День республики № 82 от 11.06.2020

Субботник на озере Тубанлы-кель

17 июня в 11:07
19 просмотров
Фрагмент водоочистительных работ на озере Тубанлы-кель
Фрагмент водоочистительных работ на озере Тубанлы-кель

Тот, кто хоть раз побывал на Северном приюте, в частности на знаменитом озере Тубанлы-кель, что в переводе означает «туманное озеро», а еще оно в народе зовется форельным, знает, что, попав туда, забываешь обо всем. «Форелевым» названием озеро обязано тому, что в нем в одно время сотрудники Тебердинского заповедника пытались искусственно разводить форель. Эксперимент не удался из-за частых, губительных для рыб, сходов селей, тем не менее форель в озере встречается, довольно крупная и довольно часто. Вот только рыбалка на озере запрещена категорически. Озеро заповедное. И если что и нарушает время от времени его водную гладь, так это учебно-тренировочные сборы по водолазной подготовке спасателей.

– Дело благородное – обеспечение безопасности людей на водных просторах, и обставлено, как и положено, масштабно, ибо водолазы должны уметь рубить, пилить, сверлить, копать под водой, словом, быть мастерами на все руки, – рассказывает начальник оперативной группы Тебердинского заповедника Заур Тахтиев. – Но даже после таких крупных мероприятий водную акваторию и ее берега, окрестности вокруг озера спасатели оставляют в идеальном порядке. Другое дело, когда с горы срывается лавина, и ревущий неуправляемый поток, увлекая за собой вырванные с корнями деревья, валежник, крупные валуны, прямиком сходит в озеро. Как правило, лавины сходят раз в пять-шесть лет. Сошедшая этой зимой лавина поиздевалась над озером не на шутку…

– Как – зимой? Ведь буквально на днях прошло сообщение во всех электронных СМИ, что в Гоначхирском ущелье ведутся работы по очистке от мусора уникального озера…

– В том-то и дело, что лавина сошла зимой, и буквально на второй день ударили сильные морозы, которые заковали его с этим неприглядным содержимым в ледовый панцирь. А как только в конце мая вода прогрелась, очистилась полностью ото льда, было принято решение очистить водоем от древесного и иже с ним хлама. Работа предстояла нелегкая, потому в ней приняли участие сотрудники МЧС КЧР, две оперативные группы заповедника, весь состав Гоначхирского лесничества, на территории которого, собственно, озеро и находится.

– Эмчээсники, скажу прямо, работали в воде быстрее, чем иные на земле, – шутит Заур. – Но в тот день нам было не до шуток всем. Озеро не только холодное, но и глубокое. Судите сами, длина – 275 метров, ширина – 120 и глубина – четыре метра.

Всю подогнанную и дрейфующую у берега древесину вытащили на берег лесники и оперативники. На «горячем» участке в этот день ударно, как настоящие бойцы, трудились руководитель Гоначхирского лесничества Бородин Болатов, начальник опергруппы № 2 Энвер Темиров, лесники Азнаур Темиров, Хусей Берегетов, госинспектора Магомед Канаматов, Радмир Аргуянов и другие. Эти люди, как и спасатели, которых, к сожалению, не могу всех назвать поименно, не привыкли отступать перед трудностями и проблемами, которых хватает в заповедном деле.

Фрагмент водоочистительных работ на озере Тубанлы-кель
Фрагмент водоочистительных работ на озере Тубанлы-кель

– Чтобы вывезти древесину, которую достали из воды и складировали вдоль береговой зоны для дальнейшей переработки, понадобилось три КамАЗа, – продолжает Заур Тахтиев.

– Заур, вот недавно попались в Интернете путевые заметки туриста Владимира Крыленко от 1959 года, в которых он так пишет об озере Тубанлы-кель: «Все дно озера в пределах видимости – сплошь покрыто консервными банками, ощерившимися зубцами торчащих крышек…»

Заур рассмеялся: «Ты, видимо, не дочитала до конца. Я тоже читал эти путевые заметки. Так вот в них далее сказано, что автор побывал на озере и в 1972 году и был приятно удивлен тем, что на дне озера не было ни единой консервной банки! О чем это говорит? Только о том, что в заповеднике строго следят за порядком. К примеру, на Северный приют без специального пропуска мимо шлагбаума проехать либо пройти нереально, оттого и озеро в нынешнем виде ключевой чистоты, на дне которого можно увидеть лишь островки золотистого песка, камни, облепленные ракушками, да янтарную форель… Впрочем, по характеру, по должности своей практически все лесники в заповеднике – люди непримиримые, въедливые, максималисты, жаждущие полной чистоты и порядка в лесу, на озере, на «лапах» ледника… Не уступают им и госинспектора, которые всерьез, а не на словах «болеют» за природу, чувствуя ее раньше и точнее других и работая для того, чтобы ей стало лучше. И не только. К примеру, когда был введен режим самоизоляции в связи с пандемией коронавируса, госинспектора практически целыми днями проводили обходы территории заповедника, наблюдая не только процессы самой природы, но и явления, к ней не относящиеся. В частности, проявили глубокую озабоченность и бескомпромиссность в связи с создавшейся ситуацией, на корню пресекая все попытки желающих – а таковых было немало – во время карантина прогуляться по вольерам, подняться в горы по известным туристическим маршрутам; инспектора проводили с ними разъяснительные беседы, особо ретивых, непослушных туристов, как и местных жителей, если хотите, стращали штрафами. Все это возымело свое действие, и нам остается только уповать, что больше к таким мерам нам никогда не придется прибегать и право на общение с природой Теберды и Домбая никогда не будет запретным…

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях
Вслед за событием Главное управление МЧС РФ по КЧР озеро Тубанлы-кель природа Северный приют субботник Теберда Тебердинский государственный природный биосферный заповедник