Горький опыт в холодную пору

28 ноября в 10:26
2 просмотра

В начале ноября избалованные «аномальным» теплом жители Черкесска были захвачены врасплох не только резкой сменой погоды, но и неожиданным холодом в своих жилищах, которые по отчетам давно были в стадии боевой готовности к подаче тепла. Отопление дали, но многие его не ощутили или ощутили частично – не все батареи в квартирах порадовали положенной температурой. Виной тому стали воздушные пробки во внутридомовых системах теплоснабжения. Такое вот шоковое начало осенне-зимнего периода! В Общественной палате КЧР проблему готовности к отопительному сезону обсудили за круглым столом.
Он состоялся по инициативе комиссии Общественной палаты по вопросам строительства, ЖКХ, экологии, охраны окружающей среды и благоустройства территорий. В обсуждении участвовали представители Минстроя КЧР, администраций городских округов и муниципальных районов, ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, члены Центра общественного контроля и просвещения в сфере ЖКХ, общественные контролеры в сфере ЖКХ.

В начале ноября избалованные «аномальным» теплом жители Черкесска были захвачены врасплох не только резкой сменой погоды, но и неожиданным холодом в своих жилищах, которые по отчетам давно были в стадии боевой готовности к подаче тепла. Отопление дали, но многие его не ощутили или ощутили частично – не все батареи в квартирах порадовали положенной температурой. Виной тому стали воздушные пробки во внутридомовых системах теплоснабжения. Такое вот шоковое начало осенне-зимнего периода! В Общественной палате КЧР проблему готовности к отопительному сезону обсудили за круглым столом.
Он состоялся по инициативе комиссии Общественной палаты по вопросам строительства, ЖКХ, экологии, охраны окружающей среды и благоустройства территорий. В обсуждении участвовали представители Минстроя КЧР, администраций городских округов и муниципальных районов, ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, члены Центра общественного контроля и просвещения в сфере ЖКХ, общественные контролеры в сфере ЖКХ.
Куратором круглого стола выступил председатель комиссии по вопросам строительства, ЖКХ, экологии, охраны окружающей среды и благоустройства территорий Анатолий Барков. Он напомнил, что Правила оценки готовности к отопительному периоду утверждены Приказом Минэнерго России еще в 2013 году, а подготовленность самих объектов к эксплуатации в осенне-зимний период подтверждается наличием паспорта готовности каждого дома в отдельности. Тем не менее проведенный еще до начала отопительного сезона общественный мониторинг выявил массу недочетов.
– Да, ранее выданные рекомендации Общественной палаты по прошедшему отопительному сезону в основном были учтены, что позволило более качественно выполнить работы по подготовке отрасли к предстоящему отопительному периоду. Вместе с тем имеется ряд серьезных упущений, – сказал Барков.
Он отметил, что не на все дома были оформлены паспорта готовности, в актах проверки нет подписей старших по дому, то есть до сведения собственников не доведен перечень проведенных в МКД работ. Многие даже не знают о необходимости наличия таких паспортов. Также не во всех домах проведена ревизия отопительных систем МКД с целью выявления незаконных врезок.
Более детально итоги мониторинга, проведенного на первых этажах нескольких панельных МКД, озвучила для участников мероприятия общественный контролер Татьяна Мельник. Она не только сообщила, что на время осмотра в нескольких домах текла канализация и была разбалансирована система отопления, но и назвала основные причины такой ситуации:
– В основном, первый этаж занимают магазины, где стоят трубы большего сечения и добавлено много батарей, поэтому тепло не идет вверх, а греет дом внизу. Многие собственники исправно платят, но при этом незаконно убирают оконные и дверные проемы; также в домах на глухих стенах жильцы самостоятельно убирают батареи. От этого стены греются неравномерно, зимой промерзают.
Все это, по ее словам, сказывается на конечном результате – температуре прогретого воздуха в квартирах, даже если подача тепла ресурсоснабжающей организацией до границы дома происходит в соответствии с нормативами. Внутридомовые проблемы существенно снижают качество получаемой услуги. «Нужно отдать всю систему отопления в руки теплосетей», – призвала Татьяна Владимировна.
