План Путина, ПРОФСТАЖИРОВКИ 2.0 и Конвенция ООН по правам инвалидов

30 декабря в 05:40
6 просмотров

В конце декабря 2019 года в Российской Федерации подошло время подведения первых итогов реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития России, рассчитанной вплоть до 2020 года. Концепция  утверждена постановлением правительства от 17 ноября 2008 года  № 1662-Р (ред. от 28.09.2018). 
Разработанная экс-министром экономики Эльвирой Набиуллиной, она в далеком 2008 году, была  подписана В.В. Путиным. Поэтому документ получил название “План Путина”.
В сою очередь, федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации было предписано руководствоваться положениями Концепции долгосрочного социально-экономич. развития РФ на период до 2020 года при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности.

В конце декабря 2019 года в Российской Федерации подошло время подведения первых итогов реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития России, рассчитанной вплоть до 2020 года. Концепция  утверждена постановлением правительства от 17 ноября 2008 года  № 1662-Р (ред. от 28.09.2018). 
Разработанная экс-министром экономики Эльвирой Набиуллиной, она в далеком 2008 году, была  подписана В.В. Путиным. Поэтому документ получил название “План Путина”.
В сою очередь, федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации было предписано руководствоваться положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности.
Главным залогом развития России в Концепции является потенциал ее граждан. В разделе III Концепции «Развитие человеческого потенциала» сказано, что развитие человеческого потенциала включает системные преобразования двух типов -направленные на повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и социальных секторов экономики, а также улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей.
В пункте 6 данного раздела – «Развитие рынка труда», говорится о том, что гибкий, эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей составляющей инновационной экономики. При этом отмечается, что современное развитие экономики невозможно без продуктивной занятости, являющейся производной от эффективно функционирующего гибкого рынка труда, позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы.
В Концепции обозначены пять задач, в которых отмечается важность и необходимость таких факторов, как:
– расширение практики стажировок в организациях молодых специалистов с целью их последующего трудоустройства;
– создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;
– развитие социального партнерства;
– развитие системы профессиональной ориентации, в том числе профессиональной ориентации школьников;
– развитие институтов рынка труда, обеспечивающих рост занятости и эффективности использования труда, включая разработка новых направлений активной политики занятости населения.
С целью выполнения требования президента России В.В. Путина, о резком повышении производительности труда, создания реальных возможностей по самореализации и социальных лифтов для молодежи, а также для повышения эффективности совместной работы государственных органов и институтов гражданского общества в области трудоустройства выпускников, востребованности дипломов средних-специальных и высших учебных заведений, к реализации Концепции, на разных этапах ее осуществления, подключились созданные при прямой поддержке президента страны общественные институты, аккумулировавшие наиболее активных и неравнодушных граждан.
В первую очередь из общего числа созданных таких институтов следует отметить Общероссийский Народный Фронт (ОНФ), лидером которого стал президент РФ, и АНО «Россия – страна возможностей», учрежденную указом президента.
У Народного фронта решением этих задач занимается проект «Профстажировки». Фактически, это системный механизм по привлечению молодежи в промышленность. Уже несколько десятков тысяч молодых людей с его помощью смогли найти себе работодателя для прохождения практики и трудоустройства.
В настоящее время, проект «Профстажировки» развивается в партнерстве с платформой «Россия – страна возможностей». Эти два проекта успешно взаимодействуя, решают, по сути,  государственную задачу по укреплению российской экономики, помогая  тысячам молодых людей самореализоваться, а предприятиям  и учреждениям страны решить острый вопрос нехватки квалифицированных кадров. И вот теперь платформа «Россия – страна возможностей» совместно с Общероссийским народным фронтом запустила проект «Профстажировки 2.0» для студентов высших и средних профессиональных организаций. Он направлен на повышение качества подготовки молодых специалистов к будущей работе. Проект им дал возможность не только подбирать и проходить стажировки на российских предприятиях, но и находить исследовательский материал для курсовых и дипломных работ.
