День республики № 116 от 11.08.2020

«Скотинке не объяснишь, что сена нет…»

17 августа в 14:40
13 просмотров
Источник — Фото автора

Лето преподносит нам все больше неприятных сюрпризов. Вслед за пандемией коронавируса и обвалом курса нефти в Россию пришла засуха. Вот уже третий месяц температура не опускается ниже отметки плюс 30 градусов по Цельсию. Короткие грозовые ливни последней декады уже не в состоянии что-либо изменить. Влага не успевает доходить до корневой системы растений, испаряясь с поверхности раскаленной солнцем почвы в считанные минуты. Специалисты расходятся в оценках, но ясно главное: такого знойного лета в России не было давно. Карантин в этом году отменил все, кроме глобального потепления.

Продолжением апокалиптического сценария, началом которого стал COVID-19, стала ситуация в сельском хозяйстве Карачаево-Черкесии, которая в этом году напоминает начало фильма «Интерстеллар». Большинство хозяйств уже подтвердили, что недополучат урожая больше 50% от средних показателей. Вот только у земледельцев, в отличие от героев кино, улететь на другую планету не выйдет: аграрии в отчаянии объезжают свои засохшие поля и не знают, где теперь брать деньги на погашение кредитов и ссуд.

Местные жители жалуются, что хороших дождей не было больше года – трещины в земле такие, что вмещается ладонь. О бедственном положении рассказал земледелец Ислам Аджиев из поселка Мичуринского Прикубанского района.

– Видите это выжженное поле, здесь 20 гектаров кукурузы, и не скажешь, да? Дождей совсем не было, а жара стоит 35-40 градусов. Можете сами убедиться, что тут ничего не цветет. У меня нет слов, чтобы описать все это. Наше положение крайне тяжелое. Не знаю, как быть дальше. Ведь мне даже нечем заплатить людям, – сказал земледелец.

Он добавил, что и раньше бывали тяжелые годы, но в этом году ситуация совсем неутешительная. По его словам, уборочных комбайнов на этих полях не будет.

– Тут больше сорняков, чем кукурузы. Сама кукуруза не выше сорока сантиметров. За всю свою жизнь, большую часть которой я провел на земле, я впервые такое вижу. Мы не покроем даже стоимость потраченного дизтоплива, – поясняет мужчина. – Не говоря уже о семенах и гербицидах.

Ситуация, действительно, критическая. По всей республике часть растений погибла полностью, а часть находится в угнетенном состоянии. Это значит, что культура уже не войдет в свой потенциал. Даже если она проросла, то толку от этого практически не будет. Всходы получились рваные: местами зерновые выросли недостаточно, но уже вошли в стадию колошения. Это сильно осложнит фермерам уборку. Корифеи отрасли говорят, что такой критической ситуации уже очень давно не было. Всему причина не только засуха, но и малоснежная зима.

Большинство аграриев Карачаево-Черкесии не верят, что смогут вернуть хотя бы часть тех денег, которые они в этом году попросту закопали в землю. Да и на поддержку государства они сильно не надеются.

– Я не верю, что нам что-то дадут. Думаю, придется выкарабкиваться собственными силами. Хотя, хотелось бы помощи. Нам бы как-то этот год продержаться, а там уже полегче станет, если урожай будет хороший, – выразил надежду Ислам Аджиев.

Фермеры надеются получить поддержку от государства в виде отсрочки по кредитам.

Старожилы говорят, что такая засуха в последний раз была в наших краях в 1975 году.

Источник — Фото автора

– Мы же с такой жарой столкнулись впервые. У нас смешанное хозяйство, большое поголовье скота, поэтому засуха стала серьезным испытанием. Кормовые растут плохо. Все, что мы выращивали для продажи, теперь оставляем на корм для своих животных. Сейчас ведем переговоры с соседними хозяйствами, у кого нет животноводства, чтобы они хотя бы солому нам оставляли. О прибыли, конечно, думать не приходится, в нынешних условиях лишь бы поголовье сохранить, – сетует фермер из Абазинского района Мурат Кунижев.

Животноводам в засуху приходится тяжелее всего, объясняет другой фермер Аслан Кятов: «Скотинке не объяснишь, что сена нет, она кушать хочет». Из-за недостатка влаги страдают не только зерновые культуры, но и многолетние и однолетние травы, которые фермеры заготавливают для крупного рогатого скота.

– Я считаю, что будут серьезные проблемы с такой отраслью, как животноводство. Однолетние травы не взошли, а многолетние – сгорели. Если у кого-то не осталось прошлогодних запасов кормов, придется сокращать поголовье, – объясняет Аслан Кятов.

Казалось бы, от последствий природных катаклизмов могла бы спасти система агрострахования. Однако и страхование урожая не может стать панацеей для сельхозпроизоводителей хотя бы потому, что страховые компании не хотят работать в зоне рискованного земледелия. Ни один страховщик не выдержит покрытия таких убытков – разорится.

Но иногда даже предусмотрительные руководители, которые застраховали урожай, оказываются у разбитого корыта. Так, директор одного из крупнейших агропромышленных предприятий республики, пожелавший высказаться анонимно, рассказал, что несколько лет назад застраховал свое хозяйство от потерь. Стихия в виде града принесла немалый ущерб, однако страховая компания нашла лазейку в законодательстве и отказала в выплате. Вместе с ним в такой же ситуации оказались еще несколько хозяйств республики.

Земледельцы Карачаево-Черкесии считают, что ситуация в регионе уже переросла масштаб регионального бедствия и требует объявления ЧС федерального масштаба.

Селянам не обойтись без экстренной финансовой поддержки государства. В противном случае абсолютное большинство хозяйств просто окажется на краю бездонной долговой ямы и прекратит свое существование. Те выплаты, которые аграриям перечислят из республиканской казны в качестве частичного возмещения ущерба за погибший урожай, теперь уже – капля в море потерь. Если в ситуацию не вмешаться, то растениеводство может постичь кризис более глубокий, чем в 1990-е годы, когда свыше половины продуктивных земель оказались без хозяина и десятилетиями не знали плуга. Справедливости ради, стоит отметить, что есть в Карачаево-Черкесии и относительно благополучные островки зернового клина. Неплохой урожай озимых собирают в некоторых хозяйствах Прикубанского и Зеленчукского районов.

Реальным выходом из ситуации могли бы стать пролонгация кредитов, а также новые многомиллионные беспроцентные долгосрочные кредиты для хозяйств, наиболее пострадавших от природной стихии. Причем со сроком начала их погашения не раньше, чем через три года.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
аграрии КЧР агрострахование Бьем тревогу! засуха КЧР сельское хозяйство ЧС