Такие люди не умирают…

4 сентября в 07:11
4 просмотра

Воспитанники в духе и традициях черкесского народа, к своей малой родине он относился с особенным чувством любви и гордости. Был большим патриотом нашей многонациональной республики. Он не делил людей по национальному признаку. Он во всем был настоящим. Такие люди не умирают, потому что о них не забывают.
70 лет… Именно столько исполнилось бы профессору Мухамеду Гогушеву…
Воспитанники в духе и традициях черкесского народа, к своей малой родине он относился с особенным чувством любви и гордости. Был большим патриотом нашей многонациональной республики. Он не делил людей по национальному признаку. Он во всем был настоящим. Такие люди не умирают, потому что о них не забывают.
70 лет… Именно столько исполнилось бы профессору Мухамеду Гогушеву, будь он сегодня с нами. Светлую память о прекрасном человеке – ученом-педагоге мы сохраним на века.
С Мухамедом Закереевичем меня свела судьба в 1977 году в Москве, где он учился в аспирантуре на базе Всесоюзного института экономики сельского хозяйства.
Стоит отметить, что Мухамед с детства был очень любознательным, разительно отличался интеллектом, большим кругозором, интересом к знаниям, далеко выходящим за рамки школьной программы. И именно жажда знаний и упорный труд сделали сельского парнишку из многодетной семьи профессором, заведующим кафедрой!
К Мухамеду Гогушеву люди тянулись. Его дружбы искали. Ведь искренняя душа и теплое сердце всегда привлекают людей. Таким был профессор Гогушев.
Высоких научных степеней и званий, общественно значимых должностей Мухамед добивался упорным трудом, страстным желанием достичь поставленной цели: быть полезным не только себе, но и своему народу, своей республике. Как блестящий ученый и педагог, он внес огромный вклад в решение важных научных и практических проблем современной аграрной экономики и подготовки специалистов.
Мне посчастливилось быть с ним в московский аспирантский период его жизни. Это был очень красивый, большой человек, и в прямом, и в переносном смысле. Умный, добрый, он был немногословен, всегда говорил взвешенно, не повышая тон, не сотрясая воздух. Был достойным сыном своих родителей, своего народа.
С первого дня он относится ко мне как к брату. Мои радости принимал как свои. В трудные минуты был рядом. И за это я ему безмерно благодарен. Нас было трое – Мухамед Гогушев, Магомед Алиев, прекрасный врач-уролог из Нальчика, и я, аспирант ЦИУ. Выходные мы старались проводить вместе. Чаще всего бывали в лесопарке Сокольники, где в общежитии жил Мухамед.
Гогушев был лидером по характеру. К нему тянулись многие студенты и аспиранты, наши земляки, учившиеся в МГУ и других вузах Москвы. Это был человек, дружбой с которым мы гордились. Не многие умеют так дружить!
Осмысленность каждого поступка, человеческая доброта и надежность делали его самого счастливым и мощно втягивали в орбиту счастливого человека других людей. Он своей высокой культурой, оптимизмом и порядочностью поражал нас – его земляков и являлся образцом для подражания. Он мечтал, чтобы молодежь наша была сильная и крепкая духом, чтобы она стремилась к знаниям. Все, чего он добивался, использовал для того, чтобы вести за собой, творить добро, красоту, помогать искусству и спорту, всем талантливым ребятам. Особенно одобрял стремление к образованию и желание проявить себя: преодолевать барьеры, достичь профессиональных и человеческих вершин.
Три года аспирантуры пролетели, как три месяца. В 1979 году он блестяще защитил диссертацию кандидата экономических наук и уехал работать на малую родину. Уехал в Нальчик и Магомед Алиев. Я надолго задержался в Москве. Но наша дружба на этом не прервалась. Каждый свой большой педагогический отпуск я проводил в родной Карачаево-Черкесии, где мы с Мухамедом регулярно встречались. Скажу больше, в становлении семьи Мухамеда Закереевича я принимал активное участие. Жена Мухамеда – Фатима (в девичестве Даурова) была моей родственницей и по отцовской, и по материнской линии.
Семья для него была главным в жизни. Он окружил её безмерной любовью и заботой, был отличным семьянином, много времени проводил со своими тремя прекрасными сыновьями, давал им наставления, учил, как поступать в различных жизненных ситуациях. К большому сожалению, Мухамеду не удалось увидеть счастье и становление своих сыновей. Он ушел от нас в самом расцвете жизни и творчества…
Мы редко задумываемся о том, что будет после нас. А Мухамед, как мне кажется, всю жизнь жил с этой мыслью: что останется после него, что останется его детям. Часто любил повторять: «Первую половину жизни человек должен жить так, чтобы было не стыдно его родителям, а вторую – чтобы не стыдно было детям». Более чем уверен, что сегодня его детям не стыдно. Они могут гордиться своим замечательным, я бы сказал, во многом уникальным отцом – Мухамедом Закереевичем! Потому что имя, которое он им оставил, дорогого стоит!

Б. ДАУРОВ,
профессор.

Поделиться
в соцсетях