День республики № 117 от 13.08.2020

На крыле своего времени

К 125-летию со дня рождения Умара Алиева

19 августа в 11:45
265 просмотров

В нашей республике нет человека, который бы не знал имени Умара Джашуевича Алиева, известного просветителя, видного политического деятеля, учёного, автора школьных учебников на карачаевском языке. Люди, хорошо знавшие Умара, говорили о нем восторженно. Принципиальный, настойчивый, он был добрым человеком, отзывчивым товарищем, нежным семьянином. Ученик Умара Алиева народный поэт Балкарии Кайсын Кулиев писал: «Умар Алиев был разносторонним ученым, поэтом и прекрасным педагогом. Будучи весьма обаятельным человеком, он умел объединять людей и обладал удивительным качеством вдохновлять…»

Умар Алиев родился 12 августа 1895 года в ауле Карт-Джурт в многодетной семье Джашу и Сыйлыкыз Алиевых. Восемь детей росло в маленьком бревенчатом домике. Умар был шестым. Внешне он был похож на мать. Большие карие глаза с длинными ресницами и яркий румянец не раз служили поводом для шуток среди аульчан: «Хотела мать, видно, тебя девочкой родить, а ты мужчиной оказался…».

С семи лет Умар начал обучаться в четырёхклассной русской школе, которую окончил с похвальной грамотой. Учителей школы удивляла пытливость его ума. Учитель Хызыр Халилов сам выбирал книги для него и удивлялся, как быстро прочитывает их мальчик, несмотря на то, что обрабатывает клочок кукурузного поля отца, пасёт скот, помогает убирать сено, нянчит младших братишку и сестрёнку…

В 1906 году Халилов встретился с отцом Умара. Говорил о редких способностях мальчика. «Умар должен учиться!» – убеждал он старого Джашу. Конечно, Джашу хотел, чтобы в семье появился такой же ученый человек, как писарь Исмаил, сын Добая из Учкулана, к которому приезжали люди из близких и дальних аулов с просьбой сочинить письмо или прошение. Исмаил сена не косил, овец не пас, а ложился спать сытый, ведь порог его дома с пустыми руками никто не переступал. Но дохода в семье нет, а детей много. Им требуется и одежда, и пища. Нет! Не может он учить сына.

Когда Умару исполнилось десять лет, до Карачая донеслись отголоски первой русской революции. Умару запомнилось одно из собраний в Карт-Джурте, на котором крестьяне говорили об острой нехватке земель и требовали справедливого их распределения. В соседнем ауле Хурзук в 1907 году крестьяне пытались захватить помещичьи земли и распределить их между собой. Но прискакали полицейские, крестьян разогнали, а их предводителей Казиева и Шаманова сослали на каторгу. Второе сильное впечатление детства – знакомство с рудником «Эльбрус». Здесь добывали серебро, свинец, цинк. Здесь работало свыше пятисот человек – русских, карачаевцев, осетин. Многие заболевали силикозом и рано умирали. Он видел, какими усталыми, еле волоча ноги, шли они домой. Угрюмые, грязные.

Сам Умар пас помещичий скот, познав горечь подневольного труда, яснее увидел пропасть, которая отделяла бедных от богатых. Тяга к учебе тоже росла. Умар понимал, что без согласия отца, без денег нечего было думать об учебе в гимназии или семинарии. И принял решение уйти в балкарский аул Кенделен. «Так как родители не разрешали дальнейшую учёбу и требовали помощи им в хозяйстве, – писал позже Умар в автобиографии, – вынужден был с одиннадцатилетнего возраста покинуть Карачай и переехать в соседнюю область и с того времени начать самостоятельную жизнь своим трудом». Больше трех месяцев Умар жил в Кенделене у Хасана-чувячника, помогал ему в хозяйстве. Хасан отвёл его в медресе.

С 1914 года, как впоследствии писал Алиев, он стал участвовать в революционном движении. Алиев тогда учился в Аксайском медресе, а затем у Али Каяева, Магомед-Кади Дибирова и у других известных востоковедов. В конце 1914 года в Темир-Хан-Шуре – центре Дагестанской области девятнадцатилетний Умар Алиев завершил высшее мусульманское образование, успешно сдав экзамены на звание преподавателя восточных языков. «Сначала в Кабардино-Балкарии, а затем в Дагестане, – писал он в автобиографии, – я прошел изучение восточных языков – арабского, турецкого, а также все арабские науки: арабскую грамматику, мусульманскую литературу, юриспруденцию, логику, риторику и т. д.»

Рос интерес Умара и к политике. Он изучал историю горских народов, надеясь найти в ней ответы на вопросы современной жизни, совершенствовал свои знания в русском языке и литературе, физике и математике, химии, биологии и географии. В этот период Умар усиленно читал и марксистскую литературу. Знакомство с произведениями классиков марксизма, изучение ленинских трудов, бесповоротно определило путь будущего революционера и ученого. По воспоминаниям жены, на Алиева особое впечатление произвели произведения В. И. Ленина «Что делать?», «К деревенской бедноте» и работы по национальному вопросу.

В 1915-1916 годах Умар работал школьным учителем в большом кумыкском ауле Кумторкале, где преподавал не только арабский язык и литературу, но и математику, физику, естествознание, историю и географию. Квартира Алиева стала центром культурной и политической жизни аула. Он занимался собиранием фольклора, изучением истории горских народов. В 1917 году преподавал в Тифлисе в Грузии, потом в Башкирии.

После Февральской революции Умар Алиев организовал профсоюз мусульманских учителей, избирался председателем Уфимского городского, а затем губернского совета профсоюзов. С 1917 года он работал в Казани: был сначала заместителем председателя, а затем и председателем Центрального бюро Всероссийского союза учащихся-мусульман. С апреля 1918 года заведовал отделом Центрального мусульманского комиссариата при Наркомнаце РСФСР по делам мусульманского пролетариата Крыма, Кавказа, Туркестана, Киргизстана, с июля того же года заведовал отделом горцев Кавказа при Наркомнаце. В октябре 1919 – марте 1920 гг. Алиев был одним из руководителей повстанческого движения в Дагестане. С января 1922-го он стал председателем Ревкома КЧАО.

В разные годы Алиев занимал ответственные посты: директор Северо-Кавказского краевого НИИ истории, экономики, языка и литературы, директор Музея горских народов, председатель Северо-Кавказского комитета нового алфавита. В 1920 году Умар Алиев участвовал в работе Второго Всемирного конгресса Коминтерна. В 1920-1922 годах жил и работал в Кисловодске, где принимал активное участие в спасении курортного парка от вырубки деревьев.

Умар Алиев был активным проводником культуры среди народов Северного Кавказа. Он создавал учебники, выпускал книги, возглавлял Национальный Совет Северо-Кавказского крайисполкома, краевое издательство и НИИ Северного Кавказа, работал учёным секретарём кафедры ленинизма Центрального заочного института права в Москве. Умар Алиев известен как автор «Нового карачаевского букваря» (1923), «Русско-карачаево-балкарского словаря», «Карачаево-балкарско-русского словаря», учебников «В единении – сила», «Карачаево-балкарская грамматика», очерков «Карачай», «Кара-Халк» («Черный люд») и др. В 1921 году Алиев составил алфавит на основе латиницы применительно к карачаево-балкарскому языку.

Потом он преподавал карачаево-балкарский язык в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского и арабский язык – в МГУ. Свободное знание арабского, персидского, английского, немецкого, русского, татарского, узбекского и других языков позволило Алиеву познакомиться с творениями мыслителей различных эпох в оригинале, оформить под их влиянием гуманистические взгляды. Известный карачаевский революционер Саид Халилов сказал, что Умар не просто жил, не просто шёл вперёд, а летел на крыле своего времени.

В 1925 году, будучи заведующим отделом образования и культуры Северо-Кавказского края, Умар Джашуевич посетил Карт-Джурт и сосватал первую красавицу Большого Карачая семнадцатилетнюю Марьям Хубиеву, дочь карачаевского просветителя Иммулата Хубиева. После свадьбы семья Алиевых уехала в Ростов-на-Дону, а затем в Москву, где впоследствии Марьям окончила 1-й Московский медицинский институт им М. Сеченова и стала первой карачаевской женщиной-врачом. В 1926 году у Умара и Марьям родился сын Шамиль, который также стал хирургом, заслуженным врачом РСФСР.

Затем Умар Алиев был приглашён на работу в Ростов-на-Дону. Был назначен заместителем заведующего крайоно, в то же время основную работу совмещал с должностями директора Северо-Кавказского краевого горского НИИ истории, языка и литературы, директора краевого музея горских народов. Был он и председателем краевого Национального Совета, заведующим крайнациздатом. Издательство начало работу по выпуску книг на семи горских языках, не имея опыта издательской деятельности, не располагая ни типографиями, ни национальными шрифтами на латинице, ни оборотным и основным капиталом. Работу издательства затрудняло отсутствие работников печати, авторов, переводчиков, корректоров из числа горских народов. «Крайнациздат, – писал У. Алиев, – являлся первым застрельщиком и пионером книгоиздательского дела на горских языках и практической школой для подготовки кадров работников печати и создания на местах областных национальных издательств».

В конце февраля 1930 г. Умар Алиев выехал в Москву на учёбу в университет Красной профессуры. В 1935 году Алиеву присваивают степень доктора наук. Как всегда, Алиев работал очень напряженно. «…Я никогда не встречал такого работоспособного человека, как отец, – писал его приемный сын инженер и писатель Михаил Акбаев. – Днем он находился на работе, а вечером немного отдыхал и, если не было гостей, уходил в кабинет и садился работать. Почти все свои книги он написал ночью. Он успевал повышать свои знания и в совершенстве изучил английский язык, так как готовился написать научную работу по экономике США. Спал он в сутки не более четырех-пяти часов…»

В декабре 1936 года Умар Алиев приехал на родину. Вместе с ним ехали в Карт-Джурт и два его маленьких сына – Шамиль и Али. Мальчики впервые видели горы. Ледяные глыбы на застывшей реке, вдоль которой петляла узкая дорога, – все это, близкое и знакомое Умару с детства, было необычно для его сыновей. Усталые лошади остановились у ворот бревенчатого дома в самом центре аула Карт-Джурт, который поставил еще дед Умара.

Умар зашел в меньшую комнату и прибавил огня в старой керосиновой лампе. Долго рассматривал фотографии в рамках из темного дерева. Вот два памятных снимка. На первом, снятом в Пятигорске весной 1921 года, А. С. Бубнов, К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный. Умар стоит в центре второго ряда – совсем еще молодой, в черной бурке и белой папахе. А на этой фотографии Умар сидит рядом с В. И. Лениным… Да, он успел многое сделать за свои 43 года…

В конце 30-х годов с ростом культа личности Сталина в стране прокатилась волна репрессий неугодных ему партийных и государственных руководителей. Преследовались те работники, которые выступали против бюрократизации государственного и партийного аппарата, произвола над интеллигенцией, отмены НЭПА и раскулачивания. Не избежал этой участи и Умар Алиев. 24 июня 1937 года Алиев был арестован, по некоторым данным, в г. Ворошиловске (Ставрополь), а по другим – в Москве. Расходятся и данные о его последующей участи: Предположительно, он был расстрелян или умер в заключении. Реабилитирован посмертно.

Его имя присвоено улицам в Кисловодске, Черкесске, Карачаевске. В школе аула Карт-Джурт открыт музей. В 2006 году в КЧГУ прошла торжественная церемония по случаю присвоения университету имени Умара Алиева, где в память о нём ежегодно проводится научно-практическая конференция «Алиевские чтения». «Избранные труды» Алиева изданы в трёх томах. Научное наследие учёного широко используется в современной тюркологии. О нем пишут книги ученые, сочиняют стихи поэты.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
биография КЧР люди память педагоги судьба человека Умар Алиев