День республики № 157 от 22.10.2020

ТАСС уполномочен научить

27 октября в 14:10
10 просмотров

В городе Минеральные воды Ставропольского края, в выставочном центре «МинводыЭКСПО», ведущее российское информационное агентство ТАСС провело мастер-классы для региональных журналистов, освещающих жизнь СКФО. От Карачаево-Черкесии в мероприятии приняли участие представители редакций газет «День республики» и «Абазашта», Минпромторга КЧР.

Открыл медиавстречу заместитель генерального директора ТАСС Андрей Соколов, который выступил с приветственным словом.

Как сделать стендап круто

В первый день телевизионный журналист, в прошлом корреспондент НТВ и Первого канала, ныне автор и ведущий программ «ЕХперименты с Антоном Войцеховским» на телеканалах Россия-2, Наука 2.0, рассказал своим северокавказским коллегам о развитии цифрового телевидения, а также о том, как придумать идею научно-популярного кино, которая понравится всем, как сделать из науки фантастику и почему в документальном фильме должна быть особая компьютерная графика, а также объяснил, почему научно-популярное кино нельзя снимать с использованием традиционного оборудования, зачем нужны скоростные, тепловизорные и камеры GoPro и многое другое.

На мастер-классе разговор шел о стендапе – репортерском приеме, позволяющем сделать фильм или информационный сюжет привлекательными для телезрителя. Он был полезен профессиональным тележурналистам, но интересная подача информации заинтересовала и представителей печатных СМИ.

Читатель всегда прав

Интересной и содержательной стала встреча с главредом медиапроектов Mail.ru Ириной Чернухой. Акцент был сделан на важности правильно подобранного заголовка.

– Пообещайте читателю выгоду. Название должно решить проблему человека еще до прочтения основной части материала. Это целое искусство – помочь читателю преодолеть какую-то трудность единственным предложением. В этом неоспоримое преимущество статьи, ее выгода. Вы должны для себя определить целевую аудиторию. Для кого ваша статья? Кому будет интересна информация, изложенная в ней? Все это можно выделить в заголовке, чтобы человеку сразу стало ясно, подходит ли контент ему. Например, статью о том, как соблазнить девушку, не интересно будет читать пожилому человеку, а информация, касающаяся повышения пенсионного возраста, пока не актуальна для молодежи. Заголовок, который идентифицирует читателя, делает вашу статью персонализированной, – уверена Ирина Чернуха. – Дайте читателю больше, чем он просит. Заголовок вызовет неподдельный интерес, если предложит человеку больше, чем он ожидает.

Медиа эпохи пандемии

Заместитель главного редактора международного информагентства «Россия сегодня», советник ректора НИУ ВШЭ, старший преподаватель кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М. Ломоносова Наталья Лосева рассказала о медиа эпохи постпандемии. О том, как средства массовой информации работают во время пандемии.

– Когда короткие сообщения о коронавирусе из раздела «Новости медицины» шагнули на первые полосы всех СМИ, а потом заняли собой все выпуски новостей, некоторые могли подумать, что для СМИ как индустрии наступили золотые времена. Количество просмотров рвануло вверх, страна не вылезала из всех своих гаджетов, одновременно смотря телевизор, читая в лэптопе и обмениваясь информацией в социальных сетях. Когда нормальная жизнь остановилась из-за карантина, а граждане не Смогли выйти из дома, последние сомнения в том, кто же выиграет от локдауна, улетучились. Но все не так просто, как кажется, – рассказывает Наталья Лосева. – Мы в НИУ разбирались, что случилось с медиа во время пандемии и куда это все приведёт. Телевидение – игра на интерес. В России опять стали смотреть телевизор. По Mediascope, в первую неделю карантина время просмотра телевидения среди аудитории старше четырёх лет выросло на 24% в сравнении с первыми двумя неделями марта, а в Москве – на 23%. Такое увеличение соответствует мировому тренду. В Перу во время карантина количество телепросмотров увеличилось на 55%, в Испании – на 47%, в Китае – на 41%.

Пандемия была медиа-событием, и в такое время людям нравится читать и смотреть о событиях. СМИ выиграли с точки зрения того, что больше внимания у людей было сосредоточено на них. Телевидение и Интернет выступили бенефициариями, в отличие, например, от кинотеатров. Впервые за последние годы телепрограммы смотрели молодые зрители, хотя это продолжалось не так долго. В мае молодые вернулись в Интернет. Обострённой борьбы между Интернетом и телевизором в России как таковой ещё нет. Все четко расселись по стульям: старшая аудитория выбирает телевидение, помоложе – Интернет. Причём чем дальше в регионы, тем возраст телевизионного согласия ниже и аудитория моложе.

Между тем произошла интересная ситуация. Казалось, что с ростом медиапотребления вырастут рекламные доходы. Но этого не случилось. В целом, люди стали меньше покупать, экономика просела, люди лишились работы. Число зрителей выросло, число просмотров выросло, а рекламные доходы упали. Телевизор – одноканальная платформа, в то время как Интернет – многослойная среда, реклама может размещаться и на сайте, и в мессенджере, в ютубе. Напрашивается вопрос: «Интернет на коне?» Бум переживают в пандемию качественные интернет-издания, медийные каналы, data-сервисы, диджитал-платформы с контентом, онлайн-обучение. Ускоренный переход в цифровой формат, растущее значение подписки, роль платформ и использование алгоритмов – все эти тенденции во время пандемии только усилились. Во многих частях мира внимание аудитории к новостям поднялось до исторического максимума.

