День республики № 70 от 21.05.2020

«Земский учитель»: первые итоги

22 мая в 12:59
3 просмотра

Ни для кого не секрет, что в России 12 тысяч пустующих учительских мест. Это реальные вакансии. Некоторые из них открыты по нескольку лет. Федеральная программа «Земский учитель» направлена на привлечение учителей в сельские школы. Педагоги, выбравшие малый город или село с численностью населения до 50 тыс. человек, должны будут получить единовременную выплату в 1 млн рублей. При этом учитель должен отработать в выбранной школе не менее пяти лет.

Сможет ли федеральный проект «Земский учитель» спасти школы в небольших городах, станицах и аулах? Сегодня треть педагогического корпуса – люди преклонного возраста. 23% перешли пенсионный порог, ещё 20% – приближаются к нему. У нас всего 6% учителей в возрасте до 29 лет, и это несмотря на то, что для будущих педагогов ежегодно даётся более 73 тысяч бюджетных мест в вузах. Поступив на педагогические факультеты, лишь половина потенциальных учителей заканчивает их, получая диплом. Из этих 50% лишь половина доходит до школы… И там надолго не задерживается.

В Карачаево-Черкесии определены 27 победителей программы «Земский учитель», которые поедут работать в сельские населённые пункты. Среди победителей 19 учителей из Карачаево-Черкесии, 4 – Ставропольского края, 1 – Ингушетии, 1 – Ростовской области, 1 – Иркутской области, 1 – Краснодарского края. Претендентов на победу было в 4,5 раза больше, чем вакансий, сообщили нам в Министерстве образования КЧР, и всего региональным оператором было зарегистрировано 123 заявления.

Победители программы «Земский учитель» определялись конкурсной комиссией. Учитывались такие критерии, как наличие квалификационной категории, учёной степени и иных заслуг в области педагогической деятельности, педагогический стаж свыше 10 лет, непрерывность работы в одной организации. Кроме того, комиссия учитывала остроту кадровой проблемы по каждому претенденту, начисляя 10 баллов за переезд в муниципальное образование, удаленное от регионального центра.

С 16 мая по 15 июня пройдёт четвёртый этап конкурсного отбора, включающий в себя выезд в выбранную школу с целью знакомства с администрацией и педагогическим коллективом, а также для решения вопросов, связанных с переездом и трудоустройством. Там претендентам предстоит заключение трудового договора с объёмом учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку, на срок не менее 5 лет. Победители конкурсного отбора, не заключившие трудового договора со школой по состоянию на 1 сентября, исключаются из списка.

Пятый этап конкурсного отбора предполагает утверждение списка победителей на получение одного миллиона рублей. Компенсация будет выплачена до 1 декабря 2020 года. В Налоговый кодекс внесены изменения, которые освобождают от налогообложения компенсационные выплаты.

На что можно потратить миллион? Учителя самостоятельно определят это: деньги они смогут потратить, например, на строительство жилья или другие нужды. А если будет нарушен договор? В случае прекращения трудового договора до истечения его срока действия учитель возвращает единовременную компенсационную выплату в бюджет субъекта РФ в 30-дневный срок. В случае невозврата уполномоченный орган обеспечивает взыскание выплаты в судебном порядке.

Некоторых немного удивило ограничение по возрасту – 55 лет. Получается, что программа привлекает не только молодых специалистов, недавно получивших диплом, но и опытных педагогов. А преимущество будет у тех, кто имеет стаж и высокую квалификацию. Это может повлиять на то, что вакантные места займут педагоги с опытом, а молодёжь останется не у дел. Заняв вакантные места, пожилые педагоги отработают пять лет и благополучно уйдут на пенсию. В связи с этим снова образуется дефицит учителей в сельских местностях. Тогда о какой задержке молодых специалистов в сельской местности говорят?

Многим кажется, преимущество нужно давать молодым педагогам, особенно тем, кто жил в той местности и хочет туда вернуться. Ведь кому, как не сельскому жителю, интересна судьба его посёлка, жизнь его школы, сохранение его истории и культуры? Не думаю, что так сильно и трепетно о судьбе посёлка и школы будет беспокоиться впервые в эту местность приехавший человек. Целью программы должно быть не только восполнение дефицита учителей, но и сохранение села, возрождение жизни в сельской местности, которое возможно только с привлечением молодёжи.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
госпрограмма земский учитель КЧР Министерство образования и науки КЧР педагоги сельская местность учителя школа