Страна души – Абхазия
Летний сезон 2020 года оказался непривычным для большинства россиян. Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в планы российских туристов на отдых. Текущая ситуация стала толчком к развитию внутреннего туризма. Тем, кто привык отдыхать за рубежом, пришлось осваивать отечественные курорты и те, куда выезд был разрешен.
Курица не птица – Абхазия не заграница
Этим летом много российских туристов отдыхали в Абхазии. Эта солнечная страна очень близка россиянам, поскольку русский язык здесь – такой же родной, как и абхазский, товары на прилавках в магазинах и торговых палатках – от российских производителей, да и валютой в этой стране пользуются исключительно российской, ну и никаких загранпаспортов не нужно. Для Карачаево-Черкесии Абхазия и вовсе братская республика, с которой нас связывают и родственные, и экономические отношения.
Пожалуй, стоит отметить, что сложившаяся ситуация в туризме на фоне пандемии подарила Абхазии уникальную возможность напомнить о себе как о курорте с мировым именем, как это было в далеком СССР, еще до абхазо-грузинской войны. Воспользовались ли абхазские власти ситуацией с пандемией для того, чтобы расширить свою нишу в туристическом рынке, продемонстрировав отдыхающим свой потенциал, чтобы в следующем сезоне они вернулись сюда же, но уже не одни, а еще и привезли всех своих знакомых? Мы попробовали разобраться.
Сейчас в Абхазии разгар сезона. Месяц назад власти России и Абхазии сняли ограничения на пересечение российско-абхазской границы, действовавшие с апреля этого года из-за пандемии коронавируса. Открытие границы произошло синхронно с открытием туристического сезона в России. Никаких справок об отрицательном результате теста на коронавирус на границе предъявлять не требуется. Таможенники отмечают, что с момента открытия границ для российских туристов каждые сутки в Абхазию въезжает в среднем 30 тысяч человек. Причем количество отдыхающих планомерно увеличивается с первого дня отмены ограничений. Как рассказали в абхазских принимающих компаниях, работающих с российскими туропеоператорами, действительно, туристы буквально атаковали границу с первого дня.
Мнения отдыхающих: все как в сказке
Российские туристы, массово ринувшиеся в Абхазию после открытия границы, назвали преимущества отдыха в непризнанной республике по сравнению с отдыхом на курортах Краснодарского края и Крыма в условиях пандемии коронавируса. Итак, Абхазия – замечательный курорт для тех, кого не слишком волнует качество сервиса, но манят теплое море, горные пейзажи, утопающие в зелени дома и кавказская кухня.
Многие считают, что проводить отпуск на немноголюдных абхазских курортах в настоящее время более безопасно, нежели чем на оживленных кубанских.
– В Сочи переполнены магазины, пляжи, туристические объекты. Здесь, в Гагре, тишина и покой, даже на центральном пляже народу немного. Кафе пустые, часто обедаем всей семьей, – рассказала Ася Хакирова, которая уже посетила отечественный курорт, но предпочтение отдала абхазскому.
Своим мнением поделилась туристка Бэла Матакаева, которая отдыхала с семьей в Сухуме. По ее словам, они решились на поездку, так как заболеваемость в Абхазии низкая, а туристов там не так много.
– Мы сначала приехали в Адлер, вот там нам стало страшно. Везде толпы народу, а носить маски на жаре невозможно. В Сухуме малолюдно, есть возможность соблюдать социальную дистанцию, – объяснила отдыхающая, подчеркнув, что в гостинице, где она жила, регулярно проводилась уборка с применением дезинфицирующих средств. – Мы просто влюбились во все окружающее нас действо – коровы ходят, солнце светит, виноград цветет, много-много деревьев, спокойствие и безмятежность. Все как в сказке.
