидат технических наук, Юстина Южная – тоже писатель, литературный редактор, лауреат конкурса «Золотое перо Руси-2012», Марина Яковлева – историк, преподаватель, аспирант РГПУ им. А. И. Герцена, Евдокия Нестерова – литературовед, кандидат филологических наук, специалист по фантастике и фэнтези, автор учебных пособий по немецкому языку, организатор международной междисциплинарной конференции по изучению фантастики и фэнтези, и Николай Желунов – историк и писатель-фантаст. В марте произведения поступили на рассмотрение членам жюри, которые последовательно сформировали лонг- и шорт- листы, ориентируясь на соответствие произведения заявленным требованиям.
– Что же, такой успех при дебюте – впечатляет. Я вижу на сайте отзывы критиков и читателей. Чего стоят такие, например, оценки: «Роман, безусловно, потрясающий….», «Филигранный роман с тончайшей игрой ума… «Элегантный и изысканный язык сплетается в плотный отменный текст». То есть, роман оценен весьма высоко.
– Меня конечно порадовали столь благоприятные отзывы, причем поступившие от профессиональных критиков. То есть оценка – объективная. На этот конкурс многие идут именно затем, чтобы получить профессиональный критический отзыв на свои вещи, который потом можно использовать для аннотаций к книгам.
– Все ли критики были единодушны в оценке?
– Члены жюри оценивали сюжет, язык, образность, оригинальность темы и ее воплощения, и так определяли победителей в каждой из номинаций. Но «кухню» нам не раскрывали, лишь предоставив критические заметки членов жюри по каждому произведению.
– Я читал этот роман. На мой взгляд, он во многом провокационный, здесь можно найти элементы богословских рассуждений, но есть и откровенная дьявольщина. На какую аудиторию рассчитан роман? Ведь есть риск того, что верующих не будут интересовать оргии оборотней с вампирами, любителей же магической «чернушки» не заинтересует схоластическая теология. Так и без читателя остаться можно!
– Я не ищу заработка или славы и потому не считаю нужным потворствовать чьим-то капризам или вкусам. По личному опыту знаю, что при погружении в сферу духа люди теряют интерес к светской литературе, поэтому верующие, конечно, не будут меня читать. Кроме того, мне нечего им сказать: они и без моих книг все знают. А вот невоцерковленным любителям фэнтези я предлагаю подумать об источнике силы зла и увидеть вход в мир Духа. Так что вампирский антураж – это лишь способ привлечь людей недуховных, но еще не потерянных. Из чистого любопытства они сунут туда нос, а дальше задача автора сделать так, чтобы «коготок увяз», втянуть читателя в размышления о духовности и подтолкнуть его на путь Истины.
– То есть твой роман можно отнести к жанру «богословского фэнтези». Есть ли произведения, которые ты держала в фокусе как образец для подражания? Если такие образцы есть, как ты ушла от невольного следования уже намеченным путям?
– Образцов для подражания у меня нет, мой роман – просто квинтэссенция поисков смысла бытия в художественной форме. В романе довольно много литературных реминисценций и аллюзий, но они скорее – следствие филологического образования, чем желания подражать кому-то.
– Роман насыщен библейскими аналогиями. Ожидаешь ли ты от читателя, что он будет библейски образован или, напротив, надеешься побудить к поиску заложенных смыслов и обращению к священным текстам?
– Ориентироваться надо только на умных взыскательных читателей. Такой читатель сам найдет заложенные в романе смыслы. Пытаться же угодить всем – путь в пустоту. Мои книги – не для всех, и я не собираюсь следовать расхожим советам издательств, как упростить содержание, чтобы лучше продаваться. Художников – и кисти, и слова – три десятилетия приучали потворствовать вкусам толпы, творить на продажу и дурной вкус. И что получили?
– Нравоучительность в литературе – очень сложная вещь. Есть какие-то наблюдения по этому вопросу, сложившиеся в ходе работы над романом?
– Да, это зелье надо дозировать очень осторожно. Доказывать свои мысли надо художественно, а не цитатами из моральных прописей.
– Ты пишешь много лет и у тебя свыше двадцати романов. Нет ли ощущения, что главное сказано?
– Кто хоть раз хлебнул из отравленной писательской чернильницы и вдохнул пары вдохновения, становится одержимым. И как не бывает бывших наркоманов, так не бывает и бывших писателей. Я буду писать до могилы.

Беседовал Евгений КРАТОВ.

Евгений КРАТОВ
Поделиться
в соцсетях