День республики № 41 от 24.03.2020

Славный сын Хумары

25 марта в 10:33
30 просмотров
Жизненный опыт и мудрость старших - нравственный ориентир для последующих поколений
Жизненный опыт и мудрость старших – нравственный ориентир для последующих поколений

Свой 90-летний юбилей Маталий (Михаил)-хаджи Дзамыхов встречал в добром здравии и, совершив утренний намаз, приготовился встречать гостей. Хлопотала на кухне дочь Лариса, готовя праздничный стол. После полудня явились гости: руководитель администрации Карачаевского муниципального района С. Кущетеров, депутат Парламента КЧР Р. Кубанов, начальник районного управления труда и социальной защиты населения Д. Айдинов, глава Хумаринского СП Р. Дзамыхов.

Тепло поприветствовав гостей на карачаевском языке: «Хош келигиз», юбиляр, один из уважаемых аксакалов республики, ветеран труда, бывший имам Хумаринской мечети, Маталий-хаджи обменялся рукопожатиями с пришедшими в его дом. Потом уже, когда Спартак Кущетеров зачитал поздравительное письмо Президента РФ В. Путина, были вручены подарки от районной администрации и депутата Парламента КЧР, доверительный разговор за чашкой чая также переходил с русского языка на карачаевский. Как считает почтенный аксакал, знание языков соседей издревле поощрялось в кавказском обществе, и в старину многие адыги владели ими. А что касается его лично, тут свою роль сыграло то, что его бабушка по отцовской линии была урождённой Чагаровой из аула Каменномост. К тому же совхоз «Маринский», объединявший несколько аулов, где ему довелось работать, тоже способствовал общению на карачаевском языке.

Рождённый в 1930 году в многодетной семье колхозника Рамазана Таубатыровича Дзамыхова, Маталий-хаджи принадлежит к восьмому поколению кабардинского рода, который вместе с Абуковыми, Астежевыми, Темировыми, Бесленеевыми и другими основал аул Хумара на правобережье реки Кубани. Первым на эту землю ступил его предок Харун Дзамыхов, чтобы дать начало новой жизни у подножья горы Калеж с легендарным Хумаринским городищем. Маталий был четвёртым из семерых сыновей Рамазана. Первые детские впечатления были связаны с окрестностями аула, когда старшие брали его с собой пасти домашний скот. Поэтому названия окружающих гор, балок, ручьев, родников, склонов, равно как и историю культового городища, он знал наизусть.

В довоенные годы жизнь в Хумаре бурлила как кипящий котёл, ведь аул являлся центром округа: создавались колхозы, изымали скот и сельхозинвентарь у зажиточных крестьян, записав их в кулаки, подверглись репрессиям и были высланы в Среднюю Азию несколько семей, ударно трудились на местной шахте угольщики, был открыт клуб в одном из конфискованных властью частных домов, проходили призывы в Красную армию… С тех пор, как у юного Маталия в руках оказался карандаш, он постоянно рисовал увиденное и всё то, что волновало его пытливое сердце. Среди его рисунков можно было увидеть изображение мечети, что возвышалась в центре аула и считалась красивейшим храмом в Карачае и Черкесии. Белоснежные стены строгих очертаний с башенкой минарета на фоне лесных массивов и голубого неба казались чудом, сотворённым богами горной страны. Мечеть снесли в годы воинствующего атеизма, и на ее месте появился швейный цех.

На войну Рамазан Дзамыхов ушёл в возрасте 61 года и погиб на фронте в 43-м, под Харьковом. Его старший сын, Исмаил, 23-летний младший лейтенант, Великую Отечественную встретил в Бресте, где уже подходила к концу его служба в армии, но война внесла свои жёсткие коррективы. Он отдал жизнь за Родину в первые дни войны. Имена отца и сына Дзамызовых начертаны на памятнике павшим в Великой Отечественной войне хумаринцам. Воевал на фронте и второй сын Рамазана Дзамыхова, Хастали, а его младший брат Мухаммад-Али был в ополчении под Воронежем, где рыл окопы и противотанковые рвы. В итоге дома за старшего мужчину оставался 11-летний Маталий, помогавший матери по хозяйству и приглядывавший за тремя младшими сорванцами. В 13 лет он пошёл работать на шахту добывать уголь. Именно в забое, в неимоверно тяжёлых условиях происходила ковка характера юного горняка, закалялась воля, воспитывалось чувство ответственности за качество работы и жизнь товарищей, рубящих кайлом рядом угольный пласт.

…Перебираю в руках многочисленные почётные грамоты славного труженика тыла: «Ставропольский крайком ВЛКСМ награждает помощника рубильной машины за высокие производственные показатели», «Шахтоуправление награждает машиниста рубильной машины»… Такой вот «карьерный» рост в духе ушедшей эпохи, когда человек самоутверждался упорным трудом, полагаясь лишь на собственные силы и способности, а не на покровителя или влиятельного родственника… А вот «Похвальный лист» матроса Дзамыхова: «За успехи в боевой и политической подготовке», датированный 1950 годом, – на Черноморском флоте Маталий отслужил 7 лет. В послевоенные годы из-за нехватки призывников сроки службы увеличивались вдвое.

Демобилизовавшись из армии, М. Дзамыхов пошёл на работу в совхоз «Маринсий», где работал водителем, затем заведующим гаражом. В эти годы он окончил вечернюю школу, затем заочно Ейский техникум сельхозтехники. Довелось ему работать в военизированной горноспасательной части, не раз сталкиваясь с человеческими трагедиями, когда на поверхность из забоя приходилось вытаскивать бездыханные тела погибших в результате аварии шахтёров…

С Супругой Гулимат Керимовной душа в душу они прожили 52 года, вырастив замечательных детей: Али – полковник ПВО, живёт с семьёй в Новороссийске, Лариса – майор милиции в отставке с сыном – в Черкесске. Но с тех пор, как не стало мамы, она всегда рядом с отцом в Хумаре, на подхвате и сын Аслан…

Как человек приходит к вере? Какой звоночек свыше даёт понять, что пора обратиться к Богу, служить ему и помогать ближним обрести его в душе? У Маталия Рамазановича образ мечети, как незримый маячок, всегда жил в сердце. В начале 90-х годов в Хумаре было открыто медресе, где преподавателем служил авторитетный богослов, аль-хадж Абдул-Керим Байрамуков. Одним из его учеников стал 60-летний ветеран труда Маталий Дзамыхов, который в те смутные времена, как и многие, осознавал, что современный мир растерял истины, запечатлённые на «плотяных скрижалях сердца», как гласит сура Корана. Возродить, построить новую мечеть в родном ауле стало его целью, и он обращается в Духовное управление мусульман России, чтобы реализовать давнюю мечту. И он добился восстановления мечети, служа уже муэдзином. В строительстве мечети, которое длилось около трёх лет, участвовал весь аул: кто-то жертвовал денежные средства, кто-то помогал стройматериалами, молодёжь безвозмездно трудилась, возводя фундамент, стены и минарет.

В 1993 году как человек, внёсший большой вклад в возрождение ислама в постсоветской России, имам Хумаринской мечети М. Дзамыхов был приглашён шейхом Саудовской Аравии в Мекку и Медину для совершения малого хаджа. Впоследствии Маталий-хаджи совершил два больших хаджа уже на общих основаниях. И сегодня 90-летний ветеран труда, труженик тыла, духовный наставник аула, передавший руководство мечетью в надёжные руки, не стоит в стороне от общественной жизни аула. Народ по-прежнему тянется к своему духовному наставнику, двери дома которого всегда открыты. За свою жизнь этот благородный аксакал приобрёл немало истинных друзей, живущих в республике и далеко за её пределами.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
90 лет аул Хумара Карачаевский район люди Маталий-хаджи Дзамыхов поздравление судьба человека юбилей