«Моя любовь до правнуков дойдет…»

28 декабря в 07:39
7 просмотров

В уходящем году достопочтенной матери, бабушке и прабабушке большого семейства Батдай Куатовой из аула Джингирик исполнилось 90 лет. И самым важным событием в череде дней промелькнувшего года она считает поздравительное письмо от главы государства Владимира Путина: «Я знаю, что такие письма от Президента приходят всем гражданам России, разменявшим сотый десяток. Но все же это окрыляет – обо мне помнят и знают, и я – частичка великой страны!»
…Шесть сыновей и дочерей родила и воспитала Батдай Османовна. Среди ее государственных наград медали «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны» и «Ветеран труда». Каким-то добрым провидением предназначено было им с супругом Юсуфом родиться в одном ущелье. Ему – в ауле Бирлик, ей – в Нижней Теберде.

В уходящем году достопочтенной матери, бабушке и прабабушке большого семейства Батдай Куатовой из аула Джингирик исполнилось 90 лет. И самым важным событием в череде дней промелькнувшего года она считает поздравительное письмо от главы государства Владимира Путина: «Я знаю, что такие письма от Президента приходят всем гражданам России, разменявшим сотый десяток. Но все же это окрыляет – обо мне помнят и знают, и я – частичка великой страны!»
…Шесть сыновей и дочерей родила и воспитала Батдай Османовна. Среди ее государственных наград медали «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны» и «Ветеран труда». Каким-то добрым провидением предназначено было им с супругом Юсуфом родиться в одном ущелье. Ему – в ауле Бирлик, ей – в Нижней Теберде. Но до этого именно деду Батдай по материнской линии – Ильясу Очакову дано было основать в XIX веке аул, который через много десятилетий станет ее судьбой и надежным причалом. К слову, Джингирик в переводе с карачаевского означает «локоток» – по изгибу реки Теберды, огибающей аул.
Сидя в уютной гостиной большого благоустроенного дома дочери Б. Куатовой Ольги, в окружении ее внуков и правнуков мы перебираем вехи жизни Батдай Османовны.
Родилась она в 1929 году в семье уважаемого в Сынты (Нижняя Теберда) Османа Хатуева, который по тем временам был человеком грамотным, предприимчивым и, обладая недюжинными организаторскими способностями, возглавлял один из первых колхозов. В многодетной семье Батдай росла старшей и единственной дочерью, поэтому и был с нее большой спрос, но младшие трое братьев ее просто боготворили и всегда прислушивались к ее мнению.
Еще с детства Батдай усвоила: человек бывает добр или не добр вовсе не от условий счастливых или несчастливых, а просто от самого своего рождения. Дар ему положен такой от Аллаха. Вот и у ее родителей был такой дар – поскольку жили они зажиточно, всегда помогали тем, кто нуждался в самом необходимом, поэтому в доме было заведено готовить еды вдвое больше, ибо к столу приглашали всех, кто переступил их порог.
Истинная горянка, большой книгочей, несмотря на свое начальное образование, перечитавшая художественную литературу аульской и городской библиотек, Батдай Османовна стремилась вложить в души своих четырех дочерей нежность, терпеливость, верность, умение сделать уютным дом. Позже эти уроки у нее брали две ее невестки, которых она не отличает от дочек. Но она научила их и тому, что женщине недостаточно только того света, что в домашнем окошке, и она сама должна нести в себе свет, за которым пойдет мужчина.
Вырастить человека таким, чтобы потом не опускать глаза от стыда, намного труднее, чем на камне вырастить дерево. Каким должен быть мужчина? Умным, смелым, честным, добрым. А женщине недостаточно обладать только этими качествами. Но вот что нужно еще, знает только любящая и мудрая мать. Именно такая мама у дочерей и сыновей Юсуфа Куатова – мир его праху. А теперь такая бабушка и прабабушка у его внуков и правнуков. Как тут не вспомнить стихи – посвящение жене Патимат Расула Гамзатова: «Ей жить и жить, и нет врагов таких, которые убьют ее величие. Моя любовь до правнуков моих дойдет, как поговорка или притча».
