День республики № 117 от 13.08.2020

«Чистота города – чистота души…»

19 августа в 15:33
4 просмотра
Дворовая территория супермаркета
Дворовая территория супермаркета
Источник — Фото автора

В праздничные выходные, несмотря на несносную жару, решила прибраться в сарае и вдруг в старом кованом сундучке с неописуемой радостью обнаружила кипу старых писем, адресованных мне в разные времена и разными людьми – одноклассниками, однокурсниками, подругами и так далее. Но более всего порадовало чудом сохраненное послание от удивительной, горячо любимой и безмерно уважаемой мною женщины-мамы моей одноклассницы Людмилы Антоновой – Екатерины Васильевны Морозовой. Педагог с пятидесятилетним стажем, она была необыкновенной энтузиасткой. Во всем ее облике было что- то благожелательное и приподнятое. Большие ясные глаза, голос необыкновенно приятного тембра, казавшийся всегда взволнованным. Да почему казавшийся? Она волновалась, рассказывая детям о гибели Пушкина, Лермонтова, так сумевшим воспеть Кавказ, да и вообще о трагических судьбах всех великих русских поэтов, она не могла сдержать слез, вспоминая, как в 1943 году сослали в Среднюю Азию ни в чем не повинный карачаевский народ, она не могла найти себе места, когда в конце 90-х – начале 2000-х в республике началась известная смута и сложилась непростая ситуация, в любую минуту готовая выйти из-под контроля и привести к разделу республики… Вот это взволнованное участие, эта личная заинтересованность присутствуют и в письме, отправленным мне человеком большой культуры и большого сердца порядка тридцати лет назад, но оказавшемся таким актуальным и в дне сегодняшнем…

«Я очень бы хотела побродить с тобой, Амина, по территории поселка одиннадцатой шахты, я бы рассказала тебе о том, каким был поселок лет тридцать-сорок тому назад. Каким я его полюбила и каким его хочу видеть сейчас.

Давай пройдем от маринского моста к нашему дому. Это короткий путь, но он позволит тебе понять мою боль и большое желание помочь сохранить неповторимую красоту природы для будущих поколений. Посмотри, там, где ты сейчас видишь горы мусора по берегам реки, раньше росли кустарники барбариса, облепихи и шиповника, а между ними травы, цветы. А вот там, где сейчас кладбище колес от автомобилей, купались дети и грелись на большом камне.

Там, где за корягу зацепились матрац и детская коляска, там дети руками ловили рыбу. А по весне, когда зацветут кустарники… Но это в прошлом. Пошли дальше. Это детский сад. Раньше здесь была школа. Следом -площадь. На ней проводились школьные мероприятия: линейки, соревнования, игры. Теперь – общественный туалет, а вокруг местная свалка мусора. И что самое интересное, тут же амбулатория и библиотека… Культурно-оздоровительный центр!!!

А вот здесь был клуб. Вокруг него березовая роща. Мы там отдыхали с детьми. Рощи уже нет…

Здесь нужно быть очень осторожной, так как можно упасть, поскольку мусор от кафе и с улицы Горняцкой жители сбрасывают на Коммунистическую улицу. Возможно, тем самым они надеются, что представители власти увидят свалку и решат проблему мусора.

Посмотри, как засыхает боярышник по обе стороны дороги. Некому его защитить от мусора, а он, бедняга, пытается цвести…

А вот здесь гордость нашего поселка – родник. Вода необыкновенной чистоты и прохлады. Мы берем воду из него почти постоянно. Взгляни на склон, из которого он бьет, и ты не увидишь его дна из-за банок, склянок, строительного мусора и целлофановых пакетов.

Смотришь на все это и уже не чувствуешь себя частичкой Матери-природы, высшей ее формой. Безликие и бездушные мы. Возможно, и злые поэтому, а не от пустых прилавков.

Ниже была поляна. На ней росли фиалки, пролески и грибы по земному бархату. Но вот в хрупкое триединство рощи, поляны и реки вторглись теплицы. И стала роща умирать медленно и мучительно. Через эту рощу ко мне бегали дети из города и всегда удивлялись папоротнику. Он имел форму вазы. Точь-в-точь, как у Бажова в «Каменном цветке». Теперь в роще горы мусора….

Не стало и нашего пляжа. Песок на нем был крупный, блестящий. Лучше, чем в Болгарии. Теперь – карьер.

Вот и наш Северный переулок. Он соединяется с маленькой, уютной балкой, по склонам которой росли чабрец, фиалки и такие нежные голубые цветы, дети их «одеколончиками» называли за их чудный запах. А в самой балке – боярышник и алыча. В кронах деревьев пели птицы и летали пчелы. Умолкли птицы… А вместо пчел летают зеленые мухи. Балку завалили наши верхние соседи. Как тут не вспомнить народную мудрость: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться».

Как-то повела я своих детей (сорок человек) в горы в шесть утра посмотреть росу на траве в лучах восходящего солнца. Дети не привыкли рано вставать. Шли спокойно, сонно. И вдруг первые лучи солнца скользнули по траве и заиграли всеми цветами радуги в каплях росы. Дети замерли. Гамма чувств отразилась на их лицах: восторг, удивление, радость. Стояли завороженные. Что покажем мы им сейчас? Какую росу можно увидеть на консервных банках, целлофановых пакетах и бутылочных осколках? Остановитесь, люди! Как легко загубить и как трудно восстановить уникальное…»

Те самые ножки…
Те самые ножки…
Источник — Фото автора

Это только выдержка из большого взволнованного письма тети Кати, как мы ее все называли. И она не всегда жила на одиннадцатой шахте. Лишь после выхода на пенсию перебралась за город, а до этого семья Антоновых жила в старинном доме по ул. Ленинградской в Карачаевске, где были высокие потолки, просторные подъезды… Напротив – поликлиника и больница, через дорогу – университет, в шаговой доступности три школы – №1, №3, №4, Дом Советов… Тем не менее тетя Катя и дядя Саша предпочли жить за городом. В город выбирались редко, потому что сын и дочь не давали им скучать, через день наведывались к родителям. Когда их не стало три года тому назад – ушли один за другим в течение года – Сергей и Людмила дом продавать не стали, потому что мать и отец вложили в него всю душу, всю свою беспокойную, тревожащуюся за всех и вся натуру…

Наверное, будь тетя Катя сейчас жива, она порадовалась бы тому, что старое здание СОШ №3, по соседству с которым она жила долгие годы, снесено, а вместо него возведен уникальный культурный центр имени Кайсына Кулиева; подходит к концу строительство новой поликлиники…

Что и говорить, город преображается на глазах, богом забытая улица Чкалова «переплюнула» по благоустройству иные центральные, университет и вся к нему, даже косвенно, прилегающая территория – сплошное загляденье! В центральном парке раздолье для детворы по всем параметрам! Не сегодня, завтра взору горожан предстанет обновленный после капитальной реконструкции стадион «Саулук»… В общем, так сразу обо всем и не расскажешь. Вот только с мусорным игом город никак не может справиться. В двух шагах от дома, где раньше жила Екатерина Васильевна, нынче высится огромное здание, в котором «прописались» Сбербанк, продуктовый, мебельный, промтоварный магазины, ряд других брендовых торговых точек, здесь же банкоматы, которых в городе раз-два и обчелся, а значит, основная масса жителей г. Карачаевска и Карачаевского района также обслуживается именно здесь. Фасад респектабельного внушительного здания впечатляет, но то, что я увидела на днях на его дворовой (задней) стороне, повергло в шок. Словно веером вдоль фундамента раскиданы кипы товарных накладных, товарных чеков грузополучателя – магазина «Смарт», расположенного на первом этаже здания, тут же кучи мусора… Кто-то по всей видимости даже не дал себе труда дойти до мусорного бака, отстоящего на сто метров от указанного здания, и вышвырнул ненужную макулатуру, датированную прошлым, 2019, годом, прямо в окно или в дверь…

Следом ошеломило другое наблюдение. После Курбан-байрама на помойку стали в изобилии выбрасываться внутренние органы жертвенных животных, на улицах то там, то здесь можно было увидеть выставленные вдоль дорог и отставленные, надо полагать, подальше от своего дома, пакеты, в которых красовались рожки, то бишь, голова животного, да ножки, конкретно вот эти аккуратно сложенные овечьи ножки, которые я засняла, лежали у ограды университета. Верх изощренности, да и только…

И как тут не вспомнить мне вновь Екатерину Васильевну. Как-то мы стояли с ней у подъезда их городской квартиры, а мимо прошла девушка, одетая богато и небрежно, и бросила оземь окурок. Тетя Катя тут же догнала ее и сказала: «Это же неэлегантно, некрасиво, это безобразие – дымящийся окурок, брошенный рукой девушки на чисто убранный тротуар…». Я не расслышала, что ответила ей девица из-за шума проехавшей машины, но, вернувшись, тетя Катя бросила в сердцах: «Вот так и превращаются люди в двуногих скотов… И разрешение этой кардинальной проблемы только в одном: нужно менять всеми силами внутреннее – а оно выразится и во внешнем – отношение к природе, экологии, общества тех людей, которые не хотят, как Обломов из халата, вылезать из своего привычного образа жизни и гадят там, где живут, где отдыхают, где работают, не понимая, не давая себе отчет, что чистота родного города – это чистота души».

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях
воспоминания Екатерина Морозова Карачаевск КЧР лицом к проблеме люди мусор несанкционированная свалка письмо