АНО «Россия – страна возможностей» учреждена указом президента. Целями организации является создание условий для повышения социальной мобильности, обеспечения личностной и профессиональной самореализации граждан, а также создание эффективных социальных лифтов в стране. В июле 2019 года наблюдательный совет АНО лично возглавил Президент России.
В России появляются все новые и новые кадровые и профессиональные конкурсы, чтобы обеспечить продвижение талантливых молодых людей. На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-20019) В.В. Путин высоко оценил качество и эффективность проектов платформы «Россия – страна возможностей». Цифры, которые привел глава государства – более 1,6 миллиона участников конкурсов и проектов, являются подтверждением важности и востребованности этой работы. Президент России Владимир Путин пообещал развивать этот кадровый проект, которому нет аналогов в мире, делая его еще прозрачнее и эффективнее.
Позднее, в г. Сочи, на заседании Наблюдательного совета президентской платформы «Россия – страна возможностей», прошедшего под председательством Владимира Путина, было объявлено, что с момента ее создания, за два года приняли участие уже более 2 миллионов 650 тысяч граждан и сегодня на данной платформе реализуется уже двадцать проектов.
Видимо следует отметить также и проект «Служба занятости 2.0», который презентовал Координатор проекта ОНФ «Профстажировки», член Общественной палаты России Илья Семин. Проект нацелен на обновление стандартов работы служб занятости населения (СЗН), а также на повышение удовлетворенности граждан и работодателей качеством их работы. Результатом этой работы станет повсеместное принятие «Народного стандарта службы занятости населения», который сначала будет внедрен для тестирования в работу служб занятости в ряде пилотных регионов страны.
Что касается конкретной работы в регионах России, то пример Карачаево-Черкесии является вполне типичным для характеристики работы Народного фронта на местах. К примеру, в деле организации и проведения ежегодной Всероссийской акции «Дни в профессии», в рамках реализации проекта ОНФ «Профстажировки 2.0». В 2019 году она была проведена с 25 ноября по 6 декабря 2019 года. «Дни в профессии» проводятся для студентов ВУЗов и СПО в форме экскурсий-стажировок на ведущие предприятия страны.
В Карачаево-Черкесской Республике (КЧР) проведение акции «Дни в профессии» было совмещено с акцией ОНФ – «Неделя добрых дел с Молодёжкой ОНФ».
В ноябре к ним были привлечены – Аграрно-технологический колледж (Эркен-Шахар), Колледж индустрии питания, туризма и сервиса, Колледж культуры и искусств им. А. А. Даурова, «Карачаево-Черкесский медицинский колледж», КЧР ГБПОО «Технологический колледж» г. Черкесска, с организацией экскурсии в Национальный банк по Карачаево-Черкесской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации и КЧР ГБПОО «Индустриально-технологический колледж» г. Черкесска, с экскурсией в АО «Карачаево-Черкесскэнерго».
А в декабре – «Карачаево-Черкесский педагогический колледж имени Умара Хабекова», «Многопрофильный технологический колледж» с экскурсией в – АО «Карачаево-Черкесскэнерго» и Средне-профессиональный колледж ФГБОУ ВО Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии с экскурсией в Карачаево-Черкесский филиал открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком».
Таким образом, на примере Карачаево-Черкесии, видно, что работа по организации профстажировок и развитию системы профессиональной ориентации, ведется довольно успешно. Запущена система социальных лифтов. В работе модернизация служб занятости населения. На слуху реалии отбора управленцев всех уровней через проект «Лидеры России».
Но, что касается требования Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной постановлением правительства от 17 ноября 2008 года  № 1662-Р, по созданию условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями, развития для них институтов рынка труда, обеспечивающих рост занятости таких лиц и эффективность использования их труда, а также развития социального партнерства с общественными организациями инвалидов, то в этом направлении налицо явные пробелы.
Россия, ратифицировав в 2012 году Конвенцию ООН по правам инвалидов, тем самым взяла на себя официальные обязательства по комплексной поддержке инвалидов РФ, соблюдению их прав, приемлемого качества жизни, включая – сопровождение и реабилитацию инвалидов. Однако по сию пору “Стратегия развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) 2025″должным образом не скорректирована с учетом интересов этой целевой группы, составляющей в разных субьектах РФ в СКФО примерно от 10 до 24 процентов от всего населения территориальных образований округа. Более того, уже возведенные уникальные реабилитационные и ресурсообеспечивающие объекты для инвалидов не функционируют или доводятся до состояния полного упадка и банкротства.
Так, к примеру, несмотря на личное поручение В.В. Путина, данное Администрации Президента РФ, по итогам встречи Президента РФ с представителями общественных организаций России в  III квартале 2011 года, – оперативно решить вопрос по вводу в эксплуатацию, в качестве филиала Волоколамского центра реабилитации слепых, построенного еще в 2008/2009 году на базе Всероссийского общества слепых (ВОС), в г. Грозном, «Центра реабилитации инвалидов по зрению», по адресу – ЧИР, г. Грозный, ул. Восьмого марта, д. шестнадцать, по сию пору в эксплуатацию Центр так и не принят, хотя полностью готов к работе.
Уникальный современный реабилитационный центр, полностью оборудованный, крупнейший в Европе, предназначенный для комплексной реабилитации инвалидов всех категорий (в первую очередь для трудовой реабилитации) не только Северного Кавказа, но и всей страны, уже более 10 лет простаивает и спасается от разрушения и расхищения лишь усилиями членов Чеченской республиканской организации ВОС, её председателя Хаввы Ахмадовны Керимовой и полпреда президента ВОС в СКФО Сергея Матвеевича Дубовика.
Вся проблематика вопроса запуска реабилитационного центра в эксплуатацию – в межведомственном согласовании интересов местной республиканской власти, министерства труда и социального развития РФ и собственно инвалидов, позицию которых отстаивает Всероссийское общество слепых (ВОС). 
Кроме того ранее процветающие, уникальные производственные предприятия, созданные инвалидами для поддержки лиц с ограниченными возможностями, где уставная численность рабочих мест, закрепленных за инвалидами I, II и III группы, составляет не менее 50%, ныне влачат жалкое существование и фактически методически  уничтожаются.
Ранее такие предприятия были освобождены государством практически от всех видов налогов, и сохраняемая прибыль пускалась на обеспечение жизнедеятельности инвалидов, их общественных организаций, спорт, строительство собственного жилья, санаториев, реабилитационных, культурных и учебных центров и т.п. Ныне эти предприятия имеют статус обычных коммерческих предприятий, с соответствующим налогообложением. Хотя, к примеру, создание одного рабочего места для инвалида по зрению на ПОРЯДОК более затратно, чем для полностью здорового работника.  Массовое банкротство подобных предприятий ведет к полной зависимости инвалидов от поддержки государства и плодит иждивенческие настроения в их среде, утрате активной жизненной позиции и, соответственно, депрессиям и деградации некогда крупнейших, мощных, самодостаточных организаций инвалидов.
При этом, органы государственной и муниципальной власти не обременяют себя поддержкой общественных организаций инвалидов и созданных ими для самообеспечения хозяйствующих субьектов, даже не взирая на рекомендации и указания правительства РФ. Более того, зачастую идут на прямое нарушение закона и достигнутых соглашений с организациями инвалидов.
Так, к примеру, уникальному на Северном Кавказе санаторию «Машук», созданному для лечения инвалидов по зрению в г. Пятигорск, Ставропольского края, местные власти уже десятилетия не передают в собственность землю, на которой он построен, и санаторий, в этой связи, ограничен в своем дальнейшем развитии. Хотя ранее, в обеспечение получения данного земельного участка в собственность, Всероссийское общество слепых (ВОС) передала на баланс местному муниципалитету санаторий  ВОС – «Труженик».
А в Карачаево-Черкесии, муниципальные власти, изъяв у Зеленчукской местной (районной) организации Карачаево-Черкесской республиканской организации ВОС земельный участок и уничтожив находящиеся там офисные строения инвалидов по зрению с целью обеспечения строительства многоэтажного многоквартирного жилого дома для нужд муниципалитета, с обязательством – предоставить взамен инвалидам первый этаж этого дома, обязательства не выполнила, хотя дом давно сдан в эксплуатацию. И выполнять, видимо, не намерена, не смотря на вмешательство республиканской власти, прокуратуры и даже Общероссийского Народного Фронта (ОНФ), где лидером является президент РФ. Власть в Зеленчукском районе КЧР периодически меняется, но компенсировать изъятую собственность не торопится. При этом из временно предоставленного инвалидам помещения, не пригодного к эксплуатации (по заключению органов самого же муниципалитета) их пытаются еще периодически и выселить.
Конвенция ООН по правам инвалидов Россией ратифицирована, международные обязательства приняты, полпреды президента РФ в СКФО меняются, а проблемы у инвалидов все те же, пугающе неизменны и все также эти проблемы инвалидов пытаются решать без участия самих инвалидов, с предсказуемо неудовлетворительным результатом.
Невольно возникает вопрос – что же еще необходимо предпринять, чтобы выполнить взятые страной обязательства и обеспечить наконец достойную жизнь гражданам с ограниченными возможностями, как и предусмотрено Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года… 
По моему мнению, ситуацию можно изменить даже в одном отдельно взятом регионе страны, при наличии на то политической воли его руководства.
К примеру, в Карачаево-Черкесии, глава республики мог бы:

 

1. Воспользоваться правом законодательной инициативы и предложить парламенту КЧР разработать республиканский закон на основе ФЗ №476 от 29.12.2017 г. «О внесении изменений в закон РФ «О занятости населения в РФ», вступившим в силу с 1.01.2019 года, и Федерального госстандарта по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, утвержденного приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 03.08.2018 г. №518 н., с принятием положения о возможности передачи в аренду квотированных рабочих мест для инвалидов специализированным предприятиям общероссийских общественных организаций инвалидов и предприятий с более чем 50% занятость инвалидов от общего числа работников.

2. Поручить правительству КЧР сформировать РЦП по труду и занятости населения КЧР, с одновременным созданием подпрограммы по исполнению требований ФЗ №476, с параллельным запуском в 2020 году пилотного проекта по сопровождению инвалидов на базе ООО «Черкесское предприятие «Кавказпакет», входящего в систему производственных предприятий ВОС.

3. Поручить Минтруду КЧР провести целевую проверку службы/центров занятости КЧР, совместно с представителями и экспертами гражданского общества КЧР, на предмет реального действия требований ФЗ №476 на территории КЧР.

4. Поручить правительству КЧР создать рабочую группу по обеспечению действия на территории КЧР требований ФЗ №476 и выработки методики работы службы занятости КЧР в соответствии с едиными стандартами работы региональных служб занятости, внедряемых в РФ с 2019 года Минтрудом РФ и Рострудом (по поручению правительства РФ) в 16 пилотных субъектах РФ, в рамках нацпроекта по повышению производительности труда. А в состав рабочей группу включить представителей – Минтруда КЧР, Службы занятости КЧР, РО ОНФ в КЧР, ВОС, организаций бизнес-сообщества КЧР, прокуратуры, Минфина КЧР, Минэкономики КЧР, Корпорации развития КЧР, с приглашением федеральных инспекторов Полпредства Президента РФ в СКФО по КЧР.

5. Ввести должность Уполномоченного Главы КЧР по правам инвалидов, назначаемого по рекомендации ОНФ, с целью реализации на территории КЧР Конвенции ООН по правам инвалидов, ратифицированной в РФ в 2012 году, а также осуществления постоянного мониторинга сопровождения трудоустройства и закрепления инвалидов на рабочих местах и обеспечения требуемого 50% уровня занятости инвалидов к 2025 году, в соответствии с ныне действующим планом правительства РФ на 2017 – 2020 гг.

В заключении хотелось бы отметить, что еще в начале апреля 2019 года в региональном отделении Общероссийского Народного Фронта (ОНФ) в КЧР провели обсуждение квотирования рабочих мест для инвалидов Карачаево-Черкесии, по итогам которого было решено в целях защиты прав инвалидов и исполнения законодательства о квотировании рабочих мест внести изменения в Закон КЧР от 10.07.2013 г. № 40-РЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Карачаево-Черкесской Республике» в части: аренды рабочих мест на условиях договора в случае невозможности создания или выделения в своей организации рабочих мест для приема на работу инвалидов в счет установленной квоты; финансирования создания рабочих мест в организациях, находящихся в собственности общественных объединений инвалидов, в счет установленной квоты.
Предложения, выработанные по итогам заседания, направлены в правительство и парламент Карачаево-Черкесской Республики.

Андрей ГУДИМОВ,
эксперт ОНФ, координатор проекта «Профстажировки»
в Карачаево-Черкесской Республике.

Андрей ГУДИМОВ
Андрей ГУДИМОВ
Поделиться
в соцсетях