Жизнь и судьба профессора Гогушева

18 сентября в 07:27
216 просмотров

Прошедшим летом исполнилось 70 лет со дня рождения выдающегося сына черкесского народа, профессора Карачаево-Черкесского технологического института (ныне – СКГА) Мухамеда Гогушева.
Привлекательный, мужественный, надежный – таким он остался в памяти тех, кто его знал, любил и уважал. Он прожил до обидного мало – всего 47 лет, не исчерпав своего интеллектуального потенциала, имея грандиозные творческие планы и намерения: «Как жаль того огня, что просиял над целым мирозданьем, и в ночь идет, и плачет, уходя»…
Беспрецедентное убийство человека науки, входившего в элиту интеллигенции республики, потрясло в мае 1997 года своей жестокостью и цинизмом, а народное возмущение вылилось в стихийные митинги, гневные публикации в центральных газетах. И хотя впоследствии виновные в гибели выдающегося ученого понесли заслуженное наказание, несмотря на пролетевшие 22 года, боль утраты не притупляется.
Мне вспоминается открытие памятной доски профессору Гогушеву в технологическом институте, которое состоялось через несколько лет после его

Прошедшим летом исполнилось 70 лет со дня рождения выдающегося сына черкесского народа, профессора Карачаево-Черкесского технологического института (ныне – СКГА) Мухамеда Гогушева.
Привлекательный, мужественный, надежный – таким он остался в памяти тех, кто его знал, любил и уважал. Он прожил до обидного мало – всего 47 лет, не исчерпав своего интеллектуального потенциала, имея грандиозные творческие планы и намерения: «Как жаль того огня, что просиял над целым мирозданьем, и в ночь идет, и плачет, уходя»…
Беспрецедентное убийство человека науки, входившего в элиту интеллигенции республики, потрясло в мае 1997 года своей жестокостью и цинизмом, а народное возмущение вылилось в стихийные митинги, гневные публикации в центральных газетах. И хотя впоследствии виновные в гибели выдающегося ученого понесли заслуженное наказание, несмотря на пролетевшие 22 года, боль утраты не притупляется.
Мне вспоминается открытие памятной доски профессору Гогушеву в технологическом институте, которое состоялось через несколько лет после его гибели. И сколько же прекрасных отзывов и теплых воспоминаний от коллег и студентов прозвучало в тот день о Мухамеде Закереевиче, который больше не зайдет в аудиторию, не перекинется доброй шуткой, приобняв за плечо коллегу в перерыве между лекциями, не даст добрый совет и не окажет своим ученикам поддержку. И было видно, что многим трудно говорить о Гогушеве в прошедшем времени…
Ведь с его именем связана история становления технологического вуза, на чьем фундаменте выросла современная академия. Мухамед Гогушев был в свое время одним из немногих, имевших ученую степень, когда образовалась кафедра бухгалтерского учета и аудита КЧТИ. Именно он собрал вокруг себя квалифицированный преподавательский состав. Это был педагог–новатор, специалист с большой буквы, человек высокой пробы, щедро делившийся своими знаниями с коллегами, по-отечески опекавший студентов. Свыше 10 его учеников стали кандидатами наук. В институте была даже учреждена премия имени профессора М. Гогушева, которую получали достойные студенты старшего курса экономического факультета.
…В последний день июля через год после его смерти в Хабезе состоялся шахматный турнир, посвященный памяти Гогушева. Призы победителям вручал младший сын покойного, Рауф. И было больно смотреть на поседевшего от горя одиннадцатилетнего мальчишку, потерявшего отца. И только один Всевышний знает, как пережила семья безвременный уход из жизни Мухамеда Закереевича – через двадцать дней после его гибели умерла мать, Бабильхан Гогушева, крепилась изо всех сил, прижимая к сердцу сыновей, вся в трауре, верная спутница жизни Фатима, вложив впоследствии в воспитание своих мальчиков все силы и возможности…
В жизни и смерти профессора Гогушева, наверное, сполна отразилась противоречивая эпоха ушедшего века с ее лихими 90-ми, о которых еще не раз вспомнят потомки. И я с волнением просматриваю рабочий материал будущей книги, которую замыслили написать друзья и соратники М. Гогушева, где будет дана развернутая ретроспектива событий, которая уже относится к истории.
Фрагменты
будущей книги
Николай Кундохов, заслуженный ветврач КЧР, ветеран труда:
– Как-то мы с Мухамедом сидели на берегу реки Малый Зеленчук, которую черкесы издревле называют Инджидж. Мой друг сказал:
– Видишь, как чиста вода у истока? Но чем дальше она течет, тем больше замутнение ее воды. Так и дружба между некоторыми людьми – сначала отношения прозрачные, но по мере того, как лидирует и преуспевает в жизни кто-то из них, идиллия товарищества сходит на нет. И винить здесь некого…
Больше мы к этой теме не возвращались. Студенческие годы в Ставропольском сельхозинституте для нас были самыми прекрасными. В ту пору Мухамед серьезно увлекся вольной борьбой, занимал призовые места на соревнованиях, впоследствии стал кандидатом в мастера спорта: «Знаю, что чемпионом мира или Олимпийских игр не стану, но борьба на ковре – это не только победы и поражения, но и большая душевная устойчивость, умение бороться за себя в жизни. Эти качества очень пригодятся, когда мы войдем в жизнь с ее непредсказуемыми барьерами и проблемами».
Жили в нашем Мухамеде неистребимая сила духа, железная воля, и эти качества позволяли ему быть узнаваемым в обществе.
Когда он учился в аспирантуре в Москве, я, часто бывая в столице, останавливался у него в общежитии. Это был старинный двухэтажный дом, по-своему уютный, где царили дружба и взаимоуважение между аспирантами со всех концов СССР. Мухамеда здесь ценили за открытый характер, справедливость, честность.
После защиты кандидатской диссертации он вернулся в город своей студенческой юности и стал преподавателем в Ставропольском сельскохозяйственном институте. На Ставрополье его ценили как грамотного, толкового экономиста, умеющего просчитывать на года вперед. Поэтому руководители колхозов и совхозов приглашали Гогушева для составления программ экономического развития.
В конце 80-х – начале 90-х годов предметом дискуссии у всех на устах была тема о том, какое общество мы строим и к чему это приведет. Реальную ситуацию никто толком не знал. Как считал М. Гогушев, найти формулу справедливости никому еще не удалось, ведь равенство зависит от трудолюбия, честности и состояния общества, но наступит все же неуправляемый процесс обогащения одних и обнищания других. «В этих условиях надо вложить сбережения, какие у кого есть, в недвижимость или открыть кооперативы, – говорил Мухамед. – У кого нет способности трудиться, приобретите валюту, этим вы сбережете деньги». Многие наши знакомые, которые так и поступили, до сих пор вспоминают добрые советы Гогушева. Ведь с высоких трибун таких напутствий простой народ не слышал, в итоге люди лишились многого в период приснопамятного дефолта.
…Однажды мы с Мухамедом шли по полю, и он, сорвав одуванчик, дунул на него: «Видишь, семена оставили родной дом голым, но они дадут поросль в других местах и больше не встретятся. Мы – люди, Всевышний дал нам разум, и куда бы нас ни забросила судьба, обязаны возвращаться к родному очагу, не терять родственных связей. Говоря это, я думаю о своих троих сыновьях – они в делах своих и мыслях должны быть единым целым».
В день прощания с Мухамедом состояние мое было удручающим – слова слышал, но сознание как бы окунулось в бездну пустоты. Только потом пришла беспощадная, нестерпимая боль глубокой потери. Незаменяемых людей нет, есть незаменимые. Мухамед из их числа.
Чагбан Ионов, профессор, заслуженный деятель науки КЧР, лауреат государственной научной стипендии РАН (1994-1996 гг.):
– Судьба отвела Мухамеду Гогушеву до обидного мало времени, чтобы созидать, творить, служить Отечеству, гордиться сыновьями. Мы все помним то тяжелое время для страны, когда в полную меру стал расцветать талант ученого-экономиста М. Гогушева, посвятившего себя любимому делу. В этот смутный период нашей истории нашлись убийцы, которые подняли руку на безвинного человека, уважаемого в обществе. Утешает то, что память о хорошем человеке жива и навсегда останется в наших сердцах.
Гаша Шенкао, главный врач Черкесской городской поликлиники, заслуженный врач РФ и КЧР:
– Мухамед Гогушев учился с нами в одном классе областной школы-интерната. В нем с детства был заложен хороший потенциал – воспитанность, аккуратность, надежность выделяли его среди сверстников. Будучи уже состоявшимся ученым, он не терял связи со школьными товарищами, был всегда доступен и доброжелателен, готовым прийти на помощь. Мы, одноклассники Мухамеда, гордимся, что среди нас был такой яркий, выдающийся человек. По современным меркам 70 лет – это еще золотая пора жизни, когда уже очевидны плоды твоего труда, вложенные в любимое дело, семью, дом, и ты черпаешь силу и вдохновение среди внуков. И как жаль, что сегодня Мухамеда нет среди нас. Но память о нем светла и неизбывна.
Ахмат Эркенов, доктор технических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ, депутат Государственной Думы РФ:
– В начале 90-х годов филиал Ставропольского политехнического института в Черкесске был преобразован в самостоятельный вуз. В перспективе в новом статусе институт должен был стать образовательным и научным центром республики. За короткое время при активной поддержке ректората заведующим кафедрой Мухамедом Гогушевым была создана материально-техническая база, подготовлено учебно-методическое обеспечение, организован профессиональный коллектив. Особо хочу отметить, что именно в этот период при непосредственном участии Гогушева в учебные программы инженерных специальностей были введены дисциплины экономического профиля с их отраслевыми особенностями. Осталось доброе наследие ученого, преподавателя, отца и человека: это знания, которые он дал своим ученикам, сыновья, которые помнят и молятся за него. И еще. Выдающийся ученый, академик РАН, Герой Социалистического Труда Михаил Залиханов, наделенный природной мудростью и огромным жизненным опытом, называет достойных людей «мужчинскими мужчинами». Я запомнил Мухамеда Гогушева как высоко профессионального, высокопорядочного и «мужчинского мужчину». Таким он остался в моей памяти.
Штрихи к биографии
Профессор Мухамед Закереевич Гогушев родился 31 июля 1949 года в ауле Али-Бердуковском. В 1957 году пошел в школу родного аула, где проучился до третьего класса, затем был переведен в Хабезскую школу, в дальнейшем завершал учебу в Черкесской областной школе-интернате.
С 1967 по 1971 год – учеба в Ставропольском сельскохозяйственном институте. 1971-1972 год – служба в рядах Советской Армии. С 1972 по 1976 годы – научный сотрудник КЧНИИ.
В 1976 году он поступает в аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства. После учебы и защиты кандидатской диссертации ему присваивается звание кандидата экономических наук.
С 1979 по 1984 год – старший сотрудник КЧНИИ. С 1984 по 1993 год – доцент Ставропольского сельскохозяйственного института. С марта 1993 года возглавлял кафедру бухгалтерского учета и аудита Карачаево-Черкесского технологического института. 8 декабря 1996 года стал профессором кафедры.
17 мая 1997 года трагически погиб.
Именем профессора Гогушева названа одна из улиц в его родном ауле Али-Бердуковском. 17 мая 2001 года в КЧГТИ состоялось открытие мемориальной доски ученому и педагогу, замечательному сыну адыгского народа, профессору Мухамеду Гогушеву.
…Мы беседуем со старшей сестрой М. Гогушева Лидией Закереевной у нее дома в Хабезе. Она бережно хранит все фотографии и вырезки из газет разных лет, где написано о ее незабвенном брате.
«Он не дожил до своих 48 лет двух месяцев, это был самый насыщенный и интересный период его жизни – уже многое прожито и достигнуто, но впереди много планов», – вздыхает эта приветливая женщина, выросшая вместе с братом в простой черкесской семье, где было десять детей. Отец, Закерей Нануевич, большой трудяга, всю сознательную жизнь отдавший работе в колхозе, и мама, Бабильхан Джамботовна, дали детям хорошее воспитание в лучших традициях адыге-хабзэ.
Свои воспоминания о брате Лидия облекает в образный рассказ, который так легко ложится в журналистский блокнот:
«О людях, добившихся в жизни определенных высот – в политике, бизнесе, культуре, принято говорить: «Он вышел из народа». Но наш Мухамед всегда оставался частью своего народа, поэтому память о нем светла и долговечна. Мой брат очень любил свой народ и всегда говорил, что адыги – это большой красивый мир со своей богатой историей и традициями. И мое сердце спокойно за то, что он успел передать сыновьям свое отношение к жизни и людям».
А у меня лично из встреч и бесед с современниками М. Гогушева сложился его образ, в котором сочеталось несочетаемое.
Оставаясь романтиком, он был сильным экономистом, в чем-то – прагматиком, но если надо – всегда готов был отдать последнее. О его гостеприимстве до сих пор ходят легенды. Когда семья Гогушевых жила в Ставрополе, у них гостили не только родные и друзья, но и «знакомые знакомых». А еще у Мухамеда Закереевича всегда было живо доверие к людям, и в этой связи приходят на ум стихи Юлиана Семенова: «Вечное слово «доверие», сколько бы ни был казним, жизнь свою я им меряю, принцип незаменим»…
…С сыновьями профессора М. Гогушева мы договорились встретиться в городском парке Черкесска. И когда, дружно встав со скамьи тенистой аллеи, Рамазан, Рустам и Рауф вышли мне навстречу, я невольно ими залюбовалась. В этих молодых людях, шагающих по жизни честно и прямо, с оглядкой на заветы отца и глубоким почтением к маме, Фатиме Рамазановне, самостоятельно поднимавшей их, еще не оперившихся мальчишек, и давшей духовный стержень, что крепко держит на земле, я увидела представителей элиты нашего общества. Рамазан после окончания КЧГТИ с красным диплом работает заместителем начальника отдела коммерческого контроля УФНС РФ по КЧР. Рустам и Рауф – выпускники Саратовской государственной академии права. Средний – следователь по особо важным делам Следственного управления по КЧР, младший – также завершивший учебу с красным дипломом – начальник отдела доступного урегулирования налоговых споров УФНС РФ по КЧР. В планах сыновей профессора М. Гогушева достроить дом в ауле Али-Бердуковском, фундамент которого заложил их отец. Они свято чтут истоки своего рода, своей фамилии.

Фото из семейного архива.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях