День республики № 160 от 27.10.2020

«Я хорошо усвоила уроки Халилова»

30 октября в 09:33
5 просмотров
У Мадины Хасановны КИПКЕЕВОЙ все ученики - любимые
У Мадины Хасановны КИПКЕЕВОЙ все ученики – любимые
Источник — Фото автора

…Моя героиня, учительница русского языка и литературы высшей категории средней школы № 2 г. Теберды им. М. И. Халилова Мадина Кипкеева, как это ни банально звучит, еще в детстве, едва научившись читать, заявила дома: «Я буду учительницей!» В семье Джаубаевых, которые жили в пригороде Карачаевска, микрорайоне «Бирлик», всегда царил культ книги, и недаром все шестеро детей получили хорошее образование: старшая, Аминат, окончила факультет журналистики МГУ, Абидат, Аймёлек, Айшат – Кубанский госуниверситет, рано ушедший из жизни их брат Аубекир – Черкесский политехнический институт, а самая младшая, Мадина, – филфак КЧГПИ (ныне университет). Но учиться ей пришлось в основном заочно, потому что на первом курсе… вышла замуж. Так она вошла в семью Кипкеевых в Теберде. Потом пошли дети, и доченьки-погодки Амина и Зухра требовали к себе неустанного внимания. Какой уж тут филфак?!

Но помогали муж Дахир, свекровь Мария Халитовна, сёстры, мама Роза Харуновна. Это была мудрая, славная женщина с щедрым сердцем, к которой шли за советом в житейских делах со всей округи. Отец, Хасан Али-Солтанович, один из просвещеннейших представителей карачаевского народа, в своё время работавший прокурором Зеленчукского района, всегда мечтал видеть своих детей востребованными специалистами, и Мадина помнила завет родителя…

Словом, переведясь на заочное, она успешно окончила вуз, но диплом отложила до поры в сторону.

– И тут ко мне присылают гонца от самого Халилова с приглашением зайти к нему в школу. Разговор с Магомедом Исмаиловичем был коротким: «Нечего дома сидеть. Школе требуется филолог. И не робей – подскажем, поможем, поддержим», – вспоминает с улыбкой Мадина Хасановна.

Есть люди, с которыми можно говорить глазами, даже едва с ними познакомившись. В её больших, лучистых глазах всегда играет гамма чувств, которые выдают то, что лежит на сердце. В данном случае глаза Мадины явно говорили о том смятении, что скрывала 22 года назад начинающая учительница, попавшая в сильный педколлектив, где работали такие корифеи, как, например, русоведы Прасковья Фёдоровна Эдишерашвили и Софья Магомедовна Лайпанова, не говоря уже о других предметниках.

Но в коллективе её тепло приняли, она стала членом методобъединения словесников, где ей помогли наметить календарный план, подсказали, какой профильный кружок открыть для пятого класса, где ей дали ещё и классное руководство.

– Я усвоила первоначально главную истину – в хорошей школе нет места «урокодателям», а рабочий день часто не нормирован, если у тебя классное руководство, – говорит М. Кипкеева. Пример подавал сам директор школы Халилов, который мог допоздна оформлять какую-нибудь стену или тематический стенд в коридоре. Ведь он к тому же был и прекрасным художником-оформителем, и в нашей школе по сей день сохранились следы его творчества. Халилов своими действиями, примером постоянно показывал, что педагог – это личность.

…Мы проходим с ней по гулким коридорам, где учительница с гордостью демонстрирует два роскошных свежеотремонтированных кабинета, в которых недавно была открыта «Точка роста» с новейшим компьютерным оборудованием, зал боевой славы, краеведческий музей. Заходим в 10 класс, где Мадина Хасановна – классный руководитель.

В глаза бросается то, как аккуратно одеты её дети – никаких джинсов и толстовок с капюшоном, как учтивы, воспитанны в общении, а самое главное – они читают! Мы, к примеру, сообща с удовольствием «перемыли косточки» Базарову и семейству Кирсановых, а также таким второстепенным персонажам, как Фенечка, из романа Тургенева «Отцы и дети», который сейчас изучают в 10 классе. Судя по репликам ребят: «Этот роман никогда не устареет, потому что конфликт поколений неисчерпаем»; «Базаров со своим нигилизмом и предвзятостью к миру вызывает отторжение»; «Тургенев – мастер описания пейзажа и духа эпохи», – они, без сомнения, хорошо знают текст и идейный замысел произведения. Как рассказали ученики, интерес к чтению классиков Мадина Хасановна пробуждает и своим образным рассказом, и чтением вслух ключевых эпизодов, и просмотром литературных экранизаций.

Как считает сама учительница, можно сколь угодно спорить о том, что условность всякой экранизации очевидна и адекватного киновоплощения литературного шедевра быть не может. Но ведь и в сфере экранизаций есть свои шедевры. Разве не поражает воображение «Война и мир» Бондарчука или «Дворянское гнездо» Кончаловского? А когда вместе с учениками в классе сопереживаешь увиденному на экране, поневоле рождается общее чувство восторга от соприкосновения с классикой.

– В нынешнем учебном году у нас слили два десятых класса, потому что многие ребята после девятого ушли в колледжи. Поэтому я и мои оставшиеся одноклассники стали у Мадины Хасановны как бы новичками. И мы сразу оценили, какой она замечательный классный руководитель, какие у неё доверительные отношения с учениками и родителями, – поделился мыслями десятиклассник Богдан Греков.

Его рассказ дополнила Алина Алчакова:

– Мадина Хасановна очень легка на подъём и заряжает нас своей энергией и позитивом. Нам надолго запомнится поход на высокогорное озеро Хаджибей, где мы провели замечательную фотосессию, играли в волейбол, изучали окрестности этого сказочного по своей красоте места. А сколько эмоций мы получили на вечере «Времена года», который проходил в музее Крымшамхалова! Это было прямое попадание в другую эпоху! Мы читали стихи, здесь же звучали арии из опер и романсы в исполнении оперной певицы Надежды Костарёвой, которая аккомпанировала себе на пианино.

За 22 года работы в школе Мадина Кипкеева выпустила несколько поколений одиннадцатиклассников, и ни одна судьба её ученика не прошла мимо её отзывчивого сердца. Особое внимание – детям из неблагополучных семей, обделённых должной родительской заботой и лаской. И она, как любящая мать, восполняла этот пробел: где участливым, добрым словом, где – новой одеждой, обувью, книгами… И сегодня Мадина Хасановна живо интересуется тем, как сложились судьбы её выпускников, с которыми она всегда на связи. Счастливая мама и бабушка троих внуков, состоявшийся педагог, она ни разу не пожалела о своём выборе, определившем её судьбу.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
воспоминания люди Мадина Кипкеева педагог русского языка и литературы педагоги прикосновение к судьбе судьба человека Теберда учителя школа