Кто предков с чистым сердцем чтит…
Музей черкесского народа на территории мемориального комплекса жертвам Кавказской войны в Али-Бердуковском был открыт год назад по инициативе и на средства известного мецената, генерального директора Хабезского гипсового завода Олега Аргунова. Здесь воедино собраны уникальные экспонаты, раскрывающие историю, этнографию, культуру, быт адыгов с древних времен по день сегодняшний. Появлению музея сопутствовала большая работа с привлечением местного населения.
«Спасибо землякам – они живо откликнулись на призыв оргкомитета поделиться предметами старинного быта и материальной культуры, – рассказывает Олег Абубекирович. – И то, что хранилось их дедами на чердаках старых построек, в сараях, кладовках, уже покрытое пылью времени, обрело новую жизнь в экспозиционном зале музея. Разумеется, центральное место здесь занимают экспонаты, посвященные Кавказской войне, ведь музей находится рядом с памятником тем скорбным событиям в истории черкесского народа и является частью мемориального комплекса». Как считает О. Аргунов, задача музея, особенно в глубинке, – показать человеку его же самого и рассказать об истории, культуре, духовном наследии его народа. Каждый из нас несет в себе частичку далеких предков. Очень важно, чтобы духовные ценности, накопленные за века, были востребованы, а не были скрытыми, подобно полезным ископаемым…
…Смотритель музея Аслан Хутов пошел навстречу корреспонденту «ДР» (разумеется, облаченной в маску и при разовых перчатках – все, как полагается в период пандемии), открыв экспозиционный зал для единственного посетителя. Музей, как и все учреждения культуры, не работал, но смотрители, они же экскурсоводы, А. Хутов и его напарник Нури Ионов всегда на месте.
До начала экскурсии листаю Книгу отзывов и обнаруживаю, что за время работы музей посетили экскурсанты из Нальчика и Москвы, Германии и Франции, Одессы и Краснодарского края, а также житель США – наш земляк, чемпион мира по тхэквондо Мурат Кештов. А самую первую страницу Книги отзывов открывает юная жительница п. Орджоникидзевского Джульетта Гаппоева с благодарностью за создание такого уникального музея, позволившего познакомиться с историей адыгов.
Музей оформлен руками профессионалов. Его основу составляют развешанные по стенам прекрасные репродукции полотен известных и неизвестных художников, посвященных Кавказской войне. После ее окончания многие российские художники предпринимали путешествия по Кавказу, чтобы лучше узнать необычайную природу и отразить в своих произведениях характеры, образы, традиции горских народов. Это, в первую очередь, Петр Грузинский, Алексей Мещерский, Архип Куинджи, Илья Занковский и другие. Вот и репродукции картин П. Грузинского «Изгнание черкесов», А. Орловского «Черкесский всадник», неизвестных живописцев «Черкес в степи», «Черкесская сакля» и другие рассказывают о трагических событиях, когда множество людей было вынуждено покинуть родные края и рассеяться по миру…
Репродукции сюжетных полотен сменяют портреты видных адыгских исторических деятелей – князя Мамстрюка Черкасского (1524-1601 г.), верховного князя Бесленея Машуко Канокова (1512-1561 г.), кабардинских княжен Марии Темрюковны Идаровой (1544-1569 г.) и Русудан Татархановой (1688-1757 г.)… Задерживаюсь у портрета легендарной черкешенки Эльмисхан Хагундоковой, бригадного генерала, графини Де Люар. В годы Второй мировой войны она вступила в ряды Французского сопротивления и командовала хирургическим корпусом передвижного госпиталя, вместе с американцами принимала участие в освобождении Италии и получила орден Почетного легиона из рук самого генерала де Голля. А еще она была красавицей и моделью самой Коко Шанель…
…В этнографическом разделе музея выставлены предметы быта, утвари, сельскохозяйственный инвентарь. Здесь реально видишь, как основательно были сработаны деревянные вилы с двумя зубьями для подборки сена, маслобойки, решетки для чистки шерсти, ткацкие станки, старинные сани, мельничные жернова, лошадиная упряжь… Поразила и озадачила древняя железная поварёшка – а для чего мастера-адыги с тыльной ее стороны, прямо по центру, делали встарь выемку? Как объяснил смотритель музея Аслан, все очень просто – это чтобы капли зачерпнутой из котла жидкости стекали и задерживались в этой специальной ямке, а не разлетались во все стороны.
Заинтересовала меня и книга, ставшая уже букинистическим раритетом, – «Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов» под редакцией Е. Гиппиуса. Здесь подробно описаны обрядовые ритуальные песни – обереги, причем для разных поводов, к примеру, жаропонижающие у постели больного или взывающие к богу грома Шибле во время обряда вызывания дождя. Нашлось в музее место и газетам разных лет. С трепетом вчитывалась в строки газеты «Правда» за 10 мая 1945 года с портретами Иосифа Сталина, премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля и президента США Гарри Трумена на первой полосе. Читая передовицу, в которой подводились итоги Великой Отечественной войны, невольно подумала: память народная сильнее неправды тех, кто пытается очернить и исковеркать нашу историю. И даже если не будет очевидцев и свидетелей «преданий старины глубокой», остаются вещи и предметы, художественные произведения, наконец, печатное слово, которые хранят историческую правду и не дадут нынешним щелкоперам извратить наше героическое прошлое. Сегодняшняя наша цель – сберечь Россию такой, какой мы её получили от наших предков, открытой и самобытной, многонациональной и единой.
{{commentsCount}}
Комментариев нет