А вот что рассказывает Марьяна Малхозова, недавно вернувшаяся из Абхазии:
– Пляж был всего в минутах четырех от нашего жилья – море настолько прозрачное, что, стоя полностью в воде, я видела педикюр на пальчиках ног, каждый камушек. Я такого чистого, свежего моря просто в жизни не видела. А пляж был очень классный. Тут море, а на пляже сосны растут, представляете?! Очень необычно и красиво. А главное – не шумно и не тесно. Люди очень милые, своеобразные, в большинстве своем дружелюбные. Нас немного огорчил сервис в кафешках, не всегда приветливые, а иногда и просто злые официантки, но раз на раз не приходится, так как были очень-очень приветливые и дружелюбные…
По словам путешественников, в Абхазии есть масса экскурсий, которые предлагают на каждом шагу – хоть куда, в любое место. Для любителей ночной жизни есть разнообразные танцульки. Масса кафешек с местными блюдами – дороже и дешевле, на любой карман.
Впрочем, туристы – не слепые и видят полуразрушенные дома с выбитыми стеклами и разрушенными стенами – память о грузино-абхазском конфликте и часто спрашивают местных: почему забросили многие советские пансионаты и здравницы, почему в море выходят стоки, почему пляжи не благоустраивают, почему не строятся нужные туристические объекты, много еще других почему…
Понятно, что на восстановление имперской роскоши в местном бюджете попросту не хватает денег, но все же…
Мнение представителя турбизнеса: не все так просто
– Туризм – это локомотив экономики Абхазии, он тянет в республику «живые» деньги. Многие выбирают Абхазию по рекомендациям друзей и знакомых, – рассказывает руководитель крупнейшей абхазо-российской экскурсионной компании Маруа Квициния. – Это хорошо, конечно, но такое «сарафанное» продвижение уже не отвечает современным реалиям. Мир сидит в социальных сетях, прислушивается к средствам массовой информации, «гуглит» по самым разным поводам, и место отдыха люди тоже выбирают, не отходя от экрана. Клюют на соблазнительные ландшафты, сравнивают цены и условия. Много действительно интересных достопримечательностей. Это и всем известные дачи Сталина, и ботанический сад в Сухуме, и обезьяний питомник, и Новый Афон и озеро Рица, и Гегский водопад – тот самый «Рейхенбахский», из советского фильма о Шерлоке Холмсе. А еще в Абхазии вкусная еда, довольно просторные и не переполненные пляжи и натуральный мед, который здесь делают буквально из всех видов растений. Ну и, конечно же, знаменитые вина, чача и острая аджика (кстати, бытуем мнение, что абхазы остры на язык именно потому, что едят много острой аджики). Вот в этом направлении и надо работать. Нам просто необходимы профессиональные, качественные видеоролики о курортах нашей страны. Роскошные фотосеты. Увы, но мы совсем не умеем правильно и эффективно продвигать свой турпродукт, и это грустно.
Как это ни парадоксально, но, несмотря на множество природных, культурных и исторических достопримечательностей, Маруа считает, что в Абхазии не хватает разнообразия выбора. Все делается под копирку, по шаблону.
– Редкая турфирма может предложить что-то чего нет у другой. Мы заявляем о себе как о туристической стране, со своей древней историей и культурой. Но практически любая страна может предложить такой кейс. У нас нет того уникального предложения, которое выделило бы нас на фоне других туристических стран с теми же морем и горами. Это для нас наша земля – неповторимая, но не для искушенного путешественника, повидавшего много чего. Популярность Абхазии выйдет на новый виток, когда мы найдем, выделим и раскрутим уникальное преимущество. Пока, увы, мы просто стоим в ряду так называемого бюджетного сегмента. Отдых для небогатых, с немудрящими развлечениями и примитивным досугом, – рассказывает она.
Есть очевидные проблемы, препятствующие выходу туризма в Абхазии в лигу повыше. Неразвитость транспортной инфраструктуры, системы связи, низкий уровень сервиса и общепита.
– Это факт, что нам не доверяют. Я не раз беседовала с потенциальными инвесторами, которым интересны территории на старте развития, и они готовы вложить крупный капитал в туризм, но не решаются: «Кажется, что у вас здесь до сих пор лихие девяностые, нам не дадут спокойно работать». Пытаешься переубедить, но стереотип, созданный некоторыми, весьма резонансными скандалами, уже плотно засел в голове, – говорит она.
Дыма без огня не бывает! В Абхазии не решены проблемы с обеспечением безопасности. Нет системы страхования. А любой гость страны хочет чувствовать себя защищенным.
