«Гречишкинская весна»
Десять лет назад, 26 июня 2009 года, ушел из жизни замечательный художник-пейзажист Павел Гречишкин. В память об этом заслуженном художнике России на Ставрополье, где родился, жил и творил Павел Моисеевич, ежегодно проводится международный открытый фестиваль пленэрной живописи «Гречишкинская весна». Не стал исключением и нынешний год. 10 июня в г. Ставрополе, в Картинной галерее пейзажей художника П. М. Гречишкина – филиале Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве, состоялось открытие VII международного открытого фестиваля пленэрной живописи «Гречишкинская весна – 2019».
Десять лет назад, 26 июня 2009 года, ушел из жизни замечательный художник-пейзажист Павел Гречишкин. В память об этом заслуженном художнике России на Ставрополье, где родился, жил и творил Павел Моисеевич, ежегодно проводится международный открытый фестиваль пленэрной живописи «Гречишкинская весна». Не стал исключением и нынешний год. 10 июня в г. Ставрополе, в Картинной галерее пейзажей художника П. М. Гречишкина – филиале Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве, состоялось открытие VII международного открытого фестиваля пленэрной живописи «Гречишкинская весна – 2019». И здесь же, после 12 дней работы на пленэрах на древнем Татарском городище, в живописных окрестностях села Татарка Шпаковского района, города-курорта Пятигорска и Архыза, участники фестиваля – художники из разных городов России, а также Китайской Народной Республики представили более 300 великолепных «свежих» этюдов. По информации Министерства культуры Ставропольского края, итоговая выставка этюдов участников «Гречишкинской весны – 2019» продлится до 17 июля.
«Все это замечательно, – может сказать читатель. – Но при чем тут мы, наша республика?» А дело в том, что связь с нашим горным краем у художника Гречишкина была очень крепкой.
Впервые в горы Карачаево-Черкесии Павел Гречишкин попал в 1933-м. Именно тогда семья Гречишкиных, чтобы пережить трудные голодные времена, временно переехала из с. Татарка, что на Ставрополье, в с. Георгиевско-Осетинское (ныне с. Коста Хетагурова). Горы, поросшие лесом, ледяная шумная Кубань, древний храм на горе Шоана, снежные вершины Верхней Теберды запали глубоко в душу одиннадцатилетнему мальчику.
И потом, уже став художником, он будет постоянно приезжать в наш горный край. И каждый уголок, в котором он побывает, до мельчайших деталей навсегда останется в его памяти. Ставропольский журналист Сергей Белоконь рассказывал, как однажды Гречишкину «показали открытку с изображением горы. Гора как гора… Ничего необычного. Он на минуту задумался, потом уверенно произнёс:
– Это не Кавказ. У нас такой горы нет.
Действительно, на открытке был вид Альп.
Я называл: Белала-Кая, Инэ, Домбай-Ульген, Джисса, Верхний Джинал. Он, почти не задумываясь, рисовал карандашом “портрет” горы. Наверное, он мог бы вот так – по памяти – изобразить весь Кавказский хребет».
«Есть этюды, которые я написал в мастерской, но их трудно отличить от натурных», – говорил Павел Моисеевич.
В 1957 году руководство Тебердинского заповедника пригласило Павла Гречишкина написать картины для своего Музея природы. Почти год Гречишкин прожил в заповедных местах, написал почти полторы сотни этюдов и только после этого дал согласие на выполнение заказа, с которым справился достойно.
В Теберде он впервые работал вместе с географами, ботаниками и убедился в плодотворности такого сотрудничества. Оно словно поставило его картины на научную базу. «А главное, – делился художник, – я полюбил эти места!»
Он полюбил их по-настоящему. Неслучайно сегодня специалисты говорят, что по картинам П. Гречишкина можно изучать природу горного Кавказа. По своему богатству и разнообразию горы, растительный мир Главного Кавказского хребта в пределах Карачаево-Черкесии уникальны. Ледники, мрачные пихтовые, еловые, светлые сосновые и любимые художником прозрачные берёзовые рощи, тихие озёра и стремительные водопады, глухие ущелья, ледяные пики гор – всё это на полотнах, написанных Гречишкиным в разные годы, наполнено красками жизни, излучает особый свет и, кажется, даже запахи.
Мухинское ущелье, Джемагат, Назалы-Кол, Муруджинские Чёрное и Голубое озёра, Бадукские озёра, долина Северного Клухора с горой Чотчей, Домбайская поляна, ущелье Аманауз, Алибекская поляна с горой Сулахат, Клухорское озеро и перевал – вот далеко не полный перечень мест, которые были связаны у художника с тяжёлыми походами, ночёвками в любое время года, и они же послужили мотивами для его картин.
Это был удивительный мастер пейзажа. Он настойчиво шел к достижению поставленной перед собой цели и мог неоднократно возвращаться с этюдником в те места, красоту которых хотел донести до зрителя. Например, по признанию художника, чтобы раскрыть тему одного только Клухорского перевала, ему понадобилось 15 лет; за это время он побывал там 25 раз!
«Написал множество вариантов картины… при закате солнца, в ясный летний день. В дымке тумана, в бурю, – делился Гречишкин. – И в каждом – совершенно непохожие… оттенки цветов неба, гор, ущелий. И это все ради одной будущей картины»…
Ему важно было писать такие картины, в которых «можно не только видеть природу, но и чувствовать движение воздуха, запах трав»…
Вот, к примеру, «Утро в Теберде». На полотне – настоящий праздник наступающего дня. Пейзаж торжественный, ясный. Горы уже зарделись зарёй, ещё прохладно. Однако чем ниже спускается взгляд зрителя, тем теплее тона.
Кажется, пронизана чистотой, светом «Солнечная долина», написанная в верховьях реки Архыз. Удивительны цветовые переливы гор – целая гамма переходов.
Завораживающа по своей красоте картина «Домбайская фантазия» (1990 г.), на которой величавый ледяной силуэт вершины Зуб Суфруджу царственно вознёсся надо всем живым. Онемел в волшебной узорчатой красе лес внизу, кустарник.
На картине «Три сосны» – ясный осенний день, но показавшиеся на горизонте облака, кажется, обещают скорое ненастье. Всё в природе пронизано ощущением близких перемен. Просто удивительно, как точно удалось автору передать хрупкость теплого дыхания золотой осени в горах…
Он работал над картинами так, как может это делать только художник, искренне влюбленный в то, что видит. Он действительно любил Кавказ. И природа Кавказа, кажется, отвечала ему взаимностью. Мало кто знает, что за тот год, который Гречишкин провел в горах по приглашению дирекции Тебердинского заповедника, Павел Моисеевич полностью излечился от туберкулеза – из-за этой болезни участник Великой Отечественной войны П. Гречишкин, удостоенный нескольких наград, в том числе медали «За оборону Кавказа», был демобилизован из армии в 1948 г….
Конечно, за свою долгую жизнь Гречишкин побывал со своим этюдником во многих уголках нашей Родины – от степей и предгорий Ставропольского края и гор Кавказа до Валаама, Кижей и Соловецких островов, совершал поездки по Волге, в Суздаль, Набережные Челны, по реке Каме, на Уральскую Вишеру, в село Верхне-Никульское Ярославской области. Десять раз ездил на Байкал… Бывал он и за границей – в Индии, Италии, Греции, Непале, Турции, Мексике, Японии, Египте, Сирии. Результатом всех поездок становились живописные серии. И сегодня картины Гречишкина хранятся в музеях и частных коллекциях 40 стран мира!
Но среди разъездов и хлопот он всегда успевал помогать самодеятельным художникам-землякам – руководил творческими семинарами – многодневными пленэрами. Причем проводились эти пленэры зачастую в Карачаево-Черкесии, в горах Архыза…
Вот и участники нынешней «Гречишкинской весны» побывали в Архызе. Красота наших гор по-прежнему завораживает и вдохновляет художников. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить выставку в Картинной галерее пейзажей художника П. М. Гречишкина…
При подготовке материала использована информация с интернет-ресурсов: http://www.mincultsk.ru; http://stavropollibblind.blogspot.com; http://cultobzor.ru; https://stav-cbs.ru.
{{commentsCount}}
Комментариев нет