Поющее перо Хасина Шорова

18 сентября в 07:06
77 просмотров

«Ты, любезный друг, не уподобляйся самовлюбленным хвастливым поэтам, а при наличии даже небольших проблесков таланта окажешься на самом незавидном фланге. Пойми, ложь и хвастовство – братья близнецы», – сказал однажды своему ученику, воображавшему себя вполне маститым поэтом, Хасин Шоров.
Сам Хасин Мисостович после выхода в свет нескольких поэтических сборников, после принятия в члены Союза писателей РФ, и сегодня называет себя обыкновенным учителем и любителем родной словесности. Однако он давно признан как один из ведущих черкесских литераторов современности. Широкий круг литераторов и педагогов считает, что его поэтическое перо необыкновенное – поющее.
Я знаю Хасина Мисостовича еще со школьной скамьи. В нашей школе незабвенный учитель родного языка Рамазан Магометович Хахандуков создал литературный кружок, в который ходил и я. И вот однажды газета «Черкес плъыжь» («Красная Черкесия») напечатала два моих маленьких стихотворения. Это было зимой 1952 года. Жили мы в те времена очень бедно

«Ты, любезный друг, не уподобляйся самовлюбленным хвастливым поэтам, а при наличии даже небольших проблесков таланта окажешься на самом незавидном фланге. Пойми, ложь и хвастовство – братья близнецы», – сказал однажды своему ученику, воображавшему себя вполне маститым поэтом, Хасин Шоров.
Сам Хасин Мисостович после выхода в свет нескольких поэтических сборников, после принятия в члены Союза писателей РФ, и сегодня называет себя обыкновенным учителем и любителем родной словесности. Однако он давно признан как один из ведущих черкесских литераторов современности. Широкий круг литераторов и педагогов считает, что его поэтическое перо необыкновенное – поющее.
Я знаю Хасина Мисостовича еще со школьной скамьи. В нашей школе незабвенный учитель родного языка Рамазан Магометович Хахандуков создал литературный кружок, в который ходил и я. И вот однажды газета «Черкес плъыжь» («Красная Черкесия») напечатала два моих маленьких стихотворения. Это было зимой 1952 года. Жили мы в те времена очень бедно, страна только приходила в себя после войны. Поэтому меня ничуть не удивил внешним видом незнакомый мальчик, который подошел рано утром, когда лютовал февральский мороз, к моему дому и позвал меня на улицу: рваная, не по росту шуба из овчинки, ноги в сыромятных чувяках, вместо теплых носков – сено… «Хасин Шоров, учусь в седьмом классе», – представился незнакомец. И мальчик рассказал, что уже два года пишет стихи, но никому их не показывал, да и сейчас просит об этом никому не говорить. Но он хотел бы узнать мое мнение о своих стихах (вот она, слава поэта после публикации!).
Хасин достал из-за пазухи скомканную ученическую тетрадь. Помню, мне очень понравились его стихи о матери, образ которой Хасин никак не мог вспомнить: она умерла, когда он начал делать первые шаги с помощью взрослых…
Мама! Не вращается
Земля без тебя.
С того света ласкаешь
Ты меня, любя…
Ласкать своего ребенка с того света… Как потрясающе в этих строках передана сила любви самой дорогой ему женщины – мамы!
К сожалению, недавно ушла из жизни еще одна дорогая его сердцу женщина – супруга поэта Зоя Якубовна. Ее, бывшего аульского библиотекаря, по праву можно считать первым рецензентом произведений Хасина Мисостовича. Она стала для него Музой, другом, женой, которая вместе с ним воспитала трех прекрасных сыновей, а потом внуков и внучек… Какими словами передать боль от этой потери?!..
Однажды в беседе с поэтом один журналист поинтересовался, откуда он берет мудрые мысли. И тут же получил ответ: «У мудрых наших стариков-сказителей». Хасин Мисостович назвал имена Мхамата Ташева, Талустана Махова, Мата Меремукова, Хамзата Азова и других. На глазах этих замечательных людей рос и развивался Х. Шоров. Некоторые из них носили Хасина на руках, когда он был совсем крохой…
Кстати, о биографии Хасина. Он родился 13 сентября 1934 года в старинном черкесском ауле Али-Бердуковском ( в прошлом аул Хагундукой). Рано потерявшего мать ребенка воспитали бабушка Нысанах и сестра Хура. Отец Хасина умер в 1952 году.
В школу мальчик пошел в 1941 году – в год начала Великой Отечественной войны. Это было тяжелое время. Учебу пришлось прервать из-за немецко-фашистской оккупации и возобновить лишь в 1943 году, после освобождения Черкесии от врага.
Из-за нужды, которую испытывала семья Хасина, после 8 класса он пошел работать в колхоз. Стал возчиком – возил на телеге горюче-смазочные материалы к тракторам и другим видам сельхозтехники. В 1955-м Хасина призвали в армию. После демобилизации вернулся домой и стал работать в совхозе «Хабезский». Через некоторое время его назначили заведующим Домом культуры аула, где он организовал народный ансамбль песни и танца.
Поразительная жажда знаний не оставляла Хасина, и где бы он ни работал, он постоянно занимался самообразованием, а еще продолжал заниматься литературным творчеством. Стоит ли удивляться, что в 1962 году он окончил заочно среднюю школу и поступил в Карачаево-Черкесский педагогический институт? После его окончания до выхода на пенсию он преподавал в родной школе черкесский язык и литературу и около тридцати лет вел в ней литературный кружок. Там же создал этно-графический музей родного аула при помощи почетных стариков-сказителей. С бывшим директором школы Мухамедом Азовым он выпустил книгу по истории родного края. Вместе с Хасаном Дзасежевым работал над составлением учебника родной литературы для 10 класса, а в соавторстве с Лилией Аслануковой составил и выпустил в свет программу по изучению родного языка.
В 90-е годы, когда в черкесских аулах начали создавать общественные организации «Адыгэ Хасэ», Х. Шоров принял в этом движении самое активное участие. И некоторое время возглавлял эту организацию.
Все эти годы Хасин Шоров не оставлял своего пера. В 1962 году в Ставропольском книжном издательстве был выпущен первый поэтический сборник Шорова «Мечта». Детей он порадовал хорошо иллюстрированной книгой «Вот я вырасту большой», выпущенной также в Ставрополе. А потом были «Честь», «Совесть», «Стихи и поэмы» и т.д., которые хорошо известны благодарным читателям.
Прозаических произведений у юбиляра немного. Но они также полюбились читательской аудитории. Например, рассказ «Сон» Шоров посвятил отцу. В нем автор красочно, правдиво выводит образ настоящего черкеса-мужчины, скромного труженика села. А другой рассказ посвящен сестре Хуре. Хасин с большой теплотой рисует образ советской женщины послевоенных лет, женщины, которая взвалила на себя груз проблем, которые надо бы решать мужчинам, но их так много полегло на поле брани…
Творчеству поэта и писателя Х. Шорова немало восхищенных строк посвятили академик, доктор филологических наук Л. Бекизова, кандидат филологических наук Х. Дзасежев, редактор сборника «Честь» З. Карданова и другие.
А сам юбиляр продолжает писать. «Пока сердце бьется и служит мне перо», – говорит Хасин Шоров. И нам остается пожелать долголетия ему и поющему его перу.

В. Абитов,
народный писатель КЧР,
заместитель председателя правления Союза писателей КЧР,
руководитель литературной секции.

Поделиться
в соцсетях