Что в имени тебе моем…

30 декабря в 08:50
31 просмотр

Главного Деда Мороза страны знает практически каждый. Он живет в Великом Устюге, и каждый год в преддверии новогодних праздников отправляется со своей внучкой Снегурочкой в путешествие по городам и весям, чтобы дарить людям радость.
А знаете ли вы, что у главного Деда Мороза страны в разных регионах есть помощники, тоже Деды Морозы, но называют их по-разному? Взять нашу многонациональную республику, например. У карачаевцев Деда Мороза называют Буз Акка. Черкесы именуют его Уэс Дадэ (снежный дед). Осетинский Дед Мороз – не просто новогодний дед, а божество по имени Артхурон. Это имя переводится как «Огонь Солнцевич». Сейчас коренные осетины почти не упоминают его имени, оно сохранилось только в названии ритуального пирога, который каждая семья печет на Новый год. Аяз бай – так величают снежного деда ногайцы.

Главного Деда Мороза страны знает практически каждый. Он живет в Великом Устюге, и каждый год в преддверии новогодних праздников отправляется со своей внучкой Снегурочкой в путешествие по городам и весям, чтобы дарить людям радость.
А знаете ли вы, что у главного Деда Мороза страны в разных регионах есть помощники, тоже Деды Морозы, но называют их по-разному? Взять нашу многонациональную республику, например. У карачаевцев Деда Мороза называют Буз Акка. Черкесы именуют его Уэс Дадэ (снежный дед). Осетинский Дед Мороз – не просто новогодний дед, а божество по имени Артхурон. Это имя переводится как «Огонь Солнцевич». Сейчас коренные осетины почти не упоминают его имени, оно сохранилось только в названии ритуального пирога, который каждая семья печет на Новый год. Аяз бай – так величают снежного деда ногайцы. Кар-баба у ногайцев Дед Мороз.
У казачьего Деда Мороза особые приметы – красный кафтан с золотыми эполетами, вместо пояса – кушак, на нем – кавалерийская шашка. Место жительства: г. Калининград. Если вы встретите этого чудаковатого старичка, не удивляйтесь, когда он представится следующим образом: «Всемирный Казачий Дед Мороз Василий Петрович Пестряк-Головатый». Да-да, именно он, генерал-майор Казачьих войск, придумал образ казачьего Деда Мороза. Он же эту роль волшебника играет. На детсадовских елках Пестряка-Головатого редко встретишь. Чаще всего – на новогодних утренниках в кадетских корпусах и суворовских училищах, где будущих защитников Отечества он воспитывает в духе патриотизма.
А вот абазины своего Деда Мороза называют Ахьта Дада.
Кабардино-балкарский Дед Мороз – Уэс Дадэ (“дадэ” – значит «дедушка») – личность довольно скрытная. О нем мало что достоверно известно, но в целом это типичный горец – с бородой, кинжалом и традиционной кучей подарков, хотя и одевается чаще не в национальную одежду, а в традиционную красную шубу Деда Мороза.
Дом чувашского Деда Мороза – Хёл Мучи стоит на Красной площади в Чебоксарах, у Чебоксарского залива. Живет он вместе со своей внучкой Снегурочкой (по-чувашски – Юр Пике), а из чудесных артефактов обладает сундуком, исполняющим желания, маятниковыми часами, приносящими счастье, и говорящим самоваром.
Удмуртский Дед Мороз – Тол Бабай. Особые приметы удмуртского Деда Мороза – Тол Бабая – фиолетовая шуба, кривой посох. Он стал таким от долгих путешествий по миру. Свои подарки волшебник носит в берестяном коробе. Место жительства: Удмуртия, Ширканский район, деревня Титово. А вот в умственных способностях Тол Бабая удмурты поначалу сомневались, поэтому так его и звали – Алангасар. По легенде, жили соплеменники глупого великана на Кар-горе, но потом туда пришли люди. Алангасары испугались и решили спрятаться от них в яме на вершине той самой горы. Но один самый маленький великан по имени Тол Бабай замешкался, и яма исчезла. И пошел алангасар тогда бродить по свету, ума набираться. Пока ходил, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. А потом познакомился с Лымынылу и предложил стать его помощником. Однажды маленький великан повстречал детей, только они не испугались его, а наоборот, стали с ним играть. За это Тол Бабай стал одаривать ребятню красивыми шишками и лесными ягодами и грибами. С тех пор дружба великана и детей только крепнет.
