День республики № 47-48 от 04.04.2020

Он брал рейхстаг

7 апреля в 15:29
15 просмотров
Василий Захарович ВАРИЧЕВ (справа) с боевым товарищем
Василий Захарович ВАРИЧЕВ (справа) с боевым товарищем
Источник — Фото из семейного архива

Василий Захарович Варичев родился и вырос в станице Усть-Джегутинской. В 1942 году, семнадцати лет, был призван в армию и попал в Грозный, в конную разведку. После недолгого обучения часть, в которой он служил, перебросили в Нальчик, в гущу боевых действий, потому как на тот момент немцы сильно активизировались на северокавказском направлении. Тем не менее советским войскам пришлось отступать ввиду превосходства сил противника и в численности, и в материальном оснащении.

– По сути дела, мы вели партизанскую войну, – вспоминал Василий Захарович, – открытой битвы мы бы не выдержали. Вроде мелочь, но судите сами, немцы поголовно были вооружены автоматами, а у нас автоматы были только у офицерского состава, рядовые же солдаты шли в бой с карабинами и винтовками.

Отступали до самого Орджоникидзе. Под Орджоникидзе Варичева контузило. По выздоровлении он в составе маршевой роты летом 1943 года отправился на передовую. 150-я стрелковая дивизия, в которую входила и его рота, дошла до Германии, попутно освобождая города Прибалтики и Польши…

Весной 1945 года Красная армия была уже на подступах к Берлину. Взятие Берлина далось нелегко: уличные бои, в ходе которых 150-я стрелковая Идрицкая дивизия буквально шаг за шагом продвигалась к центру, шли в тщательно подготовленном к обороне городе, где каждый дом был крепостью. Непростым обещало быть и взятие рейхстага, которое символизировало бы собой победу советского оружия и окончательное падение нацисткой Германии. Командование дивизии сознавало это и решило создать ударную группу специально для прорыва на крышу рейхстага и водружения знамени. Группа формировалась из добровольцев.

– Нас было человек 50, – рассказывал Василий Захарович, – все молодые, практически одногодки, только Кантария лет на 5-7 старше. Почти все комсомольцы. Командовал группой старшина Съянов.

Прорвавшись через единственный сохранившийся в городе мост на Шпрее, который был защищен со всех сторон противотанковыми препятствиями и безостановочно простреливался пулеметным огнем, при орудийной и танковой поддержке батальон под командованием капитана Неустроева и ударная группа во главе Съянова штурмовали центральный вход рейхстага со стороны Бранденбургских ворот. В самом здании началось нечто невообразимое: выстрелы, взрывы гранат, крики противников, сошедшихся в рукопашной схватке… Немцы сопротивлялись отчаянно. В разгар боя Варичева ранило в ногу, тем не менее он продолжал сражаться. Но через некоторое время его вновь ранило – осколком в шею, и он потерял сознание. Кто-то оттащил его под лестницу, где он и пролежал, не приходя в себя, почти шесть часов. Все считали Василия погибшим, и лишь по случайности пробегавшие мимо санитары заметили, что истекающий кровью солдат еще дышит, и доставили его в госпиталь.

Вскоре сопротивление немцев было сломлено, а Красное знамя Победы водружено над рейхстагом. И хотя сам Василий Захарович не смог принять участие в окончании штурма вражеской цитадели, немалая доля заслуги во взятии рейхстага у него, несомненно, была. И ему, как и многим другим, была вручена грамота с объявлением благодарности от командующего войсками 1-го Белорусского фронта Маршала Советского Союза Г. Жукова «за отличные боевые действия при овладении районом и главным зданием рейхстага». Кстати, Василию Захаровичу неоднократно объявлялась благодарность за прорыв обороны немцев и захват в общей сложности более двадцати городов. Из наград у ветерана орден Славы 3-й степени и четыре боевые медали.

Там же, в госпитале под Берлином, Василий Захарович познакомился со своим земляком. Произошло это совершенно случайно. Как водится, выздоравливающие частенько собирались и беседовали на разные темы. И вот во время очередной посиделки один из раненых сказал, что он из Карачаевской автономной области. «Так и я из тех же мест!» – обрадовался Василий. В ходе дальнейшего разговора выяснилось, что его собеседник до войны жил в Микоян-Шахаре, сам по национальности карачаевец, на момент нахождения в госпитале был в чине капитана. Неожиданная встреча очень обрадовала обоих. Они стали много времени проводить вместе в пеших и велосипедных прогулках. На одной из таких прогулок даже сфотографировались вместе на память… Но вот беда, не запомнил Василий Захарович имени-отчества земляка, сказались последствия контузии, и сокрушался он об этом все последующее время. Он искал его, и когда был зачислен после выписки из госпиталя в запасной полк, искал и после того, как полк расформировали, но все тщетно…

Сегодня фотографию Василия Захаровича Варичева, благодарность от Жукова в увеличенной рамке можно увидеть в одной из московских школ, где взяли за обыкновение встречаться каждый год после войны ветераны 150-й стрелковой дивизии, бережно хранятся его документы и в лицее №1 г. Усть-Джегуты, но редеют, редеют ряды ветеранов…

И, увы, нам не суждено узнать, отыскал ли следы случайно встретившегося на дорогах войны земляка отважный солдат Василий Варичев из Усть- Джегуты, дошедший до Берлина и одним из первых ворвавшийся в ненавистный рейхстаг…

Р. БИДЖИЕВ
Поделиться
в соцсетях
75 лет Победы Василий Варичев ветеран ВОВ люди судьба человека