– Чтобы вся отрасль задышала, надо уводить людей с пляжа. Кое-какие успехи есть, востребован культурно-познавательный, паломнический, гастрономический и даже экологический туризм. Но все это еще требует своего развития. За годы своей работы я пришла к выводу, что туризм в Абхазии должен иметь свой бренд, который был бы наполнен богатым и широким содержанием, соответствовал бы международным стандартам качества обслуживания.
Нужно честно признаться, что Абхазия не может конкурировать с Турцией, Египтом и даже с Крымом в пляжном отдыхе. Ясно также, что Абхазия не станет вторым Сочи с отелями-небоскребами. Но у Абхазии есть огромное преимущество как раз в том, что это – не Сочи. Здесь нетронутая природа. Горы Абхазии занимают три четверти площади республики, чистое море, горные быстрые реки – а экстремальный и развлекательный туризм до сих пор удел энтузиастов. Интересуются туристы и прыжками с парашютом, роуп-джампингом и еще много чем, а туроператоры понимающе кивают и ведут их на очередную дегустацию, что для некоторых тоже оборачивается определенным экстримом.
– Больная тема – сервис и кадры. Мешают собственные предубеждения. Абхазы не хотят работать в сфере обслуживания, зато в сезон к нам с радостью приезжают люди из России и со всего постсоветского пространства на сезонную работу. Получается, что в Абхазии могут заработать все, кроме самих абхазов, и это, по моему мнению, одна из причин нашей бедности, – убеждена Маруа. – Надо не только строить и развивать, но и готовить персонал, обучать, открывать учебные заведения, отправлять на стажировку. Можно построить красивый отель, сделать грамотный маркетинг, рекламу, привезти вагон гостей и… Один неграмотный сотрудник, будь то повар, уборщик или менеджер, а может, и все вместе, испортят все на корню. Будет грязь, воровство, хамское отношение – и бизнес провалится, восстановить репутацию будет очень сложно. Так вот, прежде чем делать крутую рекламу, маркетинг и прочее, надо воспитать персонал, навести порядок, установив контроль, и обеспечить качество! А нашим уважаемым депутатам необходимо пересмотреть действующий или принять новый закон о туризме. Ведь до сих пор там существует термин «койко-место» вместо номерного фонда, – рассказывает собеседница.
Почему Абхазия не развивает свои курорты
Маруа тоже часто слышит многочисленные «почему?» от неравнодушных туристов и, как человек думающий, имеет на этот счет свое мнение.
– Назовём причины: Первое. Война. Абхазы всегда отвечают на претензии туристов так: была война. С этим имеет смысл согласиться, это серьезная причина. Но война была 27 лет назад, это достаточно большой срок, чтобы начать что-то строить, что-то улучшать. Далее. Статус региона. Абхазия находится в неопределенном положении. Часть стран признают ее как часть Грузии, а часть – самостоятельной страной. Это основная причина, которая мешает абхазам творить свою историю. И, конечно же, отсутствие инвестиций. Из-за того, что в Абхазии нельзя купить землю иностранцам и отсутствуют межгосударственные договоренности и гарантии безопасности, никто особо не желает вкладывать в нее инвестиции, – говорит М. Квициния.
Между тем Маруа особо подчеркивает, что Абхазия имеет потенциал, но, чтобы она начала расти как достойный курорт, необходимо начать менять себя, и менять сильно. А то время затянет назад еще дальше.
– Еще недавно Абхазия позиционировалась на туристическом рынке как страна для бюджетного отдыха. Однако сейчас цены соперничают со стоимостью отдыха в Краснодарском крае и Крыму, где инфраструктура курортов развита намного лучше, – рассказывает она.
– Да, на частные средства строятся новые современные отели разного формата, но вот само государство в развитие инфраструктуры почти не вкладывается (на туризм приходится 17% экономики Абхазии, а бюджетные расходы на его поддержку – лишь около 0,2%). Достаточно сказать, что в Гаграх до сих пор не решен вопрос с водоснабжением, электричеством и канализацией, – говорит Маруа.
Сейчас – сентябрь, бархатный сезон, который продлится до конца октября. Хочется верить, что власти Абхазии предпримут меры для привлечения туристов в некогда цветущую и популярную «Страну Души», где в былые годы отдыхала элита со всего Советского Союза.
{{commentsCount}}
Комментариев нет