Другой общественный контролер – Валерий Супрунов, в свою очередь, рассказал о мониторинге десяти выборочных МКД, в ходе которого проверялись сразу несколько показателей: запланированная сумма на проведение работ в ОЗП и освоение по каждому объекту, герметизация МКД, промывка системы отопления с наличием акта о выполненной работе и т. д. При этом в 7 домах подписей старших дома и паспортов готовности не было, хотя промывка и герметизация проводились. В других домах замечаний выявлено гораздо больше: течет крыша, ужасный запах из подвала, плохая канализация, захламленность, ветхая отопительная система и жалобы на подачу тепла. Все это – на фоне полного бездействия управляющих компаний и отсутствия в них даже посредственных специалистов.
Здесь заместитель министра строительства и ЖКХ КЧР Зульфира Батчаева заметила, что жильцы всегда вправе отказаться от услуг недобросовестно выполняющей свою работу УК, а также пожаловаться на это в министерство.
– Ни одну поступившую жалобу мы без внимания не оставляем, – заверила она, сообщив, что скоро приемка по подготовке домов к ОЗС будет проходить непосредственно с жителями МКД.
«Камни», летящие в «огород» управляющих компаний, были немалых размеров, поэтому их представители тоже молчать не стали. Так, главный инженер ОАО «УКЖХ г. Черкесска» Лариса Ерижева не только отрицала низкую квалификацию своих сотрудников, но и гневно высказала свою точку зрения. Население не платит, большие задолженности по платежам, а рабочим компании зарплата нужна регулярно, иначе они просто увольняются. Государство бездействует в данном случае.
– Дайте возможность выполнять наши обязательства, информируйте население о своевременной оплате. И вообще, посидите в нашей шкуре, тогда поймете…
О том, что «шкура» была надета добровольно, возмущенным «управленцам» напомнила председатель ОП КЧР Вера Молдованова. А коли взялся за гуж, не стоит жаловаться, а нужно четко выполнять свою работу. И поскольку обслуживание общего имущества – это жилищная услуга, она обязана быть изначально качественной.
– Вы сами виноваты – договоры с собственниками не заключаете, а если они есть, то получатели услуг не имеют того, что заявлено. А жильцы сколько получают тепла, за столько и платят, – резонно заметила она.
Однако нашлись и авторы добрых слов в адрес управляющих компаний, которые на примерах положительных перемен поведали собравшимся о том, что не всегда УК устраняются от выполнения своих обязательств. Также были отмечены положительные сдвиги в работе ООО «Тепловые сети».
По итогам заседания были сделаны выводы, что, к сожалению, все структуры, отвечающие за обеспечение полной готовности к отопительному сезону, по сути действуют разрозненно, каждая – в пределах собственных границ эксплуатационной ответственности, без должной их состыковки. Хотя прямое взаимодействие здесь было бы очень кстати. Дома были переданы жильцам в управление без какого-либо ремонта, а теперь им самим приходится «доводить их до ума», что в принципе задача сложная. Мешают и вечные грехи собственников, нарушающие температурный режим, – самовольные врезки и реконструкция помещений.
По результатам обсуждений выработаны рекомендации, которые будут направлены в органы исполнительной власти Карачаево-Черкесии.
От себя добавлю, что и в нашем доме по переулку Одесскому не все смогли порадоваться теплу с наступлением холодов. Нервов жильцами было потрачено немало, валерьянки тоже. Уже и следующий теплый циклон пришел, а в доме все еще оставалась часть холодных батарей. Десять дней в неуютных подвалах «гостевали» аварийщики, с трудом меняя капризные заглушки на положенные краны, спуская пробки. Батареи неохотно теплели, но горячими их и сейчас не назовешь. Поэтому зиму мы ждем с опаской – да мало ли что? Хоть и в южном регионе живем, а мерзнем порой, как на Севере. А самое печальное, что никого уже не удивляет ежегодная халатность коммунальщиков, нерасторопность управляющих компаний и далекие от истины заверения чиновников о полной готовности к холодам. Мы все научены горьким опытом.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях