День республики № 75-76 от 30.05.2020

Человек из поколения победивших

2 июня в 11:23
39 просмотров

Святая вера нам с тобой дана,
И нам её нельзя не оправдать –
Во всех боях, в любые времена
За них, за всех, умевших побеждать!

Ирина УЗДЕНОВА.

В эти дни отмечает свое 95-летие ветеран Великой Отечественной войны Баймырза Узденов, чья жизнь была и будет примером для многих поколений. Много повидал он на своем веку, многое испытал.

Родился Баймырза Адемеевич в ауле Верхняя Теберда в 1925 году в многодетной семье. В возрасте трёх лет он осиротел – умерла мама, оставив четырёх сыновей. Баймырзу и его старшего братишку взяла к себе бабушка по матери, которой, по воспоминаниям многих людей, на тот момент было 125 лет! Ей самой был нужен уход, надо полагать. Выручал всех старший брат Юнус, который пас скот в горах. Время от времени он спускался с коша, приносил с собою еду, купал братишек, справлял кое-какую одежонку. А когда Юнус женился, для сирот вообще настали счастливые дни, потому что невестка взяла на себя все заботы о них.

Вы спросите, а где же был отец? Дело в том, что объявленный «кулаком» Адемей Узденов то сидел, то был в бегах, то пережидал смутные времена на коше, где жили старшие сыновья. Потом «охота на ведьм», сиречь на кулаков, затихла, отец женился на приличной женщине, семья стала тихо-мирно жить, как грянула война.

Многие молодые люди рвались на фронт. В их числе был и Баймырза Узденов. Он понимал, что по возрасту его не возьмут – юноше было 16 лет. Но тут пришла повестка на имя одного из братьев. Баймырза спрятал эту повестку и тайком от родителей отправился в военкомат. «Мал ты еще», – резонно сказали ему в комиссариате. «Отправьте добровольцем, имею право!» – отрок был настойчив. В результате его, вместе с другими призывниками, отправили в Невинномысск, где проходили учения и формировались команды для отправки в действующие войска.

Баймырза попал в минометный батальон. Прекрасно понимая, что дома его ищут, он написал сразу два письма со словами «Служу Родине!». Через несколько дней за ним приехал отец.

– Мы отправим его вслед за вами, – успокоил его комиссар и велел отцу возвращаться домой. А Баймырзу оставили проходить учения – стране нужны были солдаты.

Через месяц всех погрузили в эшелон и отправили в город Великие Луки, где их отделение присоединили к 141-му минометному батальону.

Первый бой произошел в июле 1942 года, когда их часть отправили обратно на Северный Кавказ. И в битве за город Нальчик произошло боевое крещение нашего героя.

Сразу же после освобождения Нальчика их части выдали палатки, медикаменты, какое-то продовольствие и отправили в горы. Нужно было продраться через густой лес, выйти на плато, где были расположены укрепления врага, и уничтожить его.

С одним из бойцов Баймырза Узденов по ночам выходил на разведку. Потом разведчики докладывали начальству о местоположении врага. Днём постоянно проходили перестрелки и короткие бои.

В результате, покончив с обосновавшимися в тех местах немцами и прихватив пленных, подразделение, в котором воевал Узденов, покинуло горы и спустилось на равнину.

Вскоре произошел случай, который показал, на что способен горский парень.

В 40 км от Ростова-на-Дону, у села Михайловка, в одном неравном бою их батальон понёс большие потери и вместе с другими частями направлялся к переправе через реку. Скопившиеся на мосту войска представляли прекрасную мишень, чем не преминули воспользоваться фашисты. Именно сюда направлялся немецкий «Юнкерс». Пользуясь отсутствием у отступавших частей зенитной артиллерии, фашист забавлялся – чувствуя безнаказанность, не спешил выполнять свое боевое задание, кружил на низкой высоте и осыпал наших солдат свинцовым дождем, не давая поднять головы. В ярости Баймырза начал стрелять по самолёту, хотя прекрасно знал, что его патроны не пробьют самолётную сталь. Вражеский лётчик заметил это и явно обозлился: ведь он наверняка был уверен, что сровнял с землей советских солдат – а тут какой-то неугомонный боец строчит без остановки. А может, и просто азартным оказался фашист. Как бы то ни было, не долетев до моста, на котором находилось много наших военных и техники, не донеся до них свои смертоносные бомбы, самолёт развернулся и застрочил в ответ из авиапулемёта по дерзкому солдату. Баймырза, невзирая на опасность, продолжал стрелять по самолету, пока у него не кончились патроны. И только потом дал дёру. Самолет летел так низко, что казалось, вот-вот коснётся его головы. Теперь лётчик обстреливал единственного видимого противника.

…Я закрываю глаза и пытаюсь представить эту картину. Вижу, как худенький паренёк в неуклюжей шинели, задыхаясь, тяжело разбрасывая уставшие ноги и кидаясь то в одну, то в другую сторону, убегает от раскалённого самолёта. Я вижу красное от ярости лицо вышколенного лётчика, то, как он, прикусив губу, старательно целится в бегущую внизу живую мишень. Но какие-то высшие силы не позволяют ему убить именно этого солдата, помешавшего выполнить приказ. Вернувшись на базу, летчик наверняка получит взыскание – и от этого он ярится больше… А потом у самолёта заканчивается горючее, потраченное на охоту за единственным человеком, которого лётчик выбрал личным врагом…

Скорее всего, именно опустевшие баки и стали причиной того, что самолёт полетел в другую сторону, а не к мосту, чтобы сбросить бомбы. Все понимали, что, не разозли Баймырза так вражеского лётчика, и от людей, и от моста, и от техники на нём не осталось бы и следа.

Командир потом насчитал на шинели юноши 37 дыр от пуль. Но ни одна пуля не задела юношу. Командир горячо поблагодарил Баймырзу Узденова за спасение сотен солдатских жизней и заявил, что представит его к званию лейтенанта.

– Но я ещё даже не сержант, – растерялся юноша.

– За такой подвиг и бесстрашие надо сразу давать лейтенанта, – убежденно сказал командир.

В 1943 году в одном из боев Узденова ранило, и его отправили в госпиталь. Но через какое-то время с объяснением, что лучше подлечиться дома, некоторых раненых начали отправлять по домам.

Так Баймырза неожиданно вернулся к семье, которая в те годы жила в ауле Кызыл-Октябрь. Баймырза сразу пошел в Зеленчукский военкомат и встал на учёт.

А через несколько недель к ним в дом зашли два солдата и объявили, что народ высылают. Баймырза показывал им свою медицинскую справку и доказывал, что на днях снова отправляется на фронт сражаться с врагом. С таким же успехом он мог бы показывать сорванный с дерева листок…

В свои 18 лет успевший принять участие в десятках боёв Баймырза вдруг увидел, что враги могут быть не только на фронте. Он никогда не забудет, как ошеломлённых, рыдающих людей впритык запихивали в машины, выгружали в Черкесске, опять, уже под дулами, загоняли в скотные вагоны и отправляли в никуда. Он не забудет голод, холод вагона, как в пути мучились люди, не забудет непогребённые тела стариков и детей, лежащие вдоль железной дороги, и многое-многое другое… Калёным железом выжжено это в сердце…

Недели через две их состав прибыл на станцию Манкент, что на юге Казахстана. Те, кто ехал с семьёй Баймырзы в одном вагоне, попали в село Самсоновка Сайрамского района, где в основном жили высланные в 30-40-х годах раскулаченные украинцы. Они уже хорошо обосновались здесь, имели крепкие хозяйства. Поэтому те карачаевцы, кому украдкой удалось прихватить с собой золотишко или ещё какой скарб, могли выменять своё добро на еду. Да и украинцы, сами пережившие много бед, помогали карачаевцам.

В конце того же ноября Баймырзу и ещё нескольких молодых ребят отправили в Манкент учиться на тракториста. В феврале 1944 года они вернулись в село. До этого здесь трактористами работали женщины, которых сразу же направили на фермы и поля.

Через три года Баймырза стал главным в тракторной бригаде. К тому времени их семья пополнилась – у его второй матери родились пять девочек и один мальчик. Поэтому надо было много трудиться, чтобы помогать семье.

Но, несмотря на тяжёлую работу от зари до зари, Баймырза организовал в селе кружок танца и песни, и через короткое время творческая молодёжь Самсоновки стала принимать активное участие во всевозможных районных конкурсах. Кроме того, молодые люди начали заниматься спортом и выступать на спортивных соревнованиях.

Когда на соревнованиях по борьбе первое место получил Магомед Мандалаков, второе – Магомед Кушетеров, а третье – Исхак Долаев, то радости карачаевцев не было предела. Потому что это была не только безоговорочная победа – это было ещё одно доказательство силы и самодостаточности народа.

А жизнь тем временем шла своим чередом. Вскоре Узденова перевели главным инженером в МТС, которая обеспечивала техникой семь больших колхозов района. На этой работе Баймырза Адемеевич проработал вплоть до возвращения на родину.

Вернулся Баймырза Узденов на Кавказ в числе самых первых. Жил в Карачаевске, работал на ПМК. Женился, вырастил двух дочерей, а затем трёх внуков. Старшая дочь, Раиса, – кандидат педагогичеких наук, доцент. Младшая дочь, София, – доктор педагогических наук, профессор. Мой преподаватель, к слову.

В эти дни Баймурза Адемеевич Узденов отмечает своё 95-летие. Несмотря на выпавшие на его долю лишения, он бодр и энергичен.

Знаете, как скудна будет наша жизнь без таких стариков – стойких, эпических, непокорённых? Знаете, как нужны нам старики, чтобы не потерять и без того слабеющие нравственные ориентиры?

Долгих лет жизни Баймырзе Узденову! Честь и слава его поколению! Поколению несломленных! Поколению победивших!

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
75 лет Победы 95 лет Баймырза Узденов биография Великая Отечественная война ветеран ВОВ воспоминания люди судьба человека юбилей