«Век бы отсюда не уезжал…»

17 июля в 07:43
25 просмотров

Каждый раз, когда Руслан Алчаков наведывается в родной вуз с Махара, вокруг него моментально образовывается поле притяжения, его сразу окружают бывшие однокурсники, преподаватели, технические работники, студенты, его ждут в ректорате, он нужен и необходим всем. Руслан Ахматович – директор учебно-оздоровительного центра КЧГУ «Махар», при котором он почти круглый год находится неотлучно. После летнего сезона, когда пустеют деревянные домики лагеря, в которые он вдохнул жизнь, перестроив их или возведя из нулевого цикла, требуются подготовка к предстоящим новым полевым практикам и пленэрам студентов, ремонт инфраструктуры, забота об организации питания, исправности дизеля, подающего электричество, словом, дел хватает.

Каждый раз, когда Руслан Алчаков наведывается в родной вуз с Махара, вокруг него моментально образовывается поле притяжения, его сразу окружают бывшие однокурсники, преподаватели, технические работники, студенты, его ждут в ректорате, он нужен и необходим всем. Руслан Ахматович – директор учебно-оздоровительного центра КЧГУ «Махар», при котором он почти круглый год находится неотлучно. После летнего сезона, когда пустеют деревянные домики лагеря, в которые он вдохнул жизнь, перестроив их или возведя из нулевого цикла, требуются подготовка к предстоящим новым полевым практикам и пленэрам студентов, ремонт инфраструктуры, забота об организации питания, исправности дизеля, подающего электричество, словом, дел хватает.
На Махарской базе университета Алчаков с 1985 года, за это время она стала его детищем, он вложил в этот уникальный уголок душу художника и творца. Например, тот, кто здесь, проснувшись летним утром, с полотенцем через плечо спускается по каменным ступеням вниз к стремительному потоку, где сливаются речки Махар и Гондарай и где мириады брызг вызывают восторг и дарят ощущение первозданной свежести, не раз восхитится этой чудо-лестницей! И эта лестница, и спортплощадка, и столовая с хозпостройками – все сделано искусными руками Руслана Алчакова, выпускника художественно-графического факультета КЧГПИ 1983 года.
Он по сей день с благодарностью вспоминает своего талантливого преподавателя Магомета Келендиковича Даутова. Как-то приехав на Махар в поисках нужной древесины для поделок, он произнес: «Эх, век бы отсюда не уезжал! Жил бы здесь, занимаясь резьбой по дереву да чеканкой, проводил бы пленэры со студентами, облагораживал бы этот чудный уголок. Не зря же его воспели известные поэты…» Слова Магомета Даутова запали в душу студенту Руслану Алчакову, тогда уже подумывающему о том, куда приложить руки после окончания вуза – посвятить себя педагогике или стать свободным художником. Выпускник Хурзукской школы, он вырос в семье искусных ремесленников. Его дед, Джашарбек Алчаков, был непревзойденным кузнецом, отцу, Ахмату Джашарбековичу, фронтовику, в Великую Отечественную войну командовавшему «катюшами», подчинялось дерево, и он мастерски вырезал кухонную утварь и посуду.
Руслан Алчаков, ремесленник в третьем поколении, учившийся у лучших художников и мастеров-прикладников, не раз любовавшийся произведениями декоративно-прикладного искусства в Эрмитаже, свой выбор сделал в пользу дерева, где ремесленная проработанность каждой детали идет от народных традиций и навыков. Но главное начало – это искренняя любовь мастера к творчеству.
…Мы встретились с Русланом Алчаковым на одной из художественных выставок преподавателей и студентов университета – как бывших, так и нынешних, где были представлены картины, написанные в разных стилях, прекрасные шали с кистями, раскладные ширмы для переодевания (почему современный быт вытеснил этот атрибут быта на задворки народной культуры?), инкрустированные причудливым орнаментом, дизайнерские аутентичные платья мастериц золотого шитья, от которых невозможно было взгляд оторвать. Среди этого великолепия свое место занимала и выставленная традиционная деревянная горская посуда, изготовленная мастером Р. Алчаковым: изящные маленькие чашки с ручками – чёмюч, более объемные – миски без ручки – аякъ, еще больше – гоппан, набор поварешек – чолпу. Все это объединяло название экспозиции – «Дух старины».
Как рассказал мастер, эти изделия изготовлены из наростов на мягкой породе деревьев. Скорее, это наплыв древесины на тех местах, где дерево было надломлено, и благодаря сокам, излечивающим его «рану», и образовался этот нарост. По своей структуре он мягче древесины и легче поддается обработке. И тем не менее процесс изготовления изделия – той же ложки или миски – долог. Опытные мастера держат обычно заготовку в руках и обрабатывают ее резцом, затем в ход идут рашпиль и наждак.
…К этой экспозиции стремительно подходит директор Института культуры и искусств, доцент, заслуженный работник культуры КЧР Виталий Огузов, он же в прошлом сокурсник Р. Алчакова. «Салам алейкум, брат! Держи, это подарок от родного худграфа, – с этими словами он передает Алчакову последний каталог произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства художников-педагогов КЧГУ и других регионов России. – Надеюсь, следующий каталог пополнят страницы, посвященные и твоему творчеству».
Воспоминания друзей как бы отсылают меня в далекие 80-е годы – тогда на худграфе КЧГПИ, входившем в пятерку лучших факультетов страны, блистали такие талантливые мастера живописи и прикладного искусства, как декан Юрий Беджанов, преподаватели Юрий Коробовский, Николай Прокопович, Виктор Титов, Магомет Даутов, Норий Муртазов, Василий Стасевич, Николай Власенко, Магомет Бостанов и другие. Вспоминали Руслан Алчаков и Виталий Огузов и институтскую футбольную команду «Спартак», где лучшим нападающим был Руслан, незаменимый также и в городском «Шахтере», когда нужно было отстаивать честь Карачаевска на выездных матчах, он же являлся солистом студенческого хора, и когда по взмаху дирижерской палочки своим сильным баритоном выводил карачаевскую народную песню, эжиу (голосовое сопровождение) подхватывали его сокурсники разных национальностей. Солировал, кстати, в хоре во время исполнения абазинских песен и Виталий Огузов, которому опять же подпевали те же товарищи. Разумеется, обоих друзей хватало и на участие в танцевальном ансамбле, которым руководил незабвенный Руслан Маршанкулов.
«Удивительно плодотворными были наши студенческие годы! – восклицает руководитель Института культуры и искусств В. Огузов. – Именно тогда в стенах этих аудиторий у мольбертов и в художественных мастерских выросли талантливые художники, скульпторы, мастера-ювелиры, ученые, педагоги». В это время кто-то из толпы посетителей вернисажа бросил реплику: «И в их числе Руслан Алчаков – живая легенда Махара!»
Что ж, немногим суждено при жизни такое признание. А Руслан Алчаков, не претендуя на славу, просто верен своему призванию быть творцом: как художник, он поддерживает народные промыслы, веря в непрерывность общего дела со старыми мастерами; как педагог – открывает на пленэрах перед студентами все таинства природы Махара; как хозяин ключей от этих горных вершин – с традиционным гостеприимством встретит всех, кто ступил на эти тропы с добрым сердцем и чистыми помыслами.

НА СНИМКЕ: Руслан АЛЧАКОВ (слева) и Виталий ОГУЗОВ – выпускники

художественно-графического факультета КЧГПИ 1983 года.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях