День республики № 145 от 01.10.2020

Пройдемся по ступенькам сентябрей…

1 октября в 13:43
10 просмотров

1/1

Закрыть

Средняя школа № 1 – старейшая в г. Карачаевске. Она была построена и введена в эксплуатацию в далеком 30-м году прошлого столетия и в этом году справляет свой 90-летний юбилей. Но вновь активизировавшаяся коронавирусная инфекция спутала все планы предстоящих праздничных торжеств, которые обещали быть довольно широкомасштабными. Наша газета, понятное дело, не могла оставить без внимания эту воистину легендарную школу. «Легендарная» – не ради красного словца сказано, история этой школы неразрывно связана с историей города. Об этом, кстати, было и письмо в редакцию заведующей отделом подготовки кадров высшей квалификации КЧГУ, отличника просвещения РФ Заримы Ахматовны Батчаевой. Привести его полностью, к сожалению, не смогу, но обращусь к нему не раз… Собственно, с него и начну.

 «Когда я стала интересоваться историей школы № 1, мне посоветовали обратиться по этому вопросу к завучу школы Анне Константиновне Луганской. Я записала ее рассказ в 1983 году и сохранила на долгие годы для истории Карачаевска. И вот что она поведала: «Когда началось строительство города, пришли рабочие, а вместе с ними дети, которым нужна была школа. Сначала это было одноэтажное здание, где обучались младшие классы, в 1937 году надстроили второй этаж. Первым завучем школы стал Арсений Павлович Карташов. Когда в 1936 году было построено типовое здание школы по ул. Мира, ныне СОШ № 5, Карташов перешел туда директором, а его на посту сменила Александра Арсеньевна Волкова. Старейшими учителями школы № 1 считаются А. Карташов, Е. Карташова, П. Агринский и М. Агринская, А. Жарихин, М. Герасименко, супруги Кучеровы, А. Рыбалкина, Комаровы, Н. Розова, В. Меркулова, Т. Кислова, Е. Никитина, А. Лоскутникова. Перед Великой Отечественной войной директором школы был И. Меркулов, отец работающей в нашей школе Галины Махоткиной. До оккупации школа сделала 4 выпуска. В 1942 году выпуска не было, так как ученики выпускных классов добровольцами ушли на фронт. Ушел на фронт и директор школы И. Меркулов…»

 А вот как звучат воспоминания выпускницы школы № 1 1941 года, отличника народного просвещения РФ Л. Грубиной–Захаревич в письме Заримы Ахматовны: «Прощание со школой – трогательное и незабываемое событие. Не забывается и наш выпускной вечер в первой школе, хотя и состоялся он 19 июня 1941-го, а через два дня наши мальчишки пошли в военкомат получать повестки. Жора Авакян – первый из оставшихся в живых, вернулся раненым с фронта в 1943 году. Долго лечился, но умер за год до Победы. Не верилось в смерть такого красивого, общительного, остроумного парня. Виктор Рыбкин – застенчивый, тихий, очень отзывчивый. И он погиб в 20 лет. Женя Швецов – наш активист. Настоящий комсомолец. Он и на фронте был комсоргом. Погиб в последние дни  войны. Миша Жарихин – очень справедливый человек. Воевал вместе со старшим братом Николаем, студентом Московского института литературы, философии и истории. Погибли оба. Энвер Биджиев. Настоящий джигит – добрый и сильный парень. Погиб, защищая Москву. Не вернулись домой, отдали жизнь за Победу и Саша Старинец, Ханапи Тебуев, Жора Космодемьянский, Володя Головихин, Володя Заборовский… Лишь двое из наших ребят-выпускников 1941 года остались в живых – Женя Толмачев и Леня Чмыхов, сеченые и пересеченные пулями и осколками».

