Преодоление
Появившаяся на свет после войны в простой семье рабочих, где кроме неё были еще брат и две сестры, Евгения запомнила из детства только бедность. Кроме кукурузы, не было ничего, и Женя навсегда запомнила крупорушку, которую приходилось вращать вручную. Вкус кукурузы Евгения не любит и кукурузу до сих пор не ест. С третьего по девятый класс Женя провела в детском доме: там ей за казенный счет выдавали учебники и снабжали школьной формой. Тем не менее училась девочка хорошо и ни на что не жаловалась.
В год окончания Евгенией школы отменили одиннадцатилетку и поступающих в вузы оказалось в два раза больше. Евгении не удалось поступить, она вышла замуж за Геннадия Казакова и устроилась работать на завод «Каскад». Позже, уже родив двоих сыновей, она поступила, блестяще сдав экзамены, в совхоз-техникум в Кавказском на строительное отделение. Училась заочно и одновременно работала в управлении капитального строительства Карачаево-Черкесских электрических сетей, а затем, через восемь лет, перешла в отдел снабжения «Коммунэнерго».
И тут наступили 90-е. Началось то, к чему не был готов никто в стране. Предприятия закрывались одно за другим, а на тех, что еще работали, месяцами не платили зарплату. Теперь удачей было купить продукты, выданные кому-то вместо зарплаты или списанные из магазинов. Продавался сыр «Пикантный» с запахом солдатских носков недельной свежести, сначала ели, зажимая нос, потом было даже жаль, что кончился. Часто денег не было, и уже не у кого было перезанять. Кошки, вечно голодные, притаскивали домой змеиную шкуру и мышей и яростно грызли их в прихожей. Дни рождения никто не отмечал, удачей было попасть на поминки и после еще с неделю обсуждать: «А пирожки помнишь? А гуляш?!» Шиком было, если к макаронам вприкуску были зеленые консервированные помидоры или килька в томатном соусе. Зарплату давали унитазами и линолеумом…
Представьте небольшой город, в котором с давних лет работают градообразующие серьезные заводы. В редкой семье не было рабочих с этих заводов, а часто работали династиями, муж-жена, дети. И вот сначала нет зарплаты, а потом не стало и самих заводов. Огромное количество безработных. Другую работу найти? Все навалилось разом как снежный ком: невыплаты зарплаты, инфляция, дефицит, безработица, вспоминает Евгения. Но крутились как могли, выживали, от голода не умирали. К концу 90-х уже стало легче дышать, коммерция встала на ноги, работа появилась, в экономике закрутились деньги, чтобы прожить, достаточно просто было иметь хоть какую-то работу, благо коммуналка, транспорт, бензин, простая еда были доступны всем и дешевы.
В сорок пять лет Евгении Казаковой, оставшейся к тому времени вдовой с тремя сыновьями, пришлось встать к прилавку. Первоначального капитала не было, но руки она не опустила. Торговала, челночила, подрабатывала где и как могла. И ей удалось поднять детей и выбиться из нищеты. Правда, ценой подорванного здоровья.
В 2010 году у Евгении диагностировали онкологию. Она перенесла две операции, потеряла пятнадцать килограммов. Никто из врачей не мог дать ей совета, как жить дальше, но Евгения сама разработала, как она говорит, «методом тыка» цикл упражнений и особую диету, рассчитала километраж города, начала каждый день проходить по десять километров.
Трое сыновей Евгении всегда поддерживали мать. «Я много вложила в детей, – говорит Евгения Казакова, – но мне всё вернулось сторицей. Я считаю, жизнь прожита не зря».
Сегодня Евгения Андреевна не нарадуется на своих восьмерых внуков, обожает своего попугая Кешу и много путешествует. Она уже побывала в Египте, Эмиратах, Турции, любит путешествовать и по России: была в Хабаровске, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Москве… И не собирается останавливаться.
Ничто так не развивает ум, как путешествие, инвестиции в поездки – это инвестиции в себя, и как только подхватываешь лихорадку путешественника, уже не можешь от нее излечиться. Тот, кто живет, видит много. Тот, кто путешествует, видит больше. «Живи, путешествуй, не сожалей ни о чем и благодари судьбу» – таков девиз Евгении Казаковой.
{{commentsCount}}
Комментариев нет