Татарcкого Деда Мороза называют Кыш-Бабай. У него синий кафтан, вместо шапки – мохнатая тюбетейка. Как гласит легенда, именно Кыш-Бабай в древности отвечал за веселое празднование прихода нового года. Праздничные обряды совершались с 21 декабря по 1 января. А праздник этот назывался Нардуган.
В мордовской мифологии есть персонаж Нишке, который считается высшим богом. По легенде, Нишке создал небо и землю, выпустил в мировой океан трех рыб, на которых держится земля, насадил леса, сотворил человеческий род эрзян, повелел мужчинам заниматься земледелием, а женщинам – домашней работой. У Нишке есть две дочери, Кастарго и Вецорго, которых призывают в заговорах от болезней, и жена Нишке-ава. Мордва знает, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров. В одном живет Дед Мороз, которого называют Мороз-атя, в другом – Дед Мякина, в третьем – пятница, в четвертом – воскресенье, в пятом – зима, в шестом – лето, а седьмой открывать нельзя, и поэтому никто не знает, что там находится. Мороз-атя в праздничные дни живет в своей усадьбе, которая находится в мордовском селе Кивать в Кузоватовском районе Ульяновской области.
Марийского Деда Мороза зовут Йушто Кугыза, что переводится как «Холодный дедушка». К ребятам он приходит вместе со своей внучкой Лумудыр. Впрочем, на марийском языке слово «кугыза» обозначает “старик” или “дедушка”, и именно так марийцы называют всех духов. Есть Сурт Кугыза – дух дома, Покшым Кугыза – дух заморозков, Курык Кугыза – горный старик. Но кроме Йушто Кугыза у марийцев существует еще один персонаж, претендующий на сходство с Дедом Морозом по роли и обязанностям разносить подарки. Это Дед Василий, в Марий Эл его называют Васли Кува-Кугыза. Он вместе со своей старухой по имени Шорыкйол Кува-Кугыза является главным действующим лицом праздника Шорыкйол – «Овечья нога».
Карельский Дед Мороз, точнее Морозец, рыжий, задорный персонаж. В отличие от большинства своих новогодних коллег это очень молодой персонаж, который появился в сказочном мире совсем недавно. Его отличительная черта – веселый, озорной характер. Согласно легенде, Паккайне родился морозной зимой, когда торговый обоз возвращался с ярмарки в город Олонец (Карелия). Появившись на свет, Паккайне засмеялся, за что его нарекли «веселым Морозцем». Повзрослев, Паккайне, как и его отец, стал купцом. Разъезжая по миру, Морозец оставлял в зеркалах свои отражения. К зиме все отражения отправлялись на родину – в Олонец, где устраивали состязания, чтобы доказать, кто из них настоящий Паккайне.
Белый Старец Бурятии – Саган Убугун – является одним из главных персонажей праздника Сагаалган («Белый месяц») – одного из наиболее известных праздников монголоязычных народов, который приурочен к наступлению Нового года. Культ Саган Убугуна был распространен у монголоязычных народов более двух с половиной тысяч лет и восходит к добуддийскому периоду. Белый старец почитается как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, гениев (духов) земли, воды, владыка гор, земли и воды. Считается, что мир и благополучие приходят с его появлением, он приносит мир, покой и равновесие во всех делах и начинаниях человеческих тем, кто его почитает. Его образ восходит к мифам о боге – супруге Земли, покровителе плодородия и долголетия. Белого Старца изображают отшельником с посохом в руках. Сидящим у входа в пещеру  под персиковым деревом прикосновение посоха дарит долгую жизнь.  Новый год в Бурятии празднуют по лунному календарю 3 февраля. Отметить праздник Белого месяца, или Сагаалган Белый Старец приглашает гостей на озеро Байкал. Если встретить его на праздник и рассказать о том, сколько добрых дел совершил за прошедший год, то Белый Старец может щедро одарить здоровьем, любовью близких и материальным благополучием в году грядущем.

Подготовила Полина СЕМЕНЧЕНКО.

Полина СЕМЕНЧЕНКО
Поделиться
в соцсетях