 Нет, никто не забыт и ничто не забыто. В память о тех, кто ушел в бессмертие со школьного порога, в школе воздвигнут памятник-обелиск…

Прошли годы. После войны и возвращения карачаевцев из депортации в 1957-58 годах в школе стали работать и педагоги-карачаевцы – Лариса Ахматовна Узденова, Софья Юсуповна Борлакова, Любовь Халисовна Касаева…

Я не знаю, так ли выглядело здание первой школы в те годы, как я себе его представляю: невзрачное, пусть и двухэтажное, два-три кривых деревца перед фасадом, и так далее – но сегодня, после проведенной в 2010-2011 годах реконструкции, можно смело утверждать: это самое красивое школьное здание в городе, которое вдобавок ко всему украсил памятник Джатдаю Каитбиевичу Байрамукову – герою Первой мировой войны, полному Георгиевскому кавалеру, ведь школа носит его имя. Но обо всем по порядку…

В СШ № 1 я попала с трудом из-за строжайшего запрета директора не пропускать посторонних в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. Но дверь в кабинет директора была открыта настежь. Впрочем, говорят, она никогда и не закрывается, потому что Анна Николаевна Караханова «слушает» школу, как врач слушает пульс человека, хотя знает ее назубок.

 Первым делом мы с Анной Николаевной обошли территорию школы. Огромный школьный двор аккуратно, красиво огорожен, да так, что просто никакая машина, пусть даже редакционная, сюда не попадет. А в школе… Самое непохвальное чувство, которое вызывают высокие потолки, чистота просторных классов, оформление помещений, рекреаций, коридоров, лестничных пролетов, – зависть… По всему видно, здесь легко учится, легко работается. Будто существует в аудиториях какое-то четвертое измерение, не зависящее ни от квадратных метров площади, ни от высоких потолков, будто они наполнены особым и вольным пространством.

 Уже в кабинете директора я поняла, что грех школе жаловаться на творческий и технический потенциал. Особенно на творческий.

 – В настоящее время из 46 педагогов один имеет звание «Отличник народного просвещения РФ» – это Зинфира Урусова. Нуристан Коркмазова, Марина Рыбалкина, Лариса Сорель, Заира Тамаева, Патия Узденова, Тамара Узденова, Любовь Урусова, Фатима Урусова, Любовь Эльгайтарова, Клавдия Киселева, Елена Дудаева – обладатели звания «Почетный работник общего образования РФ», 26 работников имеют высшую категорию.

 О громадном опыте недавно вышедшей – в 90-летнем(!) возрасте – на пенсию ветерана педагогического труда Софьи Юсуфовны Борлаковой, и не только ее, вспоминала в своем письме и Зарима Ахматовна: «В прекрасные времена прошлых лет мы тесно сотрудничали со школами: проводили открытые уроки, участвовали в школьных олимпиадах, до сих пор вспоминаю блестящие ответы призера Дианы Тамбиевой, ныне заведующей кафедрой германской филологии КЧГУ, набирались педагогического опыта у учителей первой школы, лично я посетила немало уроков английского языка Люазы Ухуховны Лайпановой…»

Нестандартность, небанальность, незаурядность когда-либо работающих здесь отличали практически всех, в особенности учителя музыки Александра Николаевича Ячменцева, лауреата Соровской премии Абрека Сафаровича Эбзеева. Ну а как не вспомнить кандидата педагогических наук, заслуженного артиста КЧР и Южной Осетии Шамиля Хубиева – директора школы с 2002 по 2017 год. Такие люди, как он – не знаю, насколько уместно такое выражение, – штучные экземпляры. Кстати, при Хубиеве школу посетил доктор педагогических наук, редактор журнала «Директор школы» Константин Михайлович Ушаков и отметил признаки и приметы высокой педагогической культуры в школе, которая, кстати, на тот момент ютилась ввиду реконструкции своего здания в помещении центра дополнительного образования города.

 Помню, как-то я спросила Шамиля Магомедовича, к кому лучше пойти на урок, чтобы получить наиболее полное представление об уровне педагогического мастерства в школе, и он с ходу, ни секунды не раздумывая, ответил: «Идите к любому учителю и на любой урок».

 Вот и Анна Николаевна немногословна: «Каждый из тех, кто преподавал когда-либо в СШ № 1 или работает в ней сегодня, – это отдельная страничка в книге истории школы». Потом переходит к рассказу о концентрации одаренности выпускников и учеников школы, отличившихся в то или иное время в той или иной ипостаси, и протягивает мне этот список, который впору назвать свитком. В нем есть имена генерал-лейтенанта, начальника генерального штаба ПВО РФ (по понятным причинам не привожу фамилию, как не привожу фамилий и докторов педагогических, медицинских, технических наук, именитых педагогов в силу их многочисленности), трех известных братьев-спортсменов – Науруза, Курмана и Тохтара Темрезовых, Заура Алиева, который в школьные годы стал заслуженным артистом КЧР, лауреатом международных конкурсов и солировал на подмостках Мариинского театра в Санкт-Петербурге, там же публиковала в издании «Арт–город» свои живописные работы Зурида Хачирова. А как гремел на всю страну созданный при школе центр сотрудничества «Аламат», в котором работали четыре разножанровые студии: хореографическая, вокальная, фольклорно-этнографическая и театр эстрадных миниатюр!

 – В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников, – продолжает свой рассказ Караханова, – в 2019-20 годах 19 наших школьников стали призерами, а четверо победили в региональном этапе этой же олимпиады…

 Разумеется, о всех событиях, победах и достижениях этой школы я рассказать не смогу, скажу лишь, что в многообразии дел видятся четкая система, целенаправленность, позволяющие судить о том, что учебная деятельность здесь органично сочетается с внеучебной.

 И опять об учебной деятельности.

 – Анна Николаевна, я знаю, что ваша школа в разные времена становилась средоточием опыта не только для республики, края, но и всей России.

 – Перечисление всех мероприятий подобного толка, которые имели место в нашей школе, займет очень много времени, поэтому расскажу о том, что было за период моего трехлетнего пребывания на этом посту. Минувший год был ознаменован для нас участием в составлении и опробовании Примерной программы воспитания. В итоге школа стала опытно-экспериментальной площадкой Института стратегии развития образования РАО. Мы участвуем в программе «Цифровая образовательная среда», 1 сентября у нас открылся Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Тема, над которой работает школа сегодня, называется «Формирование ключевых компетентностей учащихся в условиях современной образовательной среды». И тьфу-тьфу, пока нам все удается.

 – В чем секрет?

– Дело в том, что наш коллектив хорошо осведомлен, чему у каждого можно научиться, что способствует взаимообогащению, неприятию штампа, шаблона. В нашей школе исключены всякая склочность, недоброжелательность, творческая ревность, не только потому что педагоги не мешают друг другу, они – продолжение друг друга, и, поверьте, фамилия любого педагога, которого я вам назову, это как присутствие рядом сильной и доброй энергии, охраняющей ребенка, любящей его, поучащей любя. Ну и потом, у меня хорошие помощники – зам. директора по УВР З. Урусова, зам. директора по УВР Е. Дудаева, зам. директора по ВР А. Кулчаева – они как дрожжи, как закваска в тесте обычной школьной жизни, так и фонтанируют идеями, инициативами…

 – Как много детей в вашей школе?

 – В школе обучаются на сегодняшний день 531 человек, из них 60 – первоклашки. Горячим бесплатным питанием обеспечены 220 детей, это учащиеся первых – четвертых классов.

 Судя по тому, что мне рассказала Байдымат Узденова, бабушка третьеклассницы Алины, готовят в столовой отменно: «Бывало, придет внучка из детского сада и набрасывается на еду, а тут уговариваем, требуем, настаиваем: «Поешь что-нибудь», ребенок ни в какую: «Бабушка, я сыта до отвала…».

 Это, конечно же, субъективные материи, но у меня никаких сомнений, что педагоги СШ № 1 – настоящие мастера своего дела и судьбы вверенных им детей – в надежных руках. А что касается самой виновницы торжества, то бишь школы, 90 лет – это не срок и даже не эпоха. Это нечто большее. Это особое расположение звезд, которое метит настоящий сплоченный, дружный коллектив, работающий в старинной школе, самой первой в славном городе Карачаевске!

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях