Программа «Земский учитель»: первые итоги
Министр образования и науки КЧР Инна Кравченко и глава администрации Зеленчукского района Алексей Науменко встретились с победителями программы «Земский учитель» в Зеленчукском районе.
Рабочая поездка министра началась с посещения МКОУ «СОШ ст. Исправной им. Д. И. Панченко». В 2021 году в школе в рамках государственной программы «Развитие образования» планируется капитальный ремонт. Министр проверила готовность к работе центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках национального проекта «Образование», оценила организацию горячего питания учащихся начальных классов, а также посетила урок Виктории Алексеевны Левченко, учителя английского языка, участницы программы «Земский учитель».
Сама Виктория Левченко – уроженка Ставрополя, выпускница СКФУ. Её муж из Исправной, ей самой станица очень нравится. Еще до того, как она узнала о программе «Земский учитель», у неё было желание осесть здесь. Став победителем программы, она устроилась в школу имени Д. И. Панченко. «Все устраивает, отличный коллектив настоящих профессионалов, планируем с мужем приобрести жилье и поселиться здесь навсегда. Пока живем у родни», – говорит Виктория Левченко.
Еще один педагог, работающий в школе по программе «Земский учитель», Гульнара Темиржановна Куржева, она родилась в ауле Баралки, её рабочий стаж 28 лет, преподает историю и естествознание. Гульнара прекрасно водит машину и планирует ездить сюда из города. «Мое отношение к проекту «Земский учитель» положительное. Ведь, несмотря на то, что ежегодно наши выпускники поступают в педагогические учебные заведения, в школу они не возвращаются. Основная причина – несоответствие сложности работы размеру заработной платы. На нее молодому педагогу невозможно купить или построить жилье, приобрести машину, без которой в селе очень сложно, нет возможности полностью погрузиться в работу. Программа «Земский учитель» – лучший на данный момент путь выхода из сложившейся ситуации, пока живы наши села, пока стоят наши школы, пока есть надежда на возрождение российской глубинки. Кроме того, у проекта «Земский учитель» много задач – прежде всего, восстановить смысл и ценность сельского сообщества через ценность сообщества школы, класса, понять ценность ресурсов каждого ребенка и создать общее учебное дело, через которое можно осваивать и окультуривать окружающую жизнь. «Земский учитель» – программа сохранения не только сельской школы, но и населенного пункта, в котором она функционирует», – считает Куржева.
Елена Сафронова раньше работала в Лицее №1 г. Усть-Джегуты. У неё 20 лет стажа, она очень любит все новое, и когда услышала о программе «Земский учитель», решила попробовать себя на новом месте, в Зеленчукском районе. Ее коллега Клара Болурова некоторое время работала в г. Усть-Джегуте, но выросла она в Зеленчукском районе и сейчас решила туда вернуться.
«Считаем, что программа «Земский учитель» жизненно необходима, необходимо и усиление внимания к селу, сельской школе, к проблеме нехватки педагогических кадров. Важно изменить ситуацию, при которой молодые, перспективные специалисты с педагогическим образованием трудоустраиваются в различные отрасли, но только не в школу. Считаем, что статус педагога и его мотивацию к работе в сельской школе программа «Земский учитель», безусловно, повысит», считают молодые учителя.
Анжела Мекерова и Жанна Лайпанова – тоже уроженки нашей республики, Анжела родом из села Учкекен, несколько лет работала в Краснодаре, сейчас будет преподавать иностранный язык в Зеленчукском районе. А Жанна родом из Сторожевой, теперь будет работать в станице Исправной. «Молодой педагог в школе – это всплеск эмоций, энергии, идей. Глядя на молодых учителей, дети становятся активнее, бодрее. Очень надеемся на то, что проект «Земский учитель» поможет вернуть сельским школам былые энергию и возможности», – считают молодые педагоги.
Есть среди победителей отбора и мужчины. Это преподаватель музыки Хусин Добагов из аула Жако и преподаватель физкультуры Олег Шевхужев, работавший до того в ауле Алибердуковском. «Надо сделать все, чтобы учителя, поработав положенные годы и получив свои деньги, не уезжали из села работать в более престижные учебные заведения. Поэтому большим минусом будут отсутствие культурной жизни, наличие слабого Интернета, ограниченность в передвижении, удаленность от культурного центра, к чему просто не готов молодой специалист. Значит, к программе должны привлекаться учителя с определенным опытом и возрастом, имеющие опыт жизни на селе. Но и в этом случае есть проблема – отсутствие жилья. К сожалению, программа «Земский учитель» не предусматривает возможность приобретения жилья на льготных и выгодных условиях», – сетуют молодые специалисты.
Министр образования и науки КЧР Инна Кравченко в ходе рабочей поездки побеседовала со всеми земскими учителями, узнала о возникающих сложностях, организационных вопросах и ответила на все интересующие педагогов вопросы.
Ну а что показало само общение с молодыми земскими учителями? Дело ведь в том, что более ста пятидесяти лет назад программа с таким же названием уже существовала в России, правда, мотивация переезжающих была другой. Да и материальное положение и место в обществе – тоже. Тогда интеллигентные и состоятельные люди ехали в глубинку, чтобы проводить ликбез в массах. Ехали по зову сердца, проникнутые демократическими идеями, стремясь быть полезными людям, стоящим ниже их по социальному положению.
В отличие от земских учителей полуторавековой давности главный мотив тех, кто принял участие в правительственной программе сегодня, как показали опросы, – это преимущественно деньги. Половина опрошенных назвала финансовое поощрение своим главным мотивом участия в программе. Совсем немногие на первое место ставят возможность приложения профессиональных знаний в новых условиях труда. Но еще меньше учителей отметили сопричастность важному государственному делу и свой карьерный рост.
А это значит, проблемы остаются. Известный российский учёный Геннадий Бордовский как-то сказал: «Мы готовим учителей сегодня для работы завтра по учебникам, написанным вчера». Если взять советский период, когда мир не менялся так стремительно, изменения в системе образования были точечными. А сейчас полностью поменялась парадигма образования и стоит задача научить учителя жить в быстро меняющемся мире, быть мобильным, восприимчивым ко всему новому, уметь постоянно учиться, принимать решения, проявлять креативность.
Но при нагрузке в 1,5-2 ставки, или 40 часов в неделю, размышлять о креативности некогда. Требования к учителю сейчас так широки и разнообразны, что трудно справиться, даже имея большой опыт. У сельского же учителя кроме того нет возможности выезжать на семинары, поэтому земский учитель должен быть обеспечен квалифицированной методической помощью, возможностью самообразования, достойной оплатой труда, жильём и посильной нагрузкой. Грамотными специалистами должны быть и администраторы учебного заведения. Только при всех этих составляющих школа на селе будет обеспечена кадрами.
{{commentsCount}}
Комментариев нет