День республики № 106-107 от 25.07.2020

«Не случайный в театре человек»

30 июля в 14:22
48 просмотров

Когда в 1957 году семья Тохчуковых в числе первых прибыла из депортации на родину, Борис Тохчуков мечтал о факультете журналистики МГУ. Но его неожиданно вызвали в обком комсомола. Разговор шёл о том, что вышло постановление Правительства о наборе карачаево-черкесской группы для поступления в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского, позже этот вуз стал называться Ленинградским институтом театра, музыки и кинематографии.

Борису Тохчукову предложили сагитировать молодых людей: ведь для них открывались прекрасные возможности! Борис нашёл нескольких юношей, которым предстояло сдавать экзамен по актёрскому мастерству комиссии института, приезд которой намечался на август 1957 года. Сам пробовать силы в актёрском деле Тохчуков не планировал, но когда приехала комиссия и он оказался среди взволнованных абитуриентов, подумал: «Дай-ка и я попробую. Побалуюсь. Поступлю – не поступлю, не имеет значения, просто интересно».

Приехавшие из Ленинграда специалисты выявили немало одарённых молодых людей, и вот наступил день, когда комиссия огласила своё решение: к огромному удивлению Бориса, в числе первых в заветном списке была названа его фамилия. Вместе с ним были зачислены в эту группу Канок Клычев, Амбий Аджиев, Роза Хапчаева, Чотай Алиев, Борис Уртенов, Лилия Озова, Маталио Абдоков, Тамара Кишмахова, Джанетхан Кумратова.

Отец, который надеялся, что сын все-таки выберет профессию журналиста, не одобрил попытку Бориса начать театральную карьеру, он говорил: «У тебя журналистский дар, иди в журналистику!» Борис пребывал в сомнениях. Потом рассудил так: «Прожить пять лет в Ленинграде, в окружении высочайшей культуры и лучших достижений искусства – это дорогого стоит». Так он оказался в театральном институте, и позднее о своём выборе он говорил: «Можно сказать, что я случайно поступил в театральный институт, но, видимо, оказался не случайным человеком в театральном деле».

В Ленинграде у первокурсников знаменитого института захватывало дух от всего, что они видели вокруг. В коридоре или на лекциях можно было встретить народных артистов СССР Василия Меркурьева, Игоря Горбачева, Владислава Стржельчика, Георгия Товстоногова. Смотрели спектакли с участием корифеев русского театра Николая Симонова, Николая Черкасова, Юрия Толубеева.

А студенческая жизнь между тем открывала перед молодыми людьми массу ценных и важных знаний об искусстве. Ни одного выходного дня Борис Тохчуков не провёл в общежитии: каждое воскресенье отправлялся в Эрмитаж, в Русский музей, в музей этнографии. К третьему курсу он мог бы по этим музеям водить экскурсии. Вечерами обязательно шёл в театр, тем более что студентам театрального института выдавали контрамарки.

В те годы начинался в стране настоящий театральный бум, в БДТ блистали Смоктуновский и Доронина, Луспекаев, Лавров, Лебедев. Выдавал все новые и новые шедевры Товстоногов.

За студенческие годы Тохчуков посмотрел более 200 спектаклей. В его зачётке на протяжении всех пяти студенческих лет стояли только отличные оценки, его фотография не сходила с Доски почёта института. Он окончил институт с красным дипломом. Ему легко давались все предметы, потому что к тому времени в нем укрепилось убеждение, что он попал на свою стезю: театральное призвание раскрылось в нем и реализовалось в учёбе, в первых студенческих постановках. Борис Тохчуков был заводилой, его ровесники признавали за ним решающее слово, у него прекрасно работала фантазия, он обладал умением донести до коллег своё решение и объединить их для осуществления постановки.

Первый сценический опыт был получен на студенческой сцене. Поставили спектакль «Аршин мал алан» Гаджибекова, в котором Тохчуков весьма правдоподобно сыграл роль старика. В спектакле по пьесе Горького «Мещане» Борис исполнил роль Тетерева. Настоящей удачей студенческого коллектива стал спектакль по пьесе Штейна «Океан». Все эти работы были высоко оценены руководством института, студентами других курсов и зрителями. В группе Бориса Тохчукова многие студенты за дипломные спектакли получили отличные оценки.

В 1962 году выпускники знаменитого Ленинградского института театра, музыки и кинематографии вернулись в Черкесск. Они принесли с собой свежий ветер перемен. С их возвращением началась новая и, как показало время, самая яркая страница в истории театрального искусства Карачаево-Черкесии. На маленькой сцене старого театрального здания происходили замечательные события. В зале на всех спектаклях был аншлаг, заядлые театралы перед спектаклями на улице спрашивали друг у друга лишний билетик. Актёры стали популярны, в них влюблялись, зрители писали им письма, встречали после спектаклей. Черкесск стал по-настоящему театральным городом.

Тохчуков блестяще начал свою театральную карьеру в качестве актёра. Для режиссёра этот опыт особенно ценен: пройдя профессиональную актёрскую школу, он лучше понимал актёров, тоньше чувствовал их, ему легче было добиваться нужного результата. В первой профессиональной характеристике Бориса Тохчукова появилась строка, определившая его творческую судьбу: «Имеет склонность к режиссёрской работе».

С первых дней самостоятельной работы в Черкесске Тохчукову пришлось решать режиссёрские задачи. Когда театр Карачаево-Черкесии приехал в 1988 году на гастроли в Псков, туда прибыла большая группа московских театральных критиков. После просмотра всех спектаклей они отметили его спектакль «Медея». Это был настоящий успех. Способность создавать грандиозное театральное действо Тохчуков реализовал в постановке спектакля «Оптимистическая трагедия», где были заняты актёры всех трёх актёрских трупп, которые были созданы в театре многонациональной Карачаево-Черкесии.

Первым шагом в создании национальных театров стала постановка спектакля на карачаевском языке «Огурлу» по пьесе Шахарбия Эбзеева. Этот спектакль называют рождением карачаевского театра. Его премьера состоялась 8 марта 1963 года в Карачаевске. Потом более 60 раз спектакль был показан на местной сцене, в аулах, на гастролях в Кабардино-Балкарии.

В течение многих лет Борис Тохчуков был главным режиссёром театра, объединявшего три труппы. В 1992 году вышло постановление Правительства о создании в республике карачаевского и черкесского театров. «Основоположником карачаевского театра» назвали Тохчукова. Это знаковое событие – официальное рождение национального театрального искусства – было отмечено замечательной премьерой. Борис Тохчуков осуществил постановку своей авторской пьесы «Черный ноябрь 43-го». Спектакль прошёл более 50 раз.

Когда строилось здание театра на проспекте Ленина, Тохчуков часто бывал на строительной площадке. Это было начало 80-х, было радостное ощущение новоселья, новизны. В ту пору проблем было больше, чем надежд, но Борис Тохчуков никогда не опускал руки, он продолжал работать. Он настойчиво добивался приемлемых условий для развития театрального искусства: ставил спектакли при немыслимо скромном финансировании, пропагандировал свой театр, обращался с письмами в Правительство. А главное – сохранял мощный творческий потенциал.

В эти же годы не без настояния Бориса Хусейновича открылась театральная студия при тогдашнем Черкесском музыкальном училище, она сыграла известную роль в комплектовании коллектива театра.

О признании многогранного таланта Тохчукова свидетельствуют грамоты обкома КПСС и облисполкома, крайкома КПСС и крайисполкома, дипломы Министерств культуры СССР и РСФСР, премии Министерства культуры СССР за спектакли «В ночь лунного затмения» М. Карима, «Чилийская трагедия» Ю. Чепурина, медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». И наконец, присвоение высоких званий заслуженного деятеля искусств РСФСР и Абхазской АССР. В 2006 году он был награждён орденом Дружбы.

За свою полувековую театральную деятельность Борис Тохчуков поставил более 80 спектаклей различных жанров (60 – на русском и 20 – на карачаевском языке). Многие из этих спектаклей стали крупными явлениями в культурной жизни Карачаево-Черкесии и вошли в золотой фонд духовной сокровищницы народов многонациональной республики…

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
биография Борис Тохчуков искусство КЧР люди режиссёр судьба человека театр юбилей