Перевалы боевой славы
В преддверии 75-летия Великой Победы вспомним о битве, которая относится к числу важнейших сражений Великой Отечественной войны, во многом предопределивших ее общий исход, – битве за перевалы Кавказа.
Главной целью летней кампании 1942 г. вермахта являлся именно захват Кавказа, вследствие чего, с одной стороны, СССР в самое сложное время лишался бы большей части добываемой в стране нефти, а также газа, марганцевой руды, молибдена, вольфрама, крупнейшей продовольственной и курортной баз. При этом прерывался бы и приобретавший все более весомое значение для советской экономики и Вооруженных Сил СССР «персидский коридор» – путь поставок союзников по ленд-лизу через Иран и Каспийское море.
В преддверии 75-летия Великой Победы вспомним о битве, которая относится к числу важнейших сражений Великой Отечественной войны, во многом предопределивших ее общий исход, – битве за перевалы Кавказа.
Главной целью летней кампании 1942 г. вермахта являлся именно захват Кавказа, вследствие чего, с одной стороны, СССР в самое сложное время лишался бы большей части добываемой в стране нефти, а также газа, марганцевой руды, молибдена, вольфрама, крупнейшей продовольственной и курортной баз. При этом прерывался бы и приобретавший все более весомое значение для советской экономики и Вооруженных Сил СССР «персидский коридор» – путь поставок союзников по ленд-лизу через Иран и Каспийское море. С другой стороны, для Германии представлялось крайне необходимым овладеть кавказской нефтью, так как проблема снабжения военной техники горючим все сильнее обострялась. С захватом Кавказа Германия планировала втянуть в боевые действия Турцию, занимавшую с начала войны выжидательную позицию, но концентрировавшую войска на приграничной с СССР территории. Советскому командованию приходилось держать на турецком направлении 25 дивизий, неминуемо оказавшихся бы в ловушке после прорыва вермахта в Закавказье. Наконец, овладение Кавказом позволяло руководству Третьего рейха надеяться и на реализацию своих стратегических замыслов на Ближнем и Среднем Востоке. В тылах наступавшей группировки вермахта продвигался корпус специального назначения «Ф», который в дальнейшем должен был наступать в направлении Персидского залива. В рядах корпуса служило немало выходцев из арабских стран, призванных составить основу будущей армии для борьбы с английским господством. Для осуществления указанных задач основные силы вермахта сосредоточились на южном участке советско-германского фронта.
23 июля 1942 г. Гитлер утвердил директиву № 45, содержавшую план наступления на Кавказ под названием «Эдельвейс». Он заключался в том, чтобы окружить и уничтожить советские войска южнее и юго-восточнее Ростова-на-Дону, овладеть Северным Кавказом, затем обойти Кавказский хребет с запада и востока, одновременно преодолев его с севера через перевалы. Эти задачи возлагались на группу армий «А» под командованием генерал-фельдмаршала В. Листа, в которую первоначально входили 1-я и 4-я танковые, 17-я и 11-я полевые немецкие и 3-я румынская армии. Общая численность кавказской группировки вермахта составляла 167 тыс. солдат и офицеров, 1130 танков, 4540 орудий и минометов, до 1 тыс. самолетов. Поддержку с воздуха ей оказывал 4-й воздушный флот… Действовавшие против нее войска Южного и Северо-Кавказского фронтов существенно уступали противнику в военно-техническом отношении. Соединения Южного фронта после отступления и переправы через Дон были малочисленны и лишились большей части военной техники. Общая численность двух фронтов составила 112 тыс. чел., на их вооружении были 120 танков, около 2200 орудий и минометов, 130 самолетов. Из-за потерь советских войск в июльских боях к началу боевых действий на Кавказе противник превосходил наши войска в 1,5 раза в численности, в 2 раза – в орудиях и минометах, более чем в 9 раз – в танках и почти в 8 раз – в авиации. К тому же строительство оборонительных рубежей на Северном Кавказе к концу июля так и не было завершено.
Следует подчеркнуть разнообразие и исключительную сложность театра военных действий, на котором развернулось грандиозное оборонительное сражение: от безводных песчаных полупустынь восточной части Ставропольского края до высокогорий Главного Кавказского хребта.
Бои на кавказских перевалах занимают особое место в истории Великой Отечественной войны. Бывший командующий войсками Закавказского фронта И.В. Тюленев впоследствии вспоминал, что даже в начале 1942 г. в среде советского командования господствовало мнение о том, что перевалы не только не пригодны для ведения боевых действий, но и вообще непроходимы для сколько-нибудь крупных группировок войск. До начала августа большинство перевалов вообще не было занято войсками, даже пикетами. Однако быстрое продвижение горнострелковых частей противника и появление их в окрестностях Сухуми вынудили срочно бросать в горы буквально всех, кто оказался под рукой. Защитниками перевалов стали курсанты военных училищ, бойцы дивизий внутренних войск, а у подножия Эльбруса оборону вообще держала кавалерийская дивизия.
