День республики № 164 от 03.11.2020

Поэтический мир Вахтанга Абхазоу

9 ноября в 12:04
3 просмотра

Абхазский поэт, журналист, публицист Вахтанг Владимирович Абхазоу родился в 1958 году в Абхазии. Является председателем Союза писателей Республики Абхазия, главным редактором литературной газеты «Аамта» («Время»). Член Союзов писателей Абхазии и России, Союзов журналистов СССР и Абхазии, лауреат Государственной премии имени Д. И. Гулиа, заслуженный журналист Республики Абхазия, награжден орденом «Ахьдз-Апша» («Честь и Слава») III степени Республики Абхазия.

Стихи Вахтанга Абхазоу в переводе на русский язык публиковались в «Литературной газете», литературно-художественном журнале «Русское эхо», в Московском литературно-художественном журнале «Поэзия», в журнале «Смена», в сборнике стихотворений поэтов Абхазии «Сухумская крепость», в книге поэтических переводов Н. Переяслова «Диски памяти» и др. В 2018 году в Москве издан сборник его стихов «Родник бессмертия» в переводе Н. Переяслова. Его работы также переведены на армянский, сербский, турецкий языки…

Первые публикации Вахтанга Абхазоу связаны с поэзией, его ранними поэтическими откровениями. В его первых стихах нашли художественное воплощение чувства, мысли, переживания, ставшие отражением его внутреннего мироощущения. Любовь к поэтическому творчеству, тяготение к лирическому самовыражению в той или иной степени обрели зримые художественные свойства в первую очередь благодаря эстетическому воздействию творчества и мировоззрения классика абхазской литературы, гения национального духа И. Когониа. Начинающего автора буквально завораживали магическая сила ярких поэтических образов, символов, ритмов выдающегося поэта, его изумительный язык, сочетавший в себе и глубину фольклорного мышления, и чувственно-эмоциональную проникновенность литературного стиля.

В пятом классе Вахтанг Абхазоу написал свои первые стихи; некоторые из них тогда были напечатаны на страницах очамчирской районной газеты «Акоммунизм ахь» («Путь к коммунизму») и журнала «Амцабз» («Пламя»). Позже, в пору более уверенного вхождения в литературу, лирические произведения поэта стали чаще появляться на страницах журнала «Алашара» («Свет»), газет «Апсны капш», «Апсны», «Республика Абхазия», в коллективном сборнике «Ецваджаа» («Созвездие»). Примечательно, что стихотворения В. Абхазоу, теперь уже широко известного автора, были включены во второй том «Антологии абхазской поэзии. XX век».

Творческие способности поэта достаточно колоритно проявились и в художественной публицистике. Он является автором множества художественно-публицистических очерков о зарубежных соотечественниках, о славных потомках абхазских махаджиров, которые, пройдя через страшные испытания, смогли сохранить свою национальную самобытность. В этих работах ощущается художественно-исследовательский почерк поэта, его стремление не просто описать в общих чертах жизнь, быт, нравы соплеменников, волею суровой судьбы оказавшихся в странах Ближнего Востока, но и раскрыть их психологию, ностальгию по исторической Родине. Достаточно многопланово представлена в очерках Вахтанга Абхазоу и многогранная, энергичная деятельность абхазских культурных центров (дернеков) в Турции, Сирии, Германии, США и других странах. Эти сообщества, их прочная взаимосвязь – испытанный временем и обстоятельствами способ выживания и самосохранения народа. Такая мотивация проходит сквозной нитью через все историко-публицистические материалы поэта.

Публицистические работы Вахтанга Абхазоу включены в книги, изданные в Сухуме, это: «Кындыг – не зажившие раны», «Время амцахара» («Время зажигания родовых огней»), «Возвращение в русло свое. Статьи», «Там, где сходятся дороги. Художественно-публицистические очерки».

Прослеживается некоторая внутренняя идейно-смысловая связь между стихотворениями и очерками поэта. В них в разном художественно-стилевом выражении читателю открывается тема исторической памяти. Глубоко проанализированы процессы, связанные с формированием московской абхазской и абазинской диаспор. Поэт не остался в долгу перед памятью погибших в боях за освобождение Абхазии от грузинских агрессоров в 1992-1993 годах. Он посвятил героям войны очерки, построенные на фактах, эпизодах, документальных материалах.

Но все же литературные заслуги Вахтанга Абхазоу оцениваются преимущественно по его поэтическим произведениям. В 1989 г. в Сухуме вышел первый сборник стихов «Мгновение». Позже увидели свет еще четыре поэтические книги – «Взгляд брата», «Рассвет», «Утоляя жажду», «Родник». Эти издания свидетельствуют о том, что поэтическое слово, манера письма, язык, образный строй поэта постоянно совершенствуются, оттачиваются. В них ощущаются простота и доступность авторского слога, смелость передачи состояния души поэта или лирического героя, поиск собственных интонаций и ритмов.

