День республики № 132 от 08.09.2020

Сила искусства все преодолеет

9 сентября в 10:55
18 просмотров

Настал сентябрь. А это значит, открывается новый театральный сезон. Увы, театр переживает не лучшие времена. А тут еще и коронавирус! Однако, даже находясь на самоизоляции, артисты не переставали радовать зрителей: в профиле Instagram театра декламировали стихи, представили читку поэмы Александра Пушкина «Граф Нулин», проводили тематические онлайн-мероприятия, посвященные 75-летию победы в Великой Отечественной войне и дню начала Великой Отечественной войны, на канале Youtube транслировались спектакли прошлых лет.

О том, как сейчас живет Русский театр драмы и комедии Карачаево-Черкесской Республики, и о планах на будущее нам рассказал его директор Хасан Биджиев.

– Сейчас нам приходится сложно. Принято решение реконструировать здание театра. Оно было построено к 60-летию КЧАО и к настоящему времени, конечно, требовало ремонта. Здание драмтеатра опечатано, заходить туда нельзя. Но надеюсь, в течение двух лет, к 100-летию, все работы будут завершены. Однако надо работать, ставить спектакли, и мы стараемся делать все возможное. По плану Русский театр драмы и комедии Карачаево-Черкесской Республики должен выпускать по четыре спектакля в год, национальные театры – по два (взрослый и детский). Еще до начала пандемии я пригласил Ахмата Байрамкулова, режиссера из Санкт-Петербурга, который часто у нас бывает на постановках, чтобы он поставил пьесу Муссы Батчаева “Серебряный дед” (из книги повестей и рассказов “Быть человеком”). Надо отметить, что для меня имя Муссы Батчаева так же значимо, как для балкарцев имя Кайсына Кулиева, для дагестанцев – Расула Гамзатова. А. Байрамкулов начал работу над пьесой, затем пришлось перейти на “удаленку”. Как говорится, “довели до кипения” и отложили в сторону, дальше уже нужно выходить на сцену. Когда это станет возможным, понадобится дней десять для подготовки спектакля.

На всякий случай мы восстановили постановку «Сотников» по повести белорусского писателя Василя Быкова. Этот спектакль мы уже показывали ранее. Хотели с ним поехать на 75-летие победы. Но в силу известных обстоятельств поездка не состоялась.

– Сколько актеров на данный момент работает в театре?

– На сегодняшний день труппа Русского театра драмы и комедии состоит из 20 актеров, из которых 7 мужчин и 13 женщин. Все артисты находились в отпуске. В сентябре, если позволит эпидемиологическая ситуация, планируется начать репетиции с участием хотя бы по 2-3 человека, которые будут проходить в государственной филармонии КЧР.

– Оказывает ли государство какую-нибудь поддержку театру?

– Да, ежегодно выделяются гранты. Задолго до начала пандемии коронавируса Министерство культуры РФ проводило конкурс на проведение гастролей. Русский театр драмы и комедии КЧР выиграл грант и должен был поехать по обмену в г. Мичуринск. Но гастроли пришлось перенести на 18-21 октября. Еще один грант на гастроли выделяется ежегодно вот уже шесть лет по инициативе Главы КЧР Рашида Темрезова – с 21 по 26 октября нам предстоят гастроли в г. Калуге. Потом театры из этих городов приедут в Карачаево-Черкесию. Рашид Бориспиевич – первый глава в нашей республике, который выделил целевые средства на поддержку театрального искусства.

– Хасан Якубович, какие мероприятия планируются в ближайшее время?

– В начале октября театр примет участие в фестивале русских театров СКФО, стран Каспия и Черноморского региона, который проводится раз в два года в городе Махачкале. Туда приезжают русские театры из Германии, Финляндии, Азербайджана, Грузии, Израиля. Это грандиозный фестиваль. В позапрошлом году мне там очень понравилось. Особенно запомнилась игра одного хорватского актера. Он сам исполнил весь спектакль. Ничего подобного я не видел. Меня трудно удивить: я окончил Тбилисский театральный институт им. Ш. Руставели (это актерская школа мирового уровня, где я видел великих актеров грузинских театров), бывал во всех московских театрах, когда учился на режиссерском факультете в ГИТИСе. Но такого внутреннего вдохновения и шокового состояния после спектакля у меня давно не было.

– С какой постановкой поедете на фестиваль в этом году?

– Нам еще предстоит подготовить спектакль. Я поручил режиссеру Вячеславу Бродянскому выбрать из двух предложенных пьес лучшую и подготовить спектакль. Нужно не просто поучаствовать, чтобы потом приехать и дать интервью. У меня за спиной две серьезные школы. Поэтому хочется показать себя так, чтобы оценили по достоинству.

Хасан Якубович, что вы можете сказать о состоянии сферы искусства в нашей республике?

– Как говорится, за державу обидно. Наша республика – единственная в СКФО, в которой нет на сегодняшний день ни профессионального композитора, ни дирижера, ни драматурга. Соседние республики гордятся своими выдающимися деятелями культуры и искусства. Например, Юрий Темирканов из Кабардино-Балкарии дирижирует Лондонским королевским оркестром. Ему аплодирует сама королева Англии! Валерий Гергиев из Северной Осетии – ему аплодирует весь мир!

Вы сами обучили и выпустили две актерских студии на базе музучилища. Как сейчас обстоят дела с набором студентов?

– Сейчас я уже не преподаю. К сожалению, нет желающих. Люди считают, что быть артистом не престижно. В многонациональной республике очень важно, чтобы были сильные, мощные национальные театры. Хорошим примером служит соседняя Кабардино-Балкария, где каждые четыре года готовят студентов-актеров: отправляют кабардинцев в Щукинское училище на актерский факультет и балкарцев – в ГИТИС на актерский факультет. Осетины направляют своих будущих артистов в ГИТИС, чеченцы – во ВГИК в Санкт-Петербурге. Имеются проторенные дорожки. На режиссерском факультете обучаются 5 лет (причем обучение ведется только на базе высшего образования), на актерском – 4 года. За это время в студиях и школах отбирают талантливых ребят, чтобы их также направить на учебу в Москву и Санкт-Петербург. Поэтому актеров у них всегда хватает.

Жаль, что у нас в республике профессия актера не воспринимается всерьез. Актеров мало, особенно мужчин. Не каждый родитель захочет отдавать своего ребенка в искусство, даже если у него есть талант и желание стать артистом. Именно поэтому в Карачаево-Черкесии нет профессиональных композиторов, дирижеров, режиссеров, драматургов. Надо развивать одаренных детей, для этого необходимо разглядеть талант, вовремя привести в искусство. Учителя в школе, родители дома должны внимательно присматриваться к детям. Если ко мне приведут ребенка на прослушивание, и я увижу в нем талант, я могу кому-то порекомендовать, помочь с определением его на учебу. Так, одна девочка из Карачаевска, которую я вовремя заметил, учится сейчас на 3-м курсе ГИТИСа и работает актрисой.

– Хасан Якубович, а как вы сами пришли к тому, чтобы стать актером?

– Учась в школе, я занимался танцами, любил читать стихи, участвовал в самодеятельности. На одном из областных смотров перед танцем я прочел стихотворение Кайсына Кулиева “Всегда гордился тем, что горец я!” Там меня заметил режиссер театра из Черкесска Борис Тохчуков, благодаря чему я, не получив аттестат зрелости, после 9 класса отправился на учебу в Тбилиси. Отец, конечно, хотел, чтобы я стал юристом, но родители видели меня на сцене и знали, что мне очень нравилось выступать.

– Когда мы смотрим спектакль, восхищаемся игрой актеров на сцене, порой не догадываемся, какая работа за этим стоит. Работа режиссера, которую нельзя недооценивать.

– Конечно, многое зависит от мировоззрения режиссера: от того, как он видит произведение, его проблематику. Если режиссер высокопрофессионален, тогда и люди с удовольствием смотрят спектакль. Их не нужно уговаривать купить билеты. Тогда у зрителя возникает потребность ходить в театр, потому что там делают то, чего он не знает, он сможет найти ответ на вопрос, который давно его мучает. Это как прочесть хорошую книгу: когда на душе неспокойно, хорошо бы посмотреть спектакль. Назначение настоящего профессионального искусства – в этом.

– Временная недоступность театров в связи с пандемией лишний раз дает повод задуматься о роли театрального искусства в нашей жизни. Что вы об этом думаете?

– Театр всегда был востребован и сейчас занимает не последнее место среди всех видов искусства. Наверное, неспроста в Древнем Риме, в Греции сохранились амфитеатры и бани. Ведь и тело, и душа человека должны быть чистыми. В течение дня, как бы тщательно мы ни мыли руки, пыль все равно попадает, но ее можно легко смыть. Оказывается, и душа человека может запылиться. А ее мылом не достать. Омовение души происходит в двух случаях: в храме, когда человек один на один с богом, или массово, когда весь зал смотрит шедевральный спектакль, независимо от жанра: будь то балет, опера или драматическое произведение. В тот момент, когда подходит комок к горлу или наворачиваются слезы на глазах, вот тогда происходит омовение души.

– Так что же, по вашему мнению, нужно предпринять, чтобы в республике успешно развивалось театральное искусство?

– Дело в том, что культурой и искусством не должны заниматься случайные люди. Тут встает вопрос профессионализма. Каждый должен быть профессионалом в своем деле.

Как печник никогда не сложит камин, так и выпускник филологического факультета не напишет пьесу. Да и не каждый писатель сможет. Даже Лев Толстой написал всего одну пьесу «И свет во тьме светит», и то не закончил, в ней нет финала. Драматургия – особый литературный жанр, который требует специальной подготовки. То же касается и художников: для того, чтобы работать над театральными декорациями, нужно пройти специальное обучение. Надо отправлять на учебу в столицу, профессионально обучать людей, чтобы поднять общий уровень культуры. Все актеры, режиссеры являются членами Союза театральных деятелей. Надо работать «в одной упряжке» с Министерством культуры КЧР. Задачи должны решаться сообща. Тогда можно будет надеяться, что культура и искусство станут визитной карточкой Карачаево-Черкесии. Перспективы есть.  Хочется, чтобы нашу республику ценили и уважали за ее пределами. Нужно жестко взяться, разработать специальную программу для прорыва театрального искусства. И тогда сила искусства все преодолеет.

На снимках: сцены из спектакля Иво Брешана «Представление Гамлета…», режиссер Хасан Биджиев.

Д. БАБОЕВА.
Поделиться
в соцсетях
театр