Каждому учителю – творческого поиска!

5 декабря в 05:38
14 просмотров

Тридцать лет он работает в системе образования, двадцать из них – руководителем школы. Хотя о руководящей должности, признается мой герой, он никогда не мечтал.
– Я родился в мае 1961 года, – рассказывает директор гимназии № 5 города Черкесска Сергей ЧАЩЕВ (на снимке). – Учился в Черкесской городской школе. Отслужил в армии в Казахстане. Потом поступил в Ставропольский педагогический институт. Учителя всегда были носителями образованности, культуры. И мне хотелось быть таким же человеком, хотелось расти, развиваться. Знаете, это как в спорте, когда стремишься достичь какой-то высоты. В то время получить высшее образование было достаточно сложно, конкурсы при поступлении были большие. Из нашего класса поступило только 8 человек. Обстоятельства сложились так, что после вуза я работал на телефонной станции линейным электромонтёром, телемехаником. Мой общий трудовой стаж – сорок лет…
Учителем он начал работать в СОШ № 17. Ему всегда нравилась работа с детьми и среди людей. И вскоре он стал завучем… Его приглашали на разные руководящие должности в обком партии. Но Чащев любил школу и потому отказывался.

Тридцать лет он работает в системе образования, двадцать из них – руководителем школы. Хотя о руководящей должности, признается мой герой, он никогда не мечтал.
– Я родился в мае 1961 года, – рассказывает директор гимназии № 5 города Черкесска Сергей ЧАЩЕВ (на снимке). – Учился в Черкесской городской школе. Отслужил в армии в Казахстане. Потом поступил в Ставропольский педагогический институт. Учителя всегда были носителями образованности, культуры. И мне хотелось быть таким же человеком, хотелось расти, развиваться. Знаете, это как в спорте, когда стремишься достичь какой-то высоты. В то время получить высшее образование было достаточно сложно, конкурсы при поступлении были большие. Из нашего класса поступило только 8 человек. Обстоятельства сложились так, что после вуза я работал на телефонной станции линейным электромонтёром, телемехаником. Мой общий трудовой стаж – сорок лет…
Учителем он начал работать в СОШ № 17. Ему всегда нравилась работа с детьми и среди людей. И вскоре он стал завучем… Его приглашали на разные руководящие должности в обком партии. Но Чащев любил школу и потому отказывался.
– Однажды директор говорит: «Вас приглашают на директорскую должность, идите, вы молодой, вам надо расти», – вспоминает Сергей Вячеславович.
Так он стал директором. Но от преподавания истории не отказался, дает уроки по сей день.
– Работа директора сложная. Надо ко всему находить современные подходы. Образовательная линия должна соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам…
– Директор школы – это руководитель большого коллектива. Как вам удаётся сплотить сотрудников?
– Коллектив у нас большой. Задачи перед коллективом ставятся серьезные. Они диктуются потребностями детей и пожеланиями родителей. И нам по силам решение этих задач, поскольку коллектив устоявшийся, достаточно профессиональный.
У нас есть опытные педагоги, на которых можно равняться, по разным предметам. Например, очень сильны учителя русского языка, среди них Евгения Ивановна Абросимова, Зарема Умаровна Семенова, Наталья Абубекировна Натхова, Ирина Анатольевна Зеленская и другие. Есть достаточно опытные учителя математики, среди них Людмила Абдуловна Акбаева, Сармадан Хаджи-Муратовна Папшуова, Любовь Алексеевна Фирсова, Валентина Максимовна Безгубова и другие, которые относятся к своей работе очень добросовестно. Я могу долго называть имена хороших педагогов и по другим предметам. По химии – Изольда Уматиевна Этлухова, по физике – Светлана Ивановна Макаренко, по родному языку – наш известный учитель черкесского языка Кукля Джанбековна Киржинова, организовавшая замечательный музей… У нас молодёжь – в основном учителя иностранных языков. Ими руководит учитель английского языка Лидия Николаевна Егорова. Есть хорошие учителя физической культуры, технологии и т. д. Приятно отметить, что молодые талантливые учителя не считают зазорным учиться у старших коллег… Жаль, что в коллективе маловато мужчин, но это характерно сегодня для большинства школ в России…
Работа с детьми очень интересна. Она сложна, но, когда видишь отдачу, она захватывает тебя еще больше, заставляет работать над собой.
– Какие качества ваша школа старается привить ученикам? Расскажите об успехах и достижениях за последние годы… Вы согласны с бытующим мнением большинства, что нынешняя молодёжь менее воспитанна, чем прошлые поколения?
– Мы стараемся прививать нашим детям в первую очередь целеустремлённость, желание проявить себя, стараться расти каждый день, получать какие-то новые знания. Я всегда говорю ученикам: «Вы сегодня так много узнали, но полученные знания должны быть опробованы». Любые знания полезны тогда, когда они востребованы и дают результаты.
И мы очень радуемся, когда видим в детях желание учиться. Мы ведем большую работу по поиску одаренных детей, развитию их способностей. Проводим школьные конкурсы, олимпиады.
Наши дети участвуют в городских, республиканских, всероссийских и даже международных творческих состязаниях, спортивных соревнованиях, показывая хорошие результаты. Многие наши выпускники поступают в главный вуз нашей страны – Московский государственный университет. Например, только в этом году студентами МГУ стали 16 выпускников нашей школы. При этом мало поступить – надо же еще учиться! А наши ребята справляются с этой задачей достойно. Наши бывшие ученики работают в Государственной Думе, в Совете Федерации, заняты на дипломатической работе, в науке и т.д.
Если же родители говорят, что молодёжь сейчас не та, что раньше, это плохо. Я бы вообще не ставил так вопрос. Дети не стали хуже. Если они стали более проблематичные, то скорее всего потому, что больше и быстрее вникают в эту жизнь…
– Влияет ли сегодня школа на выбор учащимся своей будущей профессии?
– Кем стать в будущем – это выбор детей, который они делают не без поддержки родителей. И мы, конечно же, помогаем им на этом пути. Хотя бы через то же профильное обучение.
Хочу отметить, что сегодня гораздо больше технических возможностей, помогающих детям определиться с выбором будущей профессии. Сейчас много разных кружков, секций дополнительного образования. Есть Интернет, который значительно расширяет круг наших знаний и представлений о профессиях, есть разные сетевые программы дополнительного образования. Люди стали гораздо мобильнее, свободно передвигаются как по стране, так и за границей. У нас каждый третий ребёнок побывал за рубежом. И это тоже влияет на выбор ребенком своего жизненного пути… Конечно же, нам небезразлично, кем и каким станет наш ученик в будущем…
Сфер, в которых себя может проявить человек, множество. Например, сам Сергей Вячеславович, историк по образованию, почётный работник общего образования РФ, заслуженный работник образования КЧР, является еще и мастером спорта по шахматам. В 1998 году в городе Ессентуки на традиционном российском шахматном фестивале «Жемчужина Кавказа» он занял первое место среди шахматистов, имеющих международный рейтинг. И сейчас он учит детей играть в шахматы, думать быстрее, эффективнее.
– Сергей Вячеславович, чего вы, как директор гимназии, желаете учителям?
– Творческого поиска. Чтобы, идя каждый день в школу, учителя думали о сохранении интереса каждого ребёнка к своему предмету.

Х. ЛЕПШОКОВ.

Поделиться
в соцсетях