День республики № 67-68 от 16.05.2020

Без рук, без топорёнка…

19 мая в 11:07
11 просмотров
Ремез и его гнездо
Ремез и его гнездо

Друзья, наступила, право, чудесная пора. В природе прямо вокруг нас происходят удивительные вещи. Посмотрите на любые деревья или кусты – из почки величиной с горошинку начинает вырастать целый букет молодых ярко зеленых листьев, а на сирени или каштане, например, появляется красивый султан соцветий с чудесным ароматом. Но, увы, многие чудеса скрыты от наших глаз. Я имею в виду птичьи гнезда.

Еще далеких наших предков гнезда птиц удивляли и восхищали. И давно уже родилась очень точная поговорка «Без рук, без топорёнка построена избёнка». Как же верно подмечено!

Моя детская любовь к птицам плавно переросла в жгучее любопытство: как строят свои гнезда разные пернатые и как они у них выглядят? Это были конец войны и первые послевоенные годы. Пока мать пропадала на работе, я маялся этим интересом, а посему лазил где только можно в поисках птичьих гнезд. Так что в моих нынешних знаниях кроется часть еще детского опыта.

Так вот, все птицы, за редким исключением, являются и строителями, и архитекторами своего гнезда. Что заложено в генах, такой и шедевр выходит, образно говоря. Так что по внешнему виду гнезда, его местоположению и материалу можно с большой степенью вероятности определить, кто его хозяин, если такового вблизи нет или если гнездо уже нежилое.

Птицы также образно делятся на «квартирных» и «самстрой». «Квартирные» – это те, которым нужно дупло, скворечник, синичник, какая-то щель или труба подходящего диаметра. Вы никогда не увидите свитые в кустах или на ветке гнезда скворца, синицы, да и воробья, – им нужны стены, где потом будет свито уютное гнездышко.

А вот зябликам и щеглам домик не нужен. Их гнезда построены на ветках деревьев. Правда, каждый пернатый «строитель» имеет свой подход к делу. Зяблики всегда вьют гнезда возле ствола дерева. Щеглы же предпочитают только широколиственные деревья (например, липа, каштан), и непременно – на концах веток. Забавно бывает наблюдать, как самочка, сидя в гнезде, здорово раскачивается от ветра. Материалом для гнезд у этих птиц является сухая прошлогодняя трава. Но вот щегол предпочитает растительный пух и … вату. Хотя, откуда он ее берет, я не знаю, но она всегда там есть.

Не менее интересны и такие «зодчие», как грачи, вороны, сороки, дрозды, горлинки. Эти птицы уже покрупней, а значит, и гнезда у них посолидней. У грачей оно построено из мелких прутиков в форме шапочки с теплым вкладышем внутри. Эти птицы всегда живут большой шумной колонией, где рядом бывает сразу много гнезд.

Вороны – это отшельники. Их гнезда расположены высоко на дереве в гордом одиночестве. Материал для гнезда, как и у грачей. А вот у сорок мастерства больше всех. Шапка-гнездо при строительстве плавно переходит в полукруглую крышу из прутиков. Гнездо имеет два входа, и когда самочка сидит в гнезде, то с одной стороны виден ее хвост (куда деть такую длину?), а с другой – клювик. В частном секторе Черкесска сороки часто вьют свои гнезда, присмотритесь.

Но самым интересным для меня было, когда я во всех сорочьих гнездах внутри находил «шапочку» из глины или суглинка, и только в ней уже делалось теплое гнездышко. Гнездо такое теплое и надежное, правда, тяжеловатое.

Серые дрозды, как и грачи, живут колонией. Для гнезд у них другой материал – комочки земли с травой. И лепят они эту «шапочку» в ветвях, обязательно поближе к стволу дерева. Гнездо тоже выходит теплым, но тяжелым, и на ветках оно просто может развалиться. Видите, как мудро поступают птицы?

А сейчас я вам расскажу о самом плохом строителе, хотя сама птица просто загляденье. Я имею в виду горлинок, которых у нас в городе очень много – кофейного цвета с черным колечком на шее.

В городских парках Кавминвод горлинок я когда-то видел много. И вот теперь у нас они тоже есть почти в каждом дворе или сквере. Так вот, гнездо горлинки – это просто настил из прутиков, наложенных на ветки дерева и немного присыпанных сверху соломкой. Хорошо, что в таком гнезде не бывает больше пары яичек – все бы раскатились и попадали. Тем не менее этих красивых птичек у нас все больше. Значит, и такое гнездо работает!

Теперь, друзья, позвольте вам рассказать о самом интересном гнезде, которое я встретил только однажды. Как-то в классе шестом, в конце лета, я отправился порыбачить удочкой на безымянную речушку за нашим поселком. А жил я тогда в Калининградской области. На рыбалке я не только смотрел на поплавок, но и с удовольствием любовался окружающей природой.

Остановился я на небольшой песчаной косе. Здесь речка делала изгиб, образуя небольшую бухточку. Противоположный берег был повыше и круто падал в реку, а сверху рос густой ивняк. Вдруг с этого места в воду посыпались комочки земли…

Вижу, земля бугрится, значит, работает крот. Но бедняга не рассчитал, а может, подвел крутой берег. Крот упал в воду и зашлепал по воде лапками. Раньше, рыбача, я нередко наблюдал в реке небольших щучек. И вот вижу, качнулся камыш, булькнула вода, где барахтался крот. И он пропал. Значит, свой шанс щука не упустила. Все это произошло намного быстрее, чем вы читаете эти строки. Крота было жалко, но в природе свои законы, которые нам не подвластны. И я просто внимательно наблюдал за происходящим с противоположной стороны.

И тут я увидел: над водой на тонких веточках висит гнездо-«рукавичка» с летком сбоку. Речушка была неширокая, и со своего места я хорошо разглядел, что оно сделано из тонких сухих стеблей и листьев травы. Такого гнезда я никогда не видел, очень захотелось рассмотреть поближе. Но подойти по воде было нельзя – глубина приличная, да и с крутого берега не хотелось свалиться, как крот. Твердо решил, как к зиме река замерзнет, пройду по льду и разгляжу гнездо в упор.

Когда лед окреп, я пришел и рассмотрел конструкцию гнезда. Оно было почти шарообразным, плотным, с маленьким летком. Кем был этот мастер-строитель, я не ведал. Пришлось покопаться в соответствующей литературе, откуда я и узнал, что это гнездо синички-ремеза. Очень редкая и скрытная птица, чуть меньше синички-московки или лазоревки.

Позже читал, что не все орнитологи могут похвастать тем, что видели это чудо. По телевизору в передачах я видел неоднократно других строителей – африканских ткачиков, которые так же из соломинок-стеблей вьют шарообразные гнезда, но не столь аккуратные, как у нашей синички-ремеза. Знай наших!

Любопытный читатель может спросить, а какова дальнейшая судьба построенных птицами гнезд? Как ни странно, но многие «строители» делают гнезда на один год: вывели потомство, разлетелись птенцы, и брошено гнездо навсегда. А на следующую весну – новое строительство в новом месте. Удивительно, но это факт. Правда, поступают так не все птицы. Например, грачи, аисты, скворцы, орлы возвращаются в свои старые гнезда, поправляют их и вновь выводят свое потомство.

Я рассказал вам о тех птицах, которых вы часто видите во дворах, на улицах и в городских скверах. Смотрите внимательно по сторонам, и природа поделится с вами своими секретами, я уверен. Успехов и удачи вам в наблюдении!

А в следующий раз мы поговорим об очередном этапе гнездования – кладке яиц и выведении птенцов. И поверьте, это не менее интересная тема для беседы.

Г. КАМЕНЕВ
пенсионер, г. Черкесск
Поделиться
в соцсетях
окно в природу птицы птичьи гнезда