Во время эпидемии СМИ начали сокращать количество негативной информации, замещая ее позитивной. С одной стороны, с таким подходом согласны психологи, которые указывают на рост агрессии во время карантина. С другой стороны, от такой трактовки событий страдает объективность. Из-за давления рынка редакции вынуждены были смещать акценты.

Тенденции развития цифровых медиа

Профессор кафедры международной журналистики МГИМО (МИД России), журналист и медиаменеджер массмедиа Максим Поляков рассказал об основных трендах цифрового маркетинга.

Эксперт начал с вопроса к аудитории: «Что не так с маркетингом?» Спикер рассказал о трех ключевых технологических факторах.

– Около 50% населения планеты – активные пользователи Интернета. Операционные системы компьютеров становятся все мощнее. Появляется «новая бумага» – смартфон, что значительно снижает необходимость печатных изданий. Эти факторы формируют новую концепцию потребления: «не важно как, хочу здесь и сейчас», что стимулирует создание адаптированных мобильных приложений и IT-структур компаний, – рассказывает М. Поляков.

Ссылаясь на блогера и теоретика Джеффа Буласа, эксперт пояснил: «Интернет-маркетинг – это одновременно и благословение, и проклятие. Он новый, сложный, постоянно эволюционирующий. Перед маркетологами и их бизнесом стоит серьезный выбор: технологии или смерть».

В конце лекции Максим Поляков выделил 10 ведущих трендов цифрового маркетинга: персонализация и автоматизация маркетинга; Big Data; ведущая роль мобильных устройств; Facebook; мессенджеры – новые соцсети; чат-боты; формат видео; нативная реклама; дополненная и виртуальная реальность; искусственный интеллект.

Доверяй, но проверяй

Первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, президент фонда защиты национальных ценностей Александр Малькевич рассказал о верификации информации в современных реалиях.

– В борьбе за внимание аудитории на первый план выходят: привлекательная упаковка контента, режиссура материала, зависящая от анализа редакционных метрик, продвижение медиапродуктов на удобных для аудитории площадках, конкуренция с нежурналистским контентом. С другой стороны, редакционные процессы по-прежнему включают сбор, обработку, подготовку и распространение информации. Реализация перечисленных процессов опирается на инструментарий традиционных медиа, дополненный возможностями цифровых ресурсов. Процесс конвергенции не приводит к появлению принципиально новых компетенций у журналистов, – считает А. Малькевич.

По словам Александра Александровича, проверка информации является неотъемлемой частью редакционных процессов, не изменившей своей сути под влиянием конвергенции, но получившей дополнительные возможности для реализации.

– Верификация информации включает как традиционные инструменты (звонок спикеру, поиск первоисточника, поиск альтернативного источника и т. д.), так и возникшие относительно недавно благодаря возможностям Интернета (проверка подлинности аккаунта в социальных сетях, анализ метаданных снимка, верификация по месту и времени создания видео и т. д.). В цифровой среде возникает необходимость проверять как источник информации, так и сам контент, подлинность его содержания, особенно если речь идет о пользовательском контенте. Большинство европейских журналистов предпочитают традиционные методы проверки информации, и только небольшое число респондентов комбинирует их с возможностями социальных сетей. Российская профессиональная практика отличается от европейской: журналисты в 55,5% случаев используют социальные сети для проверки информации о герое своего материала. Те, кто хочет видеть все в темном, черном цвете, в любой новости найдут двойное дно, скрытые смыслы, звоночки, – говорит спикер.

Александр Малькевич призвал проверять достоверность публикуемой информации, поскольку Facebook и Instagram уже блокируют за распространение дезинформации.

Эксперт также рассказал о требованиях пресс-релизов PR-служб чиновников, указал на их систематические ошибки и дал рекомендации по составлению пресс-релизов, указав на частые и грубейшие ошибки пиарщиков.

Программа была очень насыщенной и интересной. Помимо познавательной части и дискуссий с экспертами и мэтрами российской журналистики для участников была организована культурная программа. А завершился двухдневный мастер-класс вручением именных сертификатов из рук заместителя гендиректора TACC А. Соколова.

Подводя итоги поездки, хочется отметить высокий уровень организации на всех этапах мероприятия – от информационного сопровождения до отбора выступающих. Темы докладов были качественно подобраны, а сами доклады вызвали у участников большой интерес и бурную дискуссию. После мастер-классов у каждого участника был доступ ко всем презентациям и докладам, что немаловажно для дальнейшего их использования в работе.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
Mail.ru Group Андрей Соколов Вслед за событием журналистика журналисты интернет Информационное агентство ТАСС мастер-класс медиа Минеральные Воды пандемия СКФО СМИ телевиденье цифровое телевиденье цифровой маркетинг