День республики № 104 от 21.07.2020

Память сердца

27 июля в 11:31
2 просмотра

Умара-Алия Эдиева хорошо знали в нашей республике. Ещё бы: пятьдесят лет жизни он отдал делу просвещения. Из них тридцать восемь лет был завучем по учебно-воспитательной работе, год директорствовал. Проработал на одном месте: в Пристанской школе Прикубанского района. Только когда его взрослые дети обустроились в посёлке Юбилейном, Умар-Али Таучукович и его супруга Зухра Добаевна решились на переезд, тем более, годы были уже пенсионные. Но он приезжал в свою родную школу преподавать и оттуда: не мог, чтобы детей не учили физике. Потом два года проработал учителем математики на новом месте.

Умар-Али Таучукович вырос без отца. 19 сентября 1941 года, получив повестку, Таучук Чанкаевич Эдиев наскоро простился с семьёй. Младший, Умар-Али, был в люльке. Отец приоткрыл одеяльце, посмотрел долгим взглядом на малыша, стараясь запомнить черты его лица, вздохнул и … ушёл. Ушёл, чтобы не вернуться. Воевал в 1161 сапёрном полку 351 сапёрной дивизии. В январе 42-го семья получила известие, что Таучук Эдиев пропал без вести.

Умар-Али всю жизнь искал отца, но умер, так и не найдя его. Воевали и братья отца: Ачахмат, Мусса, Хызыр. Ачахмат погиб на фронте. Хызыр вернулся без руки. Часто братья Мусса, Хызыр, Идрис тайком от родителей вспоминали о погибших братьях, вспоминали, какие они были, но не хотели лишний раз травмировать близких, старались не показывать свои переживания родителям и сёстрам, были особо внимательны к семьям погибших. У Ачахмата осталась сиротой дочь, у Таучука – шестеро детей: Стампул, Ариуджан, Дидыма, Салих, Хопай, Умар-Али.

Жена Таучука Меккяхан сама поднимала детей. Зная, что главы семьи теперь нет, трудилась день и ночь. Когда пришли выселять, у неё в подвале было много кукурузы, картошки. Но вдова с малолетними детьми успела только одеть детей, собрала один узел. Остались мычащая корова, блеющие овцы… Попала семья в Киргизию, во Фрунзенский район. С ними попала семья брата-фронтовика Муссы.

Вдова первое время меняла ценные вещи на продукты, договорилась за пиалу кукурузы в день обмазать сарай одних киргизов. Ногами вымешивала глину с соломой, мазала сарай и вечером плелась домой, к голодным детям. Камнем толкла кукурузу, чтобы она сварилась быстрей. Сколько слёз было пролито в те годы молодой женщиной, знала только она сама. Да и кому расскажешь: у всех спецпереселенцев была такая доля.

Меккяхан вскоре стала работать дояркой в колхозе имени Ленина, поручая пятерых малышей старшей, одиннадцатилетней Стампул. И в таких условиях смогла сохранить всех детей. Но в 1957 году, когда собирались уезжать домой, на Кавказ, сын Хопай, который уже был хорошим помощником матери, заболел корью и сгорел за несколько дней…

Все дети помогали матери, о шалостях и не помышляли. Умар-Али пошёл работать после четвёртого класса. Перед отъездом домой мальчик окончил семь классов – обучение велось на киргизском языке. Осенью поступил в 8 класс Кавказской школы. Жил в интернате, на выходные приезжал домой, в Пристань. Заготовка дров, сенокос, да и подворье – всё требовало мужских рук. Поэтому, окончив первый курс физико-математического факультета Карачаево-Черкесского пединститута, перешёл на заочное отделение и пошёл работать в Пристанскую школу. Это было в 1964 году. А через шесть лет трудолюбивого, старательного математика назначили завучем. Работал по принципу: «Делай, как я». Он каждый урок готовил, как первый в жизни урок. Связывал теоретические знания с жизнью, вёл живой диалог с классом, многократно спрашивал: «Понятно?» Если хоть один ученик не понял, терпеливо объяснял ещё.

Он своими педагогическими находками делился с коллегами в институте усовершенствования учителей. Опыт его неоднократно обобщался в районе. Он несколько раз признавался лучшим учителем района. Многие пользуются и сегодня его брошюрами. Умар-Али Таучукович Эдиев был отличником просвещения России, заслуженным учителем КЧР. Но прежде всего он был хорошим человеком, замечательным отцом, любящим сыном, заботливым дедом.

Педагогом же он был удивительным. Отличали его благожелательность, ответственность, пунктуальность. Сочетались эти черты с большой требовательностью к себе, коллегам, учащимся. Но так как требования были справедливы, замечания делались тактично, они выполнялись беспрекословно. Надо сказать, особенно требователен, даже придирчив он был к близким. Ведь в селе в одной школе ученики и учителя часто оказываются родственниками. Но дети никогда не жаловались родителям на его строгость, а когда выросли и знания по физике и математике пригодились им в жизни, они оценили мудрость учителя и были очень благодарны ему.

Директор, завуч и учителя готовы были в любую минуту оказать помощь молодым специалистам. Администрация посещала их уроки, давала дельные советы. Многие помнят, как, довольно потирая руки после одного из первых же посещённых уроков молодой учительницы 3 класса В. Колковой, завуч сказал: «А она даёт хорошие уроки». И был такой радостный, будто сокровище нашёл.

Эта школа не отличалась оснащённостью. Педагоги зачастую сами изготовляли наглядные пособия, и иногда мел и доска были единственными методическими пособиями, но знания Пристанская школа давала прочные. Вышли из стен школы писатели, медики, госслужащие, зоотехники…

Многим помнится чёткий, каллиграфический почерк Эдиева с замечаниями в планах, советы, идущие от сердца. Его и стар и млад вспоминают только по имени-отчеству, хотя у карачаевцев это не принято. Во время вручения ему медали тогдашний президент республики Б. Эбзеев очень удивился, услышав, сколько лет проработал Умар-Али Таучукович: «Ну-ка, ну-ка, повторите, неужели пятьдесят лет в школе?!»

Они с супругой вырастили и воспитали добросовестных детей. Три дочери: Лидия, Земфира, Елена – учителя высшей категории. Лидия Умаровна и Земфира Умаровна принимали участие в конкурсе «Лучшие учителя России». Лидия Умаровна получила грант Президента России. Сын Ибрагим, проработав в школе 10 лет, ушёл работать в МВД. В звании капитана он погиб при исполнении служебных обязанностей. Сын Казим – водитель-дальнобойщик, Борис трудится на складе стройматериалов. В общей сложности эта династия отдала школе 150 лет.

Жалел Умар-Али только об одном: что не смог найти могилу своего отца, поклониться, сказать, что ему очень не хватает его. Но дети и внуки Эдиева уверены, что обязательно сделают это за него…

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
биография люди память педагоги судьба человека Умар-Али Эдиев учителя