«В единстве – сила!»
Гостем нашей редакции на днях стал уважаемый старейшина, человек, чья жизнь тесно связана с развитием сельского хозяйства нашего региона, – Каншао Мурзабекович Арашуков. Как выяснилось, многоуважаемого аксакала привело к нам нерадостное событие.
«… Ушел из жизни величайший советский писатель Юрий Васильевич Бондарев. Его кончина – это огромная утрата для всех нас! Мы скорбим вместе с вами. Обидно до слез, что фронтовик не дожил до 75-летнего юбилея Великой Победы. Ушел из жизни честный, принципиальный и волевой человек. Мой друг… Он достойно прошел суровые испытания на фронтах Великой Отечественной войны, пользовался заслуженным и непререкаемым авторитетом.
Мне посчастливилось быть его доверенным лицом при выборах в Верховный Совет СССР одиннадцатого созыва от Карачаево-Черкесской Республики.
Лично много раз обращался к нему по вопросам сельского хозяйства Хабезского района и всегда находил положительный отклик. Он, как депутат, очень многое сделал для развития нашей республики. Прощайте, Юрий Васильевич! Вечная Вам память!» Это скорбное послание, искренние слова соболезнования Каншао Мурзабекович отправил в адрес супруги и дочерей Юрия Васильевича.
Уход из жизни величайшего писателя современности с глубоким прискорбием воспринял наш аксакал. Что же связывало талантливого хозяйственника Каншао Мурзабековича и знаменитого писателя Юрия Васильевича?
Для начала хотелось бы немного напомнить о писателе Бондареве.
На мой взгляд, лучшего фильма о войне, чем четырёхсерийный фильм «Батальоны просят огня», в российском кинематографе нет. Замечательную повесть, по которой снят этот фильм, как и еще десяток таких же достойных произведений, вошедших в классику русской литературы, написал всемирно известный писатель, сценарист, член Союза писателей СССР, выдающийся общественный деятель Юрий Васильевич Бондарев, которого совсем недавно не стало. Он ушел в мир иной 29 марта 2020 года на 97-м году жизни.
– Мне посчастливилось познакомиться, более того, подружиться с величайшим писателем России, ветераном войны Юрием Васильевичем Бондаревым. И невозможно передать словами, насколько мне больно было услышать весть о его кончине, – начал беседу с нами Каншао Мурзабекович. – И если вам интересно, при каких обстоятельствах произошло это знакомство, мне бы хотелось поведать об этом.
В то время я был руководителем совхоза «Хабезский». По постановлению Ставропольского крайисполкома в Хабезский район голубое топливо должно было прийти в 1995 году. Тогда же подготовили проект, распределили обязанности, был намечен ход строительства… Но, в конечном итоге, 22 километра газопровода высокого давления пришли в район на 3 года раньше – в 1992 году. И этому предшествовала огромная кропотливая работа многих людей, в том числе и Юрия Бондарева.
…Шла работа по подведению газа от села Дружба в аул Малый Зеленчук, которой занимался председатель колхоза «Путь Ильича» Абубекир Дадымович Аргунов. Я же, в свою очередь, обратился к первому секретарю райкома Юрию Гедыгушеву с просьбой о том, что мне хотелось бы подвести газ к совхозу «Хабезский». Но он мне ответил: «Вы занимайтесь молоком, а мы приведем газ в Хабез, далее в Али-Бердуковский, затем и в Жако…». Но на это у них ушло два года.
Однажды, возвращаясь с очередной встречи, направляясь к фермам, которые стояли в окрестностях аула Жако, я ехал через село Джегута. На границе с колхозом «Знамя коммунизма» я обратил внимание на то, что от них шёл газ высокого давления в Зеленчукский район, где были сосредоточены военные части. На тот период руководителем облгаза был Николай Федорович Быковский. Встретившись с ним, я рассказал ему о своей задумке и предложил план реализации проекта. Быковский поддержал мою инициативу и предложил свою помощь. «Поедем в Ставрополь, получим техническое условие, затем начнем разрабатывать проект, по которому в совхоз и в аулы мы подведем газ», – сказал он.
Как и было запланировано, на следующий день мы выехали в Ставрополь. По пути заехали в Невинномысск, и к нам присоединился начальник Управления магистрального газопровода Северного Кавказа Иван Максимович Кокнин. Втроем решили вопрос с техническим условием проекта, и работа потихонечку начала двигаться. Спустя неделю совхоз «Хабезский» посетили Быковский с Кокниным. С их участием начали определять путь, по которому должно было пройти голубое топливо. Но выяснилось, что тот путь, который был выбран нами, мог стать очень затратным. Тогда же было принято решение провести газ через левый берег Малого Зеленчука, то есть по землям Зеленчукского района. Связанные с этим вопросы без проблем были решены, и, начиная с колхоза «Знамя коммунизма», газ был протянут до наших ферм, а затем и до аула Али-Бердуковского. От него его протянули и дальше…
Вся эта история происходила во времена, когда были выборы депутатов в Верховный Совет СССР. И депутатом от Карачаево-Черкесии баллотировался Юрий Васильевич Бондарев. А меня уполномочили быть его доверенным лицом. Бондареву было поручено держать под личным контролем ход строительства газопровода и подведения голубого топлива к совхозу «Хабезский». И должен сказать, что Юрий Васильевич приложил много сил для осуществления этого проекта.
К слову, для получения лимита газификации не обошлось без помощи Бондарева. Юрий Васильевич лично обратился в Министерство экономики СССР, и его авторитет возымел действие. Лимит по газификации нами был получен.
Здесь я хотел бы отметить огромный вклад в это дело двух уважаемых депутатов, благодаря которым наш проект был включен в план газификации. Это Юрий Васильевич Бондарев и Валентин Егорович Лесниченко. Ну, и далее, под непосредственным началом руководителя треста «Газстрой Ставрополь» Черникова работа закипела.
По просьбе двух депутатов следить за ходом строительства и газификации было поручено первому заместителю руководителя Министерства строительства газовых и нефтяных предприятий Геннадию Шмалю. Он дважды лично приезжал в область и наблюдал за ходом дела.
Но, несмотря на все усилия и помощь, поддержку таких влиятельных людей, наше строительство остановилось. На тот момент Юрию Васильевичу предоставили длительный творческий отпуск для того, чтобы он завершил одно из своих многочисленных произведений. Тем не менее, узнав о том, что у нас дело встало, он лично дважды меня принимал у себя. Дело осложнялось тем, что в разработанный крайисполкомом план мы не вписывались, так как у них завершение строительства планировалось лишь в 1995 году.
Нам порекомендовали обратиться к начальнику Управления Газстроя СССР Хета Григорьевичу Халоеву. Когда тот вник в нашу проблему, то решил, что вместо совхоза «Октябрьский» (на тот момент он уже был обеспечен голубым топливом), который был в плане, включить 11 километров газопровода в совхоз «Хабезский».
Стоит еще раз отметить, что без помощи Юрия Васильевича и большого политика России Виктора Степановича Черномырдина мы бы тогда этот вопрос не решили. Они приложили все усилия, чтобы к совхозу «Хабезский» и в близлежащие аулы был проведен газопровод. Тогда мы действовали как единый организм. У черкесов говорят: «Узэкъуэтмэ – улъэщщ!» («В единстве – сила!»). Это мы и доказали…
Вот при таких обстоятельствах я познакомился и сдружился с Юрием Васильевичем Бондаревым. И эта связь длилась до ухода его из жизни. Думаю, теперь всем понятно, почему его уход я воспринял как личную невосполнимую утрату…
Пока бьется мое сердце, я не забуду своего друга, глубоко порядочного и искреннего человека, дружбой с которым дорожу», – подытожил Каншао Мурзабекович.
Что тут добавить… Как тепло и трепетно отзывается аксакал о своем друге! Это еще раз доказывает, что между Юрием Васильевичем и Каншао Мурзабековичем была настоящая дружба. И, на мой взгляд, дружба двух великих людей является важной составляющей в этой истории… Достойный пример для молодого поколения!
{{commentsCount}}
Комментариев нет