Хронометры Улисса Нардана

2 сентября в 12:44
7 просмотров

В очерке о появлении первых морских хронометров было рассказано о том, как английскому часовщику Джону Гаррисону удалось решить технические задачи конструирования и изготовления этого прибора, крайне необходимого для морской навигации. Указывалось и на то, что хронометры Гаррисона, к сожалению, не были вполне доступным устройством – эту конструкцию, конечно, копировали и другие мастера, но каждый из них работал сам по себе и делал всё в одиночку – от механизма до росписи цифер-блата, обучая тайнам мастерства своих детей. Изготовление часов было делом, как правило, семейным и, по сути, ближе к ювелирному, а не к механическому производству. В Англии, которая к концу XVIII в. доминировала в изготовлении морских приборов, в том числе хронометров, это было давней устойчивой традицией…

В очерке о появлении первых морских хронометров было рассказано о том, как английскому часовщику Джону Гаррисону удалось решить технические задачи конструирования и изготовления этого прибора, крайне необходимого для морской навигации. Указывалось и на то, что хронометры Гаррисона, к сожалению, не были вполне доступным устройством – эту конструкцию, конечно, копировали и другие мастера, но каждый из них работал сам по себе и делал всё в одиночку – от механизма до росписи цифер-блата, обучая тайнам мастерства своих детей. Изготовление часов было делом, как правило, семейным и, по сути, ближе к ювелирному, а не к механическому производству. В Англии, которая к концу XVIII в. доминировала в изготовлении морских приборов, в том числе хронометров, это было давней устойчивой традицией.
Но всё изменилось в первой половине XIX века. Швейцария, где работало немало часовщиков, постепенно перешла к мануфактурной схеме работы, при этом не потеряв высочайшего качества, создавшего славу их продукции. Напомним уважаемому читателю, что мануфактурная организация предполагает разделение труда, при котором каждая операция производится отдельным исполнителем. Это приводит, с одной стороны, к совершенствованию навыков, а вследствие этого к повышению качества работы, с другой – к ускорению всего процесса, а значит, к повышению производительности предприятия. Одним из первых мастеров, основавших часовую мануфактуру, стал Улисс Нардан (в России чаще произносят это имя в английской транскрипции – Улисс Нардин, но правильно всё-таки – Нардан).
Его отцом был классический швейцарский часовщик Леонард-Фредерик Нардан. На его работах стояла личная маркировка, и свои умения он передал сыну, Улиссу, родившемуся в небольшом швейцарском городке на границе с Францией – Ле-Локле – 22 января 1823 года. Улисс продолжил дело отца – но уже на новый лад. В 1846 году он,  вопреки традициям, основал мануфактуру с наёмными работниками. Назвал он её, как и следовало, собственным именем – Ulysse Nardin. Мануфактура сходу начала работать в двух направлениях – морских и карманных часов. Морские хронометры сулили контракты с армией, а карманные часы всегда пользовались спросом и обеспечивали прибыль.
В 1860 году Улисс внедрил в работу специфический прибор – астрономический калибратор высокой точности, позволявший откалибровать карманные часы до десятых долей секунды. Это устройство изобрёл в начале века «отец швейцарских часов» Жак-Фредерик Урье, но оно практически нигде и никак не применялось. (Напомним, что в то время часы нередко не имели даже минутной стрелки, а на вопрос «который час?» вполне корректным считался ответ « где-то полдень»). Результат не замедлил сказаться – точность часов Нардана достигла рекордных показателей.
Что касается его морских хронометров, то они ушли далеко от оригинальной конструкции Гаррисона и базировались как на внедрённых английским часовщиком принципах, так и на других конкурирующих схемах, появившихся в конце XVIII – начале XIX веков. До появления Нардана главной проблемой морских хронометров была, как говорилось выше, их труднодоступность. Ни один производитель не мог быстро изготовить, например, серию из 50 экземпляров, чтобы обеспечить однотипными приборами флот какой-нибудь страны – они по-прежнему оставались штучным товаром. Имея опыт в мануфактурном производстве часов высшего качества, Нардан разработал ряд моделей морских хронометров, обеспечивающих идеальную точность, но при этом подходящих для серийного производства. Хронометры стали выходить крупными партиями, что дало значительный эффект. Например, в 1904 году компания подписала контракт с Императорским двором Японии об оснащении морскими хронометрами всего японского флота. Аналогичный контракт она пыталась подписать и с Россией, но из-за путаницы с бумагами что-то не сложилось… В итоге Российский флот приобрёл партию морских хронометров Ulysse Nardin в частном порядке единичной сделки. Возник исторический казус: во время русско-японской войны 1904-1905 годов корабли обеих воюющих сторон были оснащены одними и теми же хронометрами.
Столь же впечатляющими были успехи фирмы Ulysse Nardin и в производстве карманных часов. В их конструкцию он внёс технические решения, применявшиеся и в морских хронометрах, чего не делали никакие другие производители часовых изделий. В результате часы Нардана стали считаться самыми лучшими в мире. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне карманные часы Ulysse Nardin получили свою первую золотую медаль. Это была высочайшая на тот момент награда в отрасли, как если бы современный фильм получил одновременно «Оскара» и «Золотую пальмовую ветвь»!
Улисс Нардан скоропостижно скончался в 1876 году в возрасте 53 лет. А спустя два года на Всемирной выставке в Париже компания Ulysse Nardin получила сразу две золотые медали – вторую за карманные часы и первую за морские хронометры. Четвёртую такую медаль компания получила на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г. Вообще, с момента основания компания получила более 4300 (!) различных отраслевых наград.
Основанное Улиссом Нар-даном предприятие успешно работает и в настоящее время, оно производит в основном кварцевые часы безукоризненной точности и высокого художественного уровня. Правда, это изделия не для массовой продажи – они достаточно дороги. Но ещё бульшая цена характерна для наручных механических часов, которые выпускаются мелкими сериями или поштучно для самых богатых покупателей – их стоимость составляет сотни тысяч долларов за штуку. Такие часы имеют более статусное, чем практическое назначение.
Упомянем ещё один интересный факт: корабли советского флота – как военного, так и гражданского, оснащались морскими хронометрами типа «6 МХ», которые производились на Первом Московском часовом заводе с 1949 г. Возможно, они разрабатывались на основе конструкции Улисса Нардана, поскольку их внешний вид практически повторяет аналогичное швейцарское изделие. Надо сказать, что эти хронометры принесли славу советской часовой промышленности – их экспортировали во многие страны мира. В 1977 году морские хронометры Первого Московского часового завода совершили поход к Северному полюсу на атомоходе «Арктика» и с честью выдержали испытание.
Сегодня морские хронометры создаются на основе кварцевых механизмов, но и механические ещё продолжают служить на флоте в качестве резервного средства хранения времени для навигации.
В. РОМАНЕНКО,
кандидат технических наук,
заслуженный работник культуры РФ.
При подготовке статьи были
использованы материалы из открытых
источников печати и Интернета.

Часы - свидетели эпох
Часы - свидетели эпох
Поделиться
в соцсетях