Ресурсов, и человеческих, и материальных, катастрофически не хватало. Ставка Верховного главнокомандования учитывала, что в результате переброски части советских войск на Кавказ будет ослаблено центральное Московское направление, чего как раз и добивался Гитлер. Генерал Тюленев писал, что Закавказскому фронту была поставлена задача малыми силами, в основном за счет местных формирований, приковать немецкие полчища к предгорьям Кавказа, измотать и обескровить их, а затем во взаимодействии с другими фронтами разгромить.
Войска Закавказского фронта непрерывно усиливались за счет ввода в бой новых национальных дивизий, сформированных в закавказских республиках. Это дало возможность Ставке перебросить основные резервы из центральных районов страны не на Кавказское направление, а под Сталинград для подготовки основного удара. К марту 1942 года были сформированы: три грузинские (414-я, 392-я и 406-я), три армянские (89-я, 408-я и 409-я), три азербайджанские (223-я, 402-я и 416-я) национальные стрелковые дивизии.
392-я и 406-я грузинские дивизии и 242-я горнострелковая дивизия, сформированная на 80% из грузин, входили в состав 46-й армии, которая защищала Черноморское побережье и центральные перевалы Главного Кавказского хребта.
В битве за Кавказ самое активное участие принимали жители Карачаевской и Черкесской автономных областей. Немалую роль в разгроме фашистов сыграло местное партизанское движение.
Партизан Черкесии возглавил первый секретарь Черкесского обкома партии Геннадий Максимович Воробьёв, партизан Карачая – первый секретарь Карачаевского обкома партии Максим Григорьевич Романчук. Краевой штаб партизанского движения осуществлял руководство всеми партизанскими зонами.
Всего в Карачае и Черкесии было сформировано 13 партизанских отрядов: Черкесский городской и районный, Микоян-Шахарский городской и районный, Учкуланский, Преградненский, Зеленчукский, Кардоникский, Кировский, Хабезский, объединенный Кувинско-Икон-Халкский и два отряда в Усть-Джегутинском районе. Группа активистов Мало-Карачаевского района вступила в Кисловодский партизанский отряд имени Лермонтова.
Гитлеровские стратеги в своих планах делали ставку на разжигание розни между народами России. В так называемой «зеленой папке» главнокомандующего германскими ВВС Германа Геринга, содержавшей директивы немецким оккупационным властям, указывалось, что «на Кавказе использовать в наших интересах любые противоречия между грузинами, армянами, азербайджанцами, татарами и русскими».
Однако этого не произошло. В лесах и ущельях предгорий Главного Кавказского хребта, в степях Кубани и Ставрополья кровью людей самых разных национальностей была скреплена вечная дружба советских людей, освобождавших родную землю от врага. Советские национальные дивизии, созданные на Закавказском фронте, свалились на гитлеровцев буквально как снег на голову. Их ввод в бой существенно повлиял на весь ход битвы за Кавказ.
Русские, грузины, армяне, азербайджанцы, абхазы, карачаевцы, черкесы, абазины, ногайцы, осетины… – все народы Кавказа приняли активнейшее участие в битве с захватчиками, внесли свой вклад в освобождение Кавказа.
На долю советских солдат и командиров, оборонявших Главный Кавказский хребет, выпали тяжелейшие испытания. Защитники Клухорского, Марухского, Санчарского и других перевалов сражались в небывало сложной обстановке, требовавшей нечеловеческого напряжения всех моральных и физических сил. Перевалы Кавказа – вечные снега, ледники, обрывистые горные тропы и бездонные пропасти под ними, глубокие трещины во льдах, лавины и снежные обвалы, под которыми навсегда остались погребены целые подразделения воинов. Нашим бойцам приходилось сдерживать намного превосходящие силы противника, при крайней нехватке оружия, не имея баз снабжения, испытывая нехватку боеприпасов, будучи почти полностью отрезанными от внешнего мира. Части, выступившие в смертельный бой на перевалах, противостояли вооруженным до зубов, отлично обученным немецким альпийским стрелкам. В отличие от врагов искусству ведения военных действий в высокогорной местности наши бойцы учились непосредственно в ходе ожесточенных боев. Опыт приобретали ценою жизни…
Оборонительный период битвы за Кавказ продолжался пять месяцев. Советские воины выдержали натиск противника! 2 февраля 1943 года полным разгромом 6-й армии фельдмаршала Фридриха Паулюса завершилась Сталинградская битва, 14 февраля был освобожден Ростов-на-Дону, 13-17 февраля в результате уникальной операции были сорваны немецкие штандарты с вершин Эльбруса и установлены советские флаги.
Осуществить полное окружение и уничтожение группировки противника зимой 1943 г. не удалось. Битва за Кавказ продолжалась еще до октября 1943 года. Однако именно в феврале 1943 года советским войскам удалось добиться стратегического перелома не только на Северном Кавказе, но и во всей Великой Отечественной войне. Зримым символом этого успеха стали красные флаги, развевающиеся над высочайшей вершиной Европы.
Подготовила Светлана ОСЕЦКАЯ.
По материалам А. КАРДАНОВОЙ, Е. КРИНКО, А. БЕЗУГОЛЬНОГО, М. БОБРОВА.
{{commentsCount}}
Комментариев нет