«У меня «хозяйское» отношение к людям…»
У писателя Даниила Гранина в его произведении «Еще заметен след» есть такие строки: «Он боялся, что не сможет соответствовать званию инженера, потому что инженер для него означало высшую категорию людей».
Осман Аппоев, инженер-механик «Зеленстроя» Карачаевского городского округа, родом не из «технарей», он родился и вырос в семье обыкновенных селян-трудяг из Нижней Теберды. Отец, Магомед, работал завгаром на маслосырзаводе и прилагал все свои силы и старания, не жалея ничего, чтобы дать всем своим пятерым детям – четырем сыновьям и одной дочери – хорошее образование и воспитание. Мама, Мариям, в девичестве Долаева, была домохозяйкой, но в деле образования и воспитания своих детей шла рука об руку с мужем. Османа всегда тянуло к кульманам, рейсшинам, он охотно брался за любые, даже повышенной сложности, чертежи, потому, окончив школу, особо не рассуждая, пошел в инженеры.
И студентом Аппоев был одним из тех немногих, кому доверяли самые сложные и ответственные задания. Но, получив диплом, Осман немного растерялся, ибо в городе и районе на тот момент никакого гражданского либо промышленного строительства в помине не было, а уезжать куда-либо из родных мест он не собирался…
– Я с детства был наслышан от своего дяди Леуана Аппоева, который много лет проработал главой сельского совета аула Нижняя Теберда, о заслуженном строителе КЧР Ахмате Катчиеве, который возглавлял ПМК-59 в Карачаевске. О нем и строительной организации, которой он руководил долгие годы, в городе и районе ходили легенды. Особенно о строгости, жесткой требовательности Катчиева наряду с внимательностью и душевностью как к повседневному труду строителей, так и к заботам и чаяниям жителей города и района. Это был и строитель, и руководитель от Бога, – говорит Аппоев. – Вот и мне хотелось поработать так же напряженно, так же ответственно, с энтузиазмом, как строители 60-70-х годов, но сегодня, к сожалению, молодым специалистам, будь ты инженер или юрист, приходится самому себе работу придумывать… Вот и пошел я для начала в дальнобойщики, следующим этапом стало муниципальное автономное учреждение Карачаевского городского округа «Зеленстрой». Сегодня мало кто считает это предприятие перспективным, богатым возможностями, дескать, ковыряются его рабочие в земле с утра до вечера, высаживают да пересчитывают цветочки, деревья – вот и весь сказ. На самом деле это сильное многоплановое, отлаженное хозяйство. А впрочем, нужно ли оправдываться? Проще пройтись по городу.
То, что город хорошеет на глазах, видно невооруженным глазом. Шумит он сейчас по осени роскошными кронами недавно высаженных молодых деревьев, глядя на которые понимаешь, что работники «Зеленстроя» умеют смешать в правильной пропорции изюминку с искусно отмеренной дозой местного колорита. Это я к тому, что, если улицу Ленина, где наблюдается наиболее интенсивное транспортное движение, обрамляют в большинстве своем сплошь сосны да ели, вбирающие в себя всеми фибрами дорожную пыль, то в центре города, на улице Мира, где относительная тишь да благодать, красуются бигновидные катальпы, тихие березы, рдеющие рябины…
Способность к выполнению кропотливой работы демонстрируют дворники и женщины, высаживающие цветы на клумбах. Более того, я не раз видела, как черновой работой, а именно установкой мусорных контейнеров, установкой ограды вокруг них, занимаются конкретно «белые воротнички»: директор «Зеленстроя» Канамат Эбзеев, инженер-механик Осман Аппоев и другие лица.
– Неужели такие обыкновенные текущие дела могут требовать присутствия начальства?
– Начну с себя, если позволите. В производственной инфраструктуре нашего предприятия транспорт, за который я отвечаю, играет большую роль. Без подъемников, экскаватора, грейдера, автокрана и так далее в нашей работе никуда. Малейшая авария, простой техники – и сорвутся вывоз мусора, другие неотложные дела. В обязанности инженера-механика входит контроль не только за состоянием технопарка, но также за соблюдением техники безопасности и производственной санитарии. Что же касается нашего директора… Канамат Алиевич не из тех людей, которые делают что-то на публике только ради того, чтобы на этом фоне выгоднее показать себя.
У него очень наметанный глаз, тонкости в работе цепляет сразу, на «мякине» всяких технических хитростей его не проведешь, просто мусорная тема – это отдельная тема, и когда дело касается ее, некогда думать, как ты выглядишь со стороны.
– Тем не менее с ней нельзя не считаться, это излюбленная тема Интернета.
– Люди сейчас очень быстры на приговоры, что ни день, в Инстаграме стенания по поводу мусорных свалок, бесхозных коров и так далее появляются ежеминутно. Недовольным эхом на одно сообщение откликаются толпы… Но сколько бы ты ни твердил горожанам, что где-то это издержки асфальтирования улиц, придомовых территорий или ремонта студенческого общежития, который сейчас ведется, все без толку. Зато, как только в каком-либо месте начинается установка мусорного контейнера (кстати, за последний месяц в городе оборудованы по всем строительным канонам с хорошим пространственным воображением и комбинаторным решением восемь контейнерных площадок), набегает толпа недовольных: «Уберите подальше от нашего дома».
Отодвинешь на метр, надвигается другая волна недовольных… А ведь во многих многоэтажных домах живут старики, дети, больные, немощные, здоровые, счастливые люди, которым необходима инфраструктура, в том числе, точнее, в первую очередь, и мусоросборник. Другой вопрос, как им пользуются. Одни не дают себе труда опустить мусор в бак и кладут его рядом, не убирая даже в пакеты, другие имеют привычку поджигать мусор в мусорных баках, третьи загромождают строительными отходами подъезды к контейнерам. Соседи обычно знают, кто делает ремонт в доме, но молчат. А сколько нервотрепки с высаживанием деревьев! Сегодня высадили саженцы пушистых сосенок, к вечеру они выкопаны или надломлены. И никому нет дела до того, что один автомобиль за день работы столько кислорода выжег, сколько вырабатывают 200(!!!) деревьев. Но работники «Зеленстроя» рук не опускают, сегодня мы можем, к примеру, похвастаться «фабриками кислорода», каковыми являются высаженные в черте округа липовая, дубовая рощи и так далее.
– Осман Магомедович, такие организации, как «Зеленстрой», надо полагать, слепым исполнением служебных инструкций и установок «сверху» не отличаются?
– Нет, конечно. В нашей работе много свободы. Свободы делать то, что хочется именно тебе и именно сейчас. К примеру, едет водитель водовоза на конкретное задание и видит, что засыхают от невыносимой жары цветы на клумбе где-то на окраине города, он никогда мимо не проедет. Есть в нашем гараже «ЗИЛ» – подметалка», такой же подход к работе и у его водителя.
– Как складываются отношения инженера-механика с водителями?
– У меня «хозяйское» отношение к людям, как говорил Максим Горький: хорошо работает водитель, значит, хороший работник.
{{commentsCount}}
Комментариев нет