В 1950 году супруги Куатовы создали семью. Разумеется, в то суровое время в местах депортации расходы на свадьбу были более чем скромные, но ритуалы ревностно сохранялись до мелочей – были и калым, и берне, и угол, где невеста выстояла три дня. На чужбине, где человек тоскует по родине, он стремится хотя бы сохранить ее дух, самобытность народа, мощный пласт от вторжения других… Там, в Джамбульской области, у них родились старшие дети: Халит, Зоя, Оля.
Вернувшись на родину в 1957 году, семья стала обустраиваться в Джингирике. Глава семейства Юсуф Куатов взялся за строительство дома. Сложилось так, что в разное время он возвел не один, а три дома, которые впоследствии подарил родственникам. А мать семейства и здесь, как и в Казахстане в годы депортации, работала свекловичницей и долгие годы, не разгибая спины, обихаживала эту трудоемкую культуру на плато Кумыш-Баши. Уже в 1958 году Джингирик стал шестым отделением укрупненного совхоза «Карачаевский». Не счесть всех почетных грамот райкома и обкома, которыми награждалась трудолюбивая Батдай Куатова.
А жизнь продолжалась, где семейные радости перемежались с производственными. Рождались дети – Мариям, Роза, Радик. В тот год, когда появился на свет младший сын, а это было в 1970 году, Куатовы построили новый дом. Отец семейства работал заведующим фермой, заготовителем…
– Он был очень скромным, немногословным, – вспоминает Радик Куатов. – Я ведь последыш, и многие семейные истории узнавал от старших. Между мной и старшим братом Халитом разница в 20 лет. Так вот, отец никогда не хвалился тем, что в Казахстане являлся чемпионом по национальной борьбе на поясах. О годах депортации вспоминать не любил, может, потому что лиха в первые годы на чужбине ему пришлось хлебнуть немало: видел смерть родственников, соседей, которых самому приходилось хоронить, испытал голод, лишения. Он был светлым человеком, никогда не зацикливался на неприятностях, а в воспитании нас, детей, старался не вступать в противоречия с мамой. Это была на редкость гармоничная пара. Отца не стало в 2001 году…
– Но хвала Аллаху, мы успели справить родителям золотую свадьбу, – светлеет лицом хозяйка дома, дочь Ольга.
Мать, как тому и положено быть, живет в семье младшего сына Радика, директора Джингирикской средней общеобразовательной школы. Кстати, он четко повторил судьбу родителей: его старшему сыну 25 лет, младшему исполнилось 11 лет.
– Помню, не предупредив родителей, мы всем гамбузом: дети и внуки – ввалились в дом, а у нас уже было все наготове: шампанское, хычины, мясо, фрукты, салаты – так и сыграли им свадьбу, – улыбается Ольга. – Наши родители прожили семейную жизнь, как два дерева с переплетенными корнями. Одни животворные соки питали их. Они научили нас беречь и поддерживать семейный очаг.
Расул Гамзатов, рассказывая о своей маме, писал: «Нет вершин превыше матерей…» Но этих слов достойна и моя героиня, как и тысяча других в России. Все ее шестеро детей нашли свое место в жизни, получили высшее образование, создали благополучные семьи. Теперь время пришло гордиться внуками и правнуками…
Бродит за окошком зимний вечер, несет, извиваясь в ущелье, свои изумрудные воды Теберда. Не спится матери – все вздыхает, от того, наверное, что давно скрылась молодость за перевалами. Невеселые мысли прерывает звонкий голос правнучки-школьницы:
– Ання, ты мне обещала сказку…
– Иди сюда, малышка. Я тебе расскажу самую лучшую сказку на свете, чтобы ты запомнила ее для своей будущей дочки, когда вырастешь большой и самой красивой в нашем ущелье…

НА СНИМКЕ: Батдай Османовна КУАТОВА со своими внуками и правнуками.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях