Скальпелем и сердцем

16 сентября в 11:48
31 просмотр

В Нижней Теберде увековечена память выдающегося хирурга, доктора медицинских наук, профессора Мурадина Джаубаева в ознаменование 95-летия со дня его рождения. 

Более 30 лет он заведовал кафедрой хирургии Ставропольского мединститута, одновременно работая в краевой клинической больнице. А в общей сложности медицине профессор Джаубаев отдал свыше 40 лет. Его научные достижения в области эндокринной хирургии внесли неоценимый вклад в развитие отечественной медицины, и именно М. Джаубаев внедрил в практику эксклюзивные операции при заболеваниях щитовидной железы, что позволило значительно сократить число послеоперационных рецидивов и осложнений. На днях мемориальная доска была установлена на доме М. Джаубаева, который он строил несколько лет во время  краткосрочных отпусков в родном ауле. И в этот день благодарные земляки с гордостью и грустью вспоминали его жизненный путь, отданный науке врачевать и исцелять, воздавая хвалу золотым рукам замечательного хирурга…

В Нижней Теберде увековечена память выдающегося хирурга, доктора медицинских наук, профессора Мурадина Джаубаева в ознаменование 95-летия со дня его рождения. 

Более 30 лет он заведовал кафедрой хирургии Ставропольского мединститута, одновременно работая в краевой клинической больнице. А в общей сложности медицине профессор Джаубаев отдал свыше 40 лет. Его научные достижения в области эндокринной хирургии внесли неоценимый вклад в развитие отечественной медицины, и именно М. Джаубаев внедрил в практику эксклюзивные операции при заболеваниях щитовидной железы, что позволило значительно сократить число послеоперационных рецидивов и осложнений. На днях мемориальная доска была установлена на доме М. Джаубаева, который он строил несколько лет во время  краткосрочных отпусков в родном ауле. И в этот день благодарные земляки с гордостью и грустью вспоминали его жизненный путь, отданный науке врачевать и исцелять, воздавая хвалу золотым рукам замечательного хирурга.

…В Нижнюю Теберду я всегда приезжаю с особенным, трепетным чувством. На этих тихих и умиротворённых улочках аула когда-то проходило моё детство. Здесь в старенькой школе училась в начальных классах, обретала друзей и поднималась к Сентинскому храму, где мы играли в казаков-разбойников, прячась в развалинах монашеских келий, и самой вкусной водой по сей день считаю ту, что в центре аула вытекает из трубы, проложенной от верхнего родника, где-то под горой. Для жителей и выходцев из этого селения, издревле носившего ещё другое название – Сынты, этот источник, не побоюсь громкого слова, сакрален. О нём тоскуют в далёких краях, к нему приходят, вернувшись на родину… Здесь же, рядом, – ныгыш, широкая скамья под могучими деревьями, где по традиции на почётном месте сидели почтенные аксакалы, решая общественные дела и ведя неторопливые разговоры… 

Вот и Мурадин Джаубаев, ассистентом ли кафедры Ставропольского мединститута, известным ли профессором приезжая в родной аул, прежде всего спешил сюда – поздороваться со старейшинами и испить родниковой воды, а потом уже направлялся в родительский дом.

В этот благодатный день уходившего лета в центре аула постепенно собирались люди старшего поколения, к ним подтягивалась молодёжь, чтобы принять участие в торжественном митинге по увековечению памяти выдающегося земляка Мурадина Джаубаева, которого в Сынты и за его пределами больше называли Альчу. Домашнее имя знаменитого хирурга стало таким же знаковым, как, к примеру, имя Пата, принадлежавшее великому хлеборобу, Герою Социалистического Труда Абубекиру Аргунову из аула Кош-Хабль.

Во дворе дома профессора Джаубаева хлопотали, встречая гостей, его вдова Фатима Ахматовна, дочери Зухра и Зарема. К сожалению, за последние годы ушли из жизни сын Рашид и дочь Джанета, что, безусловно, подкосило здоровье хранительницы родового гнезда Фатимы Джаубаевой. Зухра, которая, как и покойный брат Рашид, продолжившая дело отца, живёт в Ставрополе, заведует физиотерапевтическим отделением городской поликлиники, Зарема, телережиссер Первого телеканала, уже давно прописалась в столице. Дочери со своими семьями бывают в отчем доме лишь наездами, и никакие просьбы и уговоры переехать к ним на постоянное место жительства на Фатиму Ахматовну не действуют. В гости – пожалуйста, но оставить дом и усадьбу, в которую вместе с незабвенным Мурадином Хаджи-Османовичем вложено столько сил, – никогда… 

Разве забыть ей те счастливые дни, когда на обширном подворье становилось тесно от московских и ставропольских коллег мужа, которые не могли налюбоваться окружающими горами и лесами и, отчаянно бросаясь в изумрудные волны Теберды, оглушённые адреналином, в изумлении ощущали обновление души и тела? И, наверное, в такие дни рождались здесь страницы книги ставропольского писателя, детского хирурга и коллеги гостеприимного хозяина дома Георгия Шумарова «Ни эллину, ни варвару». С Мурадином Джаубаевым, который любил приезжать в родной аул в пору сенокоса, его друг не раз бывал и на горных покосах: «Руки хирурга тоскуют по крестьянской косе. Ноги хирурга, которым и за ночь не отдохнуть, легко идут по извилистым тропам. Эти тропы до гранита выбиты рабочим людом, скотоводами. В оные времена тут хаживали монашки. Поднимались к монастырю и шли к молельне босиком, дав обет не надевать обуви. Молельня устроилась на утрамбованной столетиями вершине»…

Но, приезжая в отпуск домой, профессор Джаубаев не давал себе отдыха – и день, и ночь к светилу науки спешили земляки, и он никому не отказывал в консультации. Случалось, и за скальпель брался в Карачаевской горрайбольнице. «Я часто обращалась к Альчу с просьбой проконсультировать моих пациентов, – вспоминает бывший фельдшер Нижнетебердинского ФАПа Клара Герюгова. – К его приезду в аул у меня обычно на рабочем столе лежала солидная стопка историй болезней моих пациентов. Тщательно изучив все назначения и предыдущий ход лечения, профессор давал рекомендации: кого-то срочно отправить на операцию в Ставрополь с сопроводительной запиской, кому-то предписать физиотерапевтические процедуры».

Об этом, кстати, и рассказывала на митинге старейший сельский фельдшер К. Герюгова. Митинг, где собрались представители администрации Карачаевского муниципального района и жители аула, открыл глава Нижне-Тебердинского СП Рашид Блимготов: 

– Сегодня мы собрались во дворе, где жил наш знаменитый земляк, чтобы воздать дань его светлой памяти. Молодые поколения, идущие вслед за нами, должны знать имена своих земляков, прославивших родной аул. Мы гордимся тем, что в нашем ауле родился и был верен земле отцов выдающийся хирург ХХ века Мурадин Джаубаев, 43 года отдавший медицине, а это уже целая эпоха!

Глава аула вышел с предложением присвоить имя профессора Джаубаева СОШ а. Нижняя Теберда, что было встречено присутствующими с большой радостью и одобрением. На митинге также выступили: заместитель главы администрации Карачаевского муниципального района Р. Эбзеев, заведующий отделом сельского хозяйства районной администрации Р. Блимготов, жители аула: Р. Кочкаров, С. Шунгаров, Г.  Гочияева, Н. Эсеккуева и другие. И в их отзывах и воспоминаниях, словно в калейдоскопе, промелькнули вехи жизни хирурга от Бога, профессора Мурадина Джаубаева. 

…Он родился в 1924 году в ауле Нижняя Теберда. В 1937 году был репрессирован отец, и 13-летний подросток Мурадин, которого отличала жажда знаний, был вынужден бросить учёбу и пойти работать в колхоз. Учёбу он продолжил уже на чужбине, в селе Джангы-Пахта Киргизской ССР, совмещая ее с работой трактористом в совхозе. В 1948 году он поступает во Фрунзенский мединститут. В 1954 году, с отличием окончив вуз, работал хирургом и главным врачом в Джалалабадской области Киргизии. Потом была аспирантура при Первом медицинском институте в Москве. После досрочной защиты кандидатской диссертации Джаубаева направили в Ставропольский мединститут, где он прошёл путь от ассистента кафедры до профессора. В 1967 году Джаубаев с блеском защитил докторскую диссертацию, а звание профессора медицины получил в 1970 году. С этого времени он возглавил кафедру хирургии Ставропольского мединститута. 

Одним из главных достижений Мурадина Хаджи-Османовича стало осуществление щадящих операций на лёгкие. Его предшественники до этого удаляли обычно больной орган полностью, а Джаубаев ввёл в практику операцию лишь на поражённый участок лёгкого. Помимо этого, он стоял у истоков эндокринной хирургии в Ставропольском крае. Уровень его профессионализма позволял хирургу проводить операции разного спектра. Лишь одних операций на лёгкие у него насчитывалось более 2000! После успешного лечения одного из членов Политбюро профессора Джаубаева пригласили на работу в Четвёртое Главное управление Минздрава СССР. Но, как вспоминает его супруга Фатима Ахматовна, погоня за амбициями, приближённостью к верхушке правящей элиты страны была не для него. Всё, к чему он стремился, – это вспомоществование простым людям.

Из романа Г. Шумарова «Ни эллину, ни варвару»: 

«После института работал на участке. Однажды вызвали, больной поступил. Прихожу – отец с сыном ждут. Сыну лет десять. Шли сено косить. Отец – впереди с косой. Отсёк ухо своему сыну. В грязную тряпицу ухо завернули и принесли мне. Я пришил, хорошо получилось»… 

Роман Шумарова вышел в Ставропольском книжном издательстве в 1980 году. Прототипом главного героя послужил сам профессор Джаубаев и его нелёгкий труд на тропе спасения жизней.

Желающих попасть на лечение именно к профессору Джаубаеву было множество, и он применял все меры, чтобы лечить земляков из Карачаево-Черкесии. Бессонные ночи у операционного стола, бесконечное нервное напряжение, связанное с большой ответственностью, сказались на его здоровье. Он ушёл из жизни в 1997 году… 

Много тёплых, идущих от сердца слов и воспоминаний прозвучало в этот день во дворе профессора Джаубаева. И каким-то чудом в тишь умиротворённой погоды вдруг вторгся лёгкий ветерок, словно ангел пролетел, сорвавший с мемориальной доски белый покров, чтобы присутствующим открылся благородный облик Целителя на чёрном мраморе. В этой поистине талантливой работе местного художника Вениамина Хубиева в полной мере отразились его мастерство и, безусловно, огромное уважение к личности, прославившей свой народ, чьё имя передаётся из уст в уста последующим поколениям…

Людмила ОСАДЧАЯ. 

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях