Камча – символ ногайцев
Аул Карамурзинский Ставропольского края славится талантливыми людьми – о многих из них мы с большим удовольствием рассказывали и продолжаем рассказывать на страницах нашей газеты.
Сегодня мы хотим познакомить вас с Тимуром Киреевым, начальником смены дежурной части отдела полиции № 2 г. Ставрополя, у которого есть интересное хобби – изготовление камчи.
Тимур Юсупович родился в а. Карамурзинском, окончил МБОУ СОШ №6 в селе Балахоновском. Отец его, Юсуп Муссаевич, работал завхозом в этой школе. Мать, Людмила Ивановна, преподавала математику в школе в а. Карамурзинском.
После окончания школы Тимур поступил в Ставропольский государственный университет на физико-математический факультет. По окончании университета отправился служить в армию, а спустя год возмужавший и повзрослевший вернулся домой. После возвращения со службы начал работу в управлении МВД России в г. Ставрополе и сразу же поступил в КЧГТА на специальность «Юриспруденция». Работал 5 лет инспектором по делам несовершеннолетних. В 2020 году окончил магистратуру Северо-Кавказского федерального университета в г. Ставрополе по специальности «Региональная экономика». Звание у Тимура Юсуповича – капитан. Он женат, имеет 2-х дочерей.
В свободное время Тимур занимается изготовлением камчи, это хобби бьет все рекорды по популярности.
Такой простой предмет, как плеть, камча, был и есть по нынешний день очень важным символом в жизни ногайцев, народа вольных степей. У нас, у ногайцев, до сих пор камча имеется во многих домах. Для этого не обязательно держать лошадей. У многих камча осталась от дедов и прадедов. И висит она так же, как и раньше, справа от дверного проема. В народе до сих пор говорят: «Если в доме есть камча, там навеки поселяются изобилие и согласие». В древности, когда в ногайской семье рождался мальчик, для него сразу начинали плести камчу. Когда сыну исполнялось 12 лет, он получал эту камчу из рук старших. Считалось, что с этого момента мальчик становился мужчиной.
– Тимур, откуда у вас такое увлечение, из старших кто-нибудь изготавливал камчу?
– Я думаю от прадеда Юсупа. Он занимался кожевенным делом: мыл шкуры, разделывал их, делал плети, хомуты, уздечки, кнуты, сбруи для лошадей. Все это он делал не один, на него работали люди, у него было целое налаженное производство. Потом пришли большевики к власти, его раскулачили, увезли в неизвестном направлении, и до сих пор никто не знает его дальнейшую судьбу. В то время у него было четверо детей – три дочери и один сын. Сын его – это мой дед Мусса, дочерей звали Кулизар, Зорым, Кушлихан. Когда увезли отца семейства, детей отправили в детский дом, в Джегуту. Старшая сестра Кулизар, когда вышла замуж в родной аул Карамурзинский, забрала своих младших сестер и брата к себе.
Мои дедушка Мусса и бабушка Насыпхан приняли большое участие в моем воспитании. Я не ходил в садик и находился все время с ними. Когда мои родители уходили на работу, я оставался с ними. Хотя у меня мама русская, я знаю свой родной ногайский язык хорошо, благодаря своим деду и бабушке. Они со мной с малых лет говорили только на родном языке, за что я им очень благодарен! Дед мой работал главным механиком в с. Балахоновском. Когда я был маленьким, дед уже не работал, был пенсионером. Он каждое утро заводил свой мотороллер и выезжал со двора. Услышав шум, я выбегал на улицу, меня одевали и обували, и я катался с дедом целый день. Мы с ним ездили косить траву, заезжали в тракторную бригаду, на кошару, в кузню, а также ездили купаться на речку. Все это у меня сохранилось в памяти. Это были самые счастливые моменты детства. А к нашим ногайским обычаям я тянулся сам, и их я хорошо знаю.
– Тимур, изготовление камчи – это ваше хобби, а есть ли какая-нибудь финансовая от этого выгода?
– Решив заняться шорным ремеслом, проштудировал весь Интернет, приобрел инструменты, кожу. Сначала, конечно, было сложно. Потом приноровился. За три года я изготовил порядка 50 плетей, все раздал, в общем, никакой финансовой выгоды я не преследую. Сделал, положил в машину, если встретил какого-нибудь друга, кому камча понравится, я дарил. На память. Пройдут годы, а память останется, будут меня вспоминать и говорить, что это я подарил. Мне очень приятно, что людям нравится моя работа. Такому ремеслу научиться несложно, если есть желание, усидчивость, терпение. Нравились мои камчи и моему отцу, к сожалению, недавно он покинул нас.
Камчу разные народы делают по-разному. В Интернете у нас есть группа «Шорники». В группу входят представители Турции, Казахстана, России… От ногайцев туда вхожу я, Руслан Баисов и крымский ногаец Решат огълу Билял. Все они занимаются кожевенным делом.
– Тимур, из чего делаете ручку камчи?
– Ручка камчи должна делаться из ветки боярышника. Можно делать из ветвей грецкого ореха, шелковицы.
– Сколько времени уходит на плетение камчи?
– Дня три, этим творчеством я занимаюсь в свободное время.
– Тимур, какие у вас планы, мечты?
– Чтобы этим ремеслом заинтересовались и продолжили его молодые ребята.
{{commentsCount}}
Комментариев нет