Помнить уроки истории
В Никольском соборе республиканской столицы прошли «Баталпашинские чтения», посвященные 230-ой годовщине Баталпашинского сражения. Участниками форума стали руководитель Карачаево-Черкесского регионального отделения ОРРИП «Двуглавый Орёл» Денис Струговцов, председатель Отрадненского районного общества историков-архивистов во имя святого преподобного Нестора Летописца Сергей Немченко, ключарь Никольского собора протоиерей Сергий Кузнецов, войсковой священник Баталпашинского отдела Кубанского казачьего войска протоиерей Геннадий Соколов, священник Александр Гурин и главный редактор газеты «День республики» Евгений Кратов.
С основным докладом о Баталпашинском сражении выступил член регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» Александр Максименко.
Он сказал, что победа, одержанная генералом Германом 30 сентября 1790 года, – одно из выдающихся событий в истории русско-турецкой войны.
Со стороны неприятеля потери исчислялись тысячами солдат, с нашей же стороны погибли 3 офицера и 130 нижних чинов. Победа генерала Германа не позволила Османской империи овладеть землями Северного Кавказа и утвердила среди горцев мнение о непобедимости русских. «В назидание всем врагам» на месте сражения казаки основали станицу Баталпашинскую, названную по имени побежденного турецкого командира. В 1888 году она стала центром Баталпашинского отдела Кубанской области.
14 октября 2018 года в православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Черкесске открыт памятник генералу Герману.
Затем слово было предоставлено протоиерею Александру Гурину, который рассказал о трагических страницах раскола церковных общин и казачьих семей на территории КЧР в 20-30-е года ХХ века. Начавшаяся в XX веке Гражданская война принесла много бед и страданий. Православная Церковь через своего предстоятеля, патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина), неоднократно призывала новую власть прекратить братоубийственную войну, однако все призывы оказывались тщетными.
Окончание Гражданской привело к прекращению военных действий. Но не исчезли идеология гражданского конфликта, классового противостояния, глубокий раскол в обществе. В Церкви также зародился раскол, который разделил пастырей в одном городе или даже в одном храме. Репрессивные меры со стороны властей по отношению к духовенству и верующим приводили к разделению священнослужителей и их общин. Священников отправляли в исправительные лагеря, приговаривали к расстрелу. Дети в таких семьях росли не только наполовину сиротами, но к ним относились с презрением как к детям служителей религиозного культа и могли лишить избирательных прав по достижении четырнадцатилетнего возраста.
В 1920-1930-егоды на Кубани большинство приходов перешло в обновленческий раскол, прочно укрепившийся в 1922 году, с переходом в обновленчество епископа Иоанна (Левитского). К 1924 году всего на Кубани насчитывалось 440 обновленческих церквей и 113 патриарших церквей, 1116 священнослужителей-обновленцев и 289 представителей патриаршего духовенства.
Были и те, кто поначалу и не придавал значения перерегистрации приходов и добровольно подчинялся обновленческим властям. Лишь позже замечал разницу, когда, например, видел нововведения в «живой Церкви», после чего искал пути возвращения в лоно канонической Церкви. Конечно, были и те, кто переходил в обновленчество осознанно, поддерживая революционные идеи как в Церкви, так и в стране.
Также собравшиеся прослушали выступление Сергея Немченко, который рассказал о деятельности Отрадненского районного общества историков-архивистов во имя святого преподобного Нестора Летописца.
Участники конференции выразили намерение проводить Баталпашинские чтения на постоянной основе.
{{commentsCount}}
Комментариев нет