День республики № 64-65 от 09.05.2020

По праву в славном ряду

13 мая в 09:26
4 просмотра

Каждому фронтовику война запомнилась по-своему. Кому как досталась. Кандидат философских наук, преподаватель КЧГУ Фатима Гогоберидзе вспоминает: «Так получилось, что в один из дней по просьбе коллеги, заведующей кабинетом истории КПСС, ветерана-фронтовика Марии Ивановны Порублевой я пошла с ней на встречу с учащимися СОШ № 3 г. Карачаевска, которую сама, кстати, окончила в далеком 1972 году. Дети, естественно, стали живо интересоваться, где воевала Мария Ивановна, сколько наград имеет, и так далее. Порублева, просто и горестно вздохнув, сказала: «Это был тяжелый нечеловеческий труд в условиях постоянной смертельной опасности, недоедания, недосыпания…»

Мария Порублева родилась в селе Петровском Ставропольского края. Весной 1941 года окончила школу. Еще бы месяц-другой, и она бы, видимо, осуществила свою заветную мечту, поступив в историко-архивный институт в Ленинграде. Но началась война. В военкомат пошли всем классом. Девчонкам тотчас дали от ворот поворот, но Мария твердо решила пойти на фронт. Девушка стала учиться на вечерних курсах медсестер, а днем работала на местном аэродроме.

И вот фронт. Порублева попала в 375-ю зенитно-артиллерийскую дивизию, которая весной 1942-го направлялась из Ростова в Грозный.

– Мы понимали ответственность момента, что враг рвется к нефтяным богатствам Грозного и Баку, а тут еще в руки солдат попали листовки, в которых было напечатано заявление командующего 17-й немецкой армией генерала Руоффа, который писал японскому военному атташе: «Ворота на Кавказ открыты. Близится час, когда германские войска и войска вашего императора встретятся в Индии». Я стою, держу в руках листовку и недоумеваю: а при чем здесь Индия? Тут подбегает молодой лейтенант, выхватывает из моих рук эту бумажку и кричит прямо с пеной у рта: «Мы немцу не Индию, а кузькину мать покажем на днях…», – вспоминала Мария Иванова, как и то, в какую дружную, бесстрашную бригаду она попала.

– В бригаде было несколько девушек, и бойцы старались облегчить нашу долю, как могли. Кто даст лишний часок вздремнуть, кто вычерпает из нашей женской полуземлянки накопившуюся воду, и так далее.

В 1942 году зенитчики осуществляли воздушное прикрытие железнодорожного моста на реке Аксай. Враг освещал мост и местность вокруг него по ночам ракетами, пытаясь захватить мост, но все его попытки были отбиты.

– Вроде отдельный зенитный батальон, – вспоминала Мария Ивановна, – но делать приходилось все – стоять на посту, разгружать и носить снаряды, вытаскивать застрявшие в болоте автомашины, перевязывать и выносить с поля боя раненых. Вот тогда я и услышала впервые пословицу: «Два солдата и лопата заменяют экскаватор». Мой энтузиазм не ускользнул от внимания командира дивизии П. Дятлова, и он отдал распоряжение написать благодарственное письмо в комитет комсомола Петровского района, в котором говорилось: «Спасибо за храброго солдата! Сегодня Марии Порублевой вручена ее первая награда – медаль «За отвагу»!»

Довелось Порублевой участвовать в одном из крупнейших сражений на Кубани.

– Под Армавиром шли тяжелые бои, в которых погибло очень много солдат, очень много было раненых, – говорила Мария Ивановна, – на наши позиции бесконечной лавиной двигались немецкие танки и самоходные установки противника. В те дни я ревела каждую ночь, мне казалось вопиющей несправедливостью то, что молодые, здоровые ребята, которые только что с тобой разговаривали, лежат бездыханные на земле…

– В боевой судьбе Порублевой было немало ярких эпизодов, – рассказывает ведущий специалист городской библиотеки имени Азамата Суюнчева Ирина Харибова, – и она никогда не отказывалась от встреч с читателями, более того, всегда говорила: «Спешите записать рассказы тех, кто воевал, а их не так много осталось… Эти свидетельства очень пригодятся тем, кто будет жить после нас…»

Победу Порублева встретила в Венгрии, в г. Дьере. Вернувшись домой, поступила на исторический факультет Ставропольского пединститута. Окончив истфак, приехала по направлению работать в КЧГУ. Во всем облике этой удивительной женщины было что-то благожелательное и приятное. Высокая, невероятно ухоженная, голос приятного тембра, казавшийся всегда взволнованным, – все это приковывало к ней внимание.

– Мария Ивановна была педагогом, чье присутствие в университете ощущали все, – вспоминает заведующая читальным залом КЧГУ Лариса Айсандырова, – она живо интересовалась всеми, особенно студентами. Наверное, не один студент помнит, как она готовила ведрами на зиму орехи с медом и угощала молодежь. Для того, чтобы так делиться, отдавать свои эмоции людям, их надо где-то брать. Как она их генерировала, где брала, до сих пор остается для ее коллег тайной.

Своей семьи у Марии Ивановны не было, но дети всех ее коллег привязывались к ней, как к родной. И когда, выйдя на пенсию, она решилась переехать к своей племяннице в Краснодар, многие приуныли. Ведь не на время уезжала, а насовсем… А вскоре пришла горестная весть: Марии Ивановны не стало. И тут же вспомнились строки из ее последнего письма: «Переезд мой был большой ошибкой. Верно говорят, нельзя пересаживать старые деревья…»

Все дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, но не уходит в прошлое память о ней, память о тех, кто добыл для нас Великую Победу. И в этом героическом ряду по праву занимает свое место русская женщина Мария Порублева, рассказы о которой в нашей республике, ставшей для нее на долгие годы родным домом, будут переходить из поколения в поколение…

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях
75 лет Победы биография Великая Отечественная война ветеран ВОВ ВОВ КЧГУ им. У.Д. Алиева люди Мария Порублева память педагоги судьба человека