Результатом такого интересного, достаточно пытливого проникновения в таинственную сферу тонких взаимосвязей человека и природы, прошлого и настоящего, мгновенного и вечного стали произведения, вошедшие в шестой сборник поэта – «Горит очаг. Стихи и поэма». Эта книга удостоена Государственной премии имени Дмитрия Гулиа. Затрагиваются ключевые темы и в следующем поэтическом сборнике стихов – «Что судьбой мне судилось».

В стихотворениях Вахтанга Абхазоу особую значимость приобретает связь с нравственно-эстетическими исканиями лирического героя, его отношение к добру и злу, к жизни и смерти, сиюминутному и вечному. Лаконизм, сжатость мысли, облеченной в ту или иную метафору, стали формой, подсказанной самим творческим процессом. В произведениях поэта читатель видит, слышит, постоянно ощущает благородного и благодетельного лирического героя, для которого высшей ценностью являются связь с корнями, с собственной историей, переживания за судьбу родного языка, традиций, за все то, что составляет первооснову великой народной культуры.

В стихотворении «Голос Иуа и Баграта» лейтмотивом проходит мысль о том, что народ, который не перестает слышать голоса и мудрые предостережения таких выдающихся духовных предводителей, как Дмитрий Гулиа, Инал Когониа, Баграт Шинкуба, бессмертен и имеет право на великое будущее. Поэт понимает, насколько важна для его народа идея сохранения своей идентичности, своего духовного облика.

Размышления о судьбе народа, нравственном кодексе «Апсуара» в произведениях Вахтанга Абхазоу поданы в достаточно свободной художественной интерпретации (стихи: «Голос сердца», «Абхазский очаг», «Черное море! Скажи мне открыто…», «Родной язык», «Голос старца из-за моря», «Родные братья» и др.). Поэт, чуткий к драматическим событиям, к историческим перипетиям, не может оставаться равнодушным к теме Отечественной войны народа Абхазии (1992-1993). Этим трагическим потрясениям посвящен ряд стихотворений – «Ушли…», «Сестру уводили из дома, где она была невестой», «Рыдает мать». Так, в произведении «Ушли…» поэт выводит крупным планом мысль о том, что благодаря самопожертвованию героев, их воодушевляющей вере в торжество справедливости, народ, оказавшийся на грани гибели, выстоял, выжил и победил.

Значительное место в поэзии Вахтанга Абхазоу занимает любовная лирика. Стихи «Ради тебя», «Лист с твоим именем», «Твой смех, запомнившийся мне», «Сон», «Златовласая», «Он и она», «Я сравню тебя с цветом…», «Ты стоишь у окна…» и др. несут в себе мысль о бессмертии любви, ее очистительном воздействии. В любовной лирике поэта узнаваемы отголоски национальной классики: сдержанность чувств, иносказательность, доверительность тона, завуалированность любовных откровений, соответствующая традиционному этикету.

Абхазский литературовед, доктор филологических наук В. Бигуаа пишет: «Для выражения своих мыслей и настроений В. Абхазоу активно использует пейзаж. С одной стороны, поэту близка природа родного края, он очарован ею; природа вдохновляет, одухотворяет, облагораживает душу. Словно художник-живописец автор создает незабываемые пейзажные зарисовки… С другой стороны, образы природы поэт использует в качестве символов и метафор с определенными смыслами». Кстати, эта мысль сродни и высказыванию русского поэта, прозаика, литературоведа, переводчика стихов В. Абхазоу Николая Переяслова: «Просто удивительно, как в наши жестокие, непоэтические годы ему (В. Абхазоу) удалось сохранить в своей душе необычайно чуткое и живописное восприятие окружающей нас жизни, сказочной природы и удивительно сияющей красоты, несущей в своей глубине потаенные токи поэзии. Может быть, именно эта хранящаяся в народе поэзия только и помогает людям переносить все выпадающие на его судьбу войны и испытания, наполняя душу верой в ожидающие впереди свободу, мир и счастье?»

В последние годы поэт все увереннее начинает раскрывать себя в различных жанрах, в том числе, и в прозе. Вахтангу Абхазоу присуща еще одна ценная и важная для писателя черта – высокая работоспособность. Остается пожелать новых свершений известному автору, за плечами которого немалый опыт художественного исследования.

О. ЭТЛУХОВ
Поделиться
в соцсетях
абазинская литература Вахтанг Абхазоу Газета "Абазашта" Кунацкая литература люди поэзия поэт Республика Абхазия судьба человека творческая деятельность