Чтобы красота и здоровье были «по зубам»…
Иммулат ЭБЗЕЕВ (на снимке) родился в 1942 году в Теберде в большой многодетной семье, в которой был седьмым, последним по счету, ребенком. Понятное дело, что Борисбий Асланович и Пача Темирджановна в последыше души не чаяли, но оградить его от тягот лихолетья никак не могли, потому что шла война, к которой добавились муки чудовищной депортации, разметавшей карачаевский народ по всей Средней Азии на долгие четырнадцать лет… Там Иммулат пошел в школу, а продолжил учебу по возвращении на историческую родину, поступив на стоматологический факультет Ставропольского медицинского института.
– Почему в мединститут? Нет, родители мои никакого отношения к медицине не имели, тем не менее выбор был абсолютно осознанным, – рассказывает Иммулат Борисбиевич, – и в первую очередь благодаря книгам Чехова, Вересаева, Булгакова, которые я запоем читал в юности и проникся медицинскими буднями их героев, страданиями их пациентов и так далее.
Иммулат ЭБЗЕЕВ (на снимке) родился в 1942 году в Теберде в большой многодетной семье, в которой был седьмым, последним по счету, ребенком. Понятное дело, что Борисбий Асланович и Пача Темирджановна в последыше души не чаяли, но оградить его от тягот лихолетья никак не могли, потому что шла война, к которой добавились муки чудовищной депортации, разметавшей карачаевский народ по всей Средней Азии на долгие четырнадцать лет… Там Иммулат пошел в школу, а продолжил учебу по возвращении на историческую родину, поступив на стоматологический факультет Ставропольского медицинского института.
– Почему в мединститут? Нет, родители мои никакого отношения к медицине не имели, тем не менее выбор был абсолютно осознанным, – рассказывает Иммулат Борисбиевич, – и в первую очередь благодаря книгам Чехова, Вересаева, Булгакова, которые я запоем читал в юности и проникся медицинскими буднями их героев, страданиями их пациентов и так далее. А выбрать профессию стоматолога меня сподобил тот факт, что частью профессии дантиста, без которой она была немыслима в 60-70-е прошлого века, являлась боль, которую он причиняет, страх перед ним. И меня стала занимать мысль, как сделать так, чтобы пациент не боялся стоматолога и не садился в стоматологическое кресло с единственной мыслью – больше никогда его не видеть…
Учился парень усердно, и науки давались ему легко. После окончания института Иммулат попал по распределению в больницу села Курджиново Урупского района.
Кто из нас не знает, что такое зубная боль, которая, пронзив тебя, отодвигает все остальное: тревоги, радости, надежды, опасения – на задний план? А если ты живешь в таком медвежьем углу, где под рукой у врача самый что ни на есть допотопный инструментарий, то значит, без взаимного доверия между тобой и врачом никак не обойтись. И в такие моменты главным оружием молодого врача Эбзеева становились не инструменты, а шутка, улыбка, доброжелательность…
– Справедливости ради должен сказать, – говорит Иммулат Борисбиевич, – что в Курджиново люди, в особенности пожилые люди, не особо приученные, скажем так, к постоянной заботе о своих зубах, до преклонных лет сохраняли их естественную силу и здоровье. Я так думаю, что «виной» тому были климат, чистая экологическая среда, питание натуральными продуктами – все с огорода, из леса и речки…
Осенью 1977 года Эбзеев был принят на работу стоматологом-терапевтом в санаторий «Теберда», в курортной поликлинике которого работает по сей день.
– Опыт у доктора Эбзеева богатейший, занимаясь диагностикой и лечением заболеваний зубов, околозубных тканей и слизистой оболочки полости рта, он может запросто выявить у своего пациента сопутствующую патологию по клиническим симптомам, так, например, нарушения обмена веществ, заболевания крови, сердечно-сосудистой системы и так далее, – говорят его коллеги, врач-фтизиатр Маргарита Бидова и физиотерапевт Мариям Муссакаева. – Словом, он и терапевта общей практики может легко заменить при случае.
Эбзеева можно назвать смело и врачом-стоматологом общей практики, поскольку ему под силу и хирургические манипуляции, и ортопедические, и услуги ортодонта…
– В моем родном городе Шахты, что в Ростовской области, стоматологи от меня просто шарахаются в силу того, что я отношусь к так называемой группе риска, – поделился с нами один из пациентов Эбзеева. – У меня больное сердце, гипертония, ослабленные легкие после перенесенного гнойного плеврита, а здесь, наоборот, столько внимания, столько полезных советов, рекомендаций услышишь от лечащего стоматолога. У доктора Эбзеева очень легкая рука и большое сердце.
– Сегодня мы получили такие возможности диагностики и лечения, о которых раньше и мечтать не могли, обезболивание для каждого подбираем индивидуально в зависимости от медицинских показаний, благо выбор средств велик, – говорит Иммулат Борисбиевич. – Нынешний пациент сознательный, в отличие от тех, кто лечился в санатории во времена СССР. А лечились тогда в отделениях санатория «Джамагат», «Горное ущелье», «Алибек», «Домбай» – сейчас это все именуется одним словом «Теберда» – больные туберкулезом, бронхитом, бронхиальной астмой, плевритом и т. д. со всех концов страны – из Сибири и Дальнего Востока, Чечни и Дагестана, Узбекистана и Казахстана, из Украины и Молдавии, которые в большинстве своем знали только одну панацею от зубной боли – удаление зуба, которое, как вы знаете, чревато дефектом передвижения зубов на место отсутствующего. Работы тогда было много – восстанавливал коронковую часть зубов с помощью пломбировочных материалов, производил эндодонтические манипуляции, чистил зубные каналы…
– Иммулат Борисбиевич, сейчас «Теберда» – перепрофилированное санаторно-курортное медицинское учреждение, где и речи нет о туберкулезном профиле, но почему, рискуя здоровьем, вы в 70-е выбрали санаторий, где лечили больных с туберкулезной этиологией?
– Кому не хочется быть поближе к родным, землякам, помочь им при удобном случае, коль уж есть такая возможность? И потом, согласно статистике, более чем за столетний период существования санатория «Теберда» ни один его сотрудник не заболел туберкулезом.
– Я слышала, что студенты из таких стран, как Финляндия, Норвегия, Дания, приезжают в последнее время в Россию на учебную практику, поскольку найти достаточное количество людей, страдающих кариесом и другими серьезными заболеваниями полости рта, в своих странах не представляется возможным.
– Я такой информацией не располагаю, но охотно верю этому.
– И как сделать так, чтобы навсегда забыть дорогу в кабинет стоматолога?
– Сломать традиционное представление о том, что зубы – вещь второстепенная, и соблюдать регулярно гигиену полости рта, осуществлять правильный и ежедневный уход за зубами. Это прописные истины, и все же повториться не грех. Показаниями к гигиене полости рта, причем профессиональной, в кабинете стоматолога, становятся зубной камень, налет, кариес, неприятный запах изо рта, воспаление десен. Для ухода за зубами есть нехитрая памятка: сначала поел – потом почистил; сначала нижние, потом верхние; дольше, чем мы думаем; не забудь про язык; пройтись нитью там, куда не добраться щетке. Сейчас стоматологическая помощь как в некоторых государственных учреждениях, так и во всех частных клиниках – дорогое удовольствие, а вот бесплатное профилактическое обследование вполне возможно. Помните об этом, как и о том, что здоровые зубы – это не только красота, но и уверенность в себе и в жизни! И они всем «по зубам»!
{{commentsCount}}
Комментариев нет