День республики № 170-171 от 14.11.2020

«Пиши не в стол»

19 ноября в 15:37
8 просмотров

Наша газета уже рассказывала о проекте «Пиши не в стол», задуманном для повышения уровня творческой и профессиональной компетенции начинающих авторов, которые пишут на национальных языках СКФО. В минувшие выходные в поселке Домбай завершился третий, заключительный, этап этого проекта.

По сути, это был трехдневный литературный форум для 20 финалистов, прошедших первые два этапа. Первый этап – отборочный. Второй этап – это онлайн-обучение, образовательные вебинары, мастер-классы, тренинги, онлайн-лаборатории.

В рамках третьего, очного, этапа писатели из субъектов СКФО и эксперты провели тренинги, лекции, мозговые штурмы, творческие лаборатории и многое другое…

– Мы рассчитываем, что в результате реализации нашего проекта его участники повысят уровень писательского мастерства и овладеют методами продвижения собственных произведений, ознакомятся с новыми видами онлайн-обучения, узнают о состоянии и актуальных проблемах национальных литератур субъектов СКФО, – рассказала руководитель программы – директор центра литературно-художественного и культурно-просветительского развития «Мэтр» Баладжан Джуккаева. – Мы хотим объединить всех начинающих писателей СКФО, вывести их из тени, хотим поддержать национальные языки. Ведь большинство языков народов Северного Кавказа входят, по данным ЮНЕСКО, в число исчезающих, не говоря уже о литературе.

Гости и участники мероприятия смогли принять участие в образовательных мастер-классах и лекциях. Секции были сконцентрированы на практических решениях главных вопросов и проблем, возникающих на пути начинающих авторов.

Например, Роман Круглов, поэт, прозаик, критик, секретарь Союза писателей России, поделился собственными рекомендациями по созданию авторской версии сюжета произведения. Как правильно читать и выбирать книги. Где искать вдохновение и как правильно вести личный блог.

Молодым писателям рассказывали о том, как работать с иллюстрациями и правильно выбирать издательство, как стать успешным оратором и преуспевающим публицистом.

Особое внимание в образовательных секциях было уделено молодежным проектам в российской культуре и опыту их реализации. По этой теме выступил председатель Союза писателей России Николай Иванов. Кроме того, он рассказал об апологии современного романа, зачем, о чем и, главное, для кого стоит писать книги.

Эксперты поговорили с молодыми коллегами о книжных новинках, о том, что действительно стоит включить в школьную программу по литературе, как стать успешным писателем в России и насколько реально жить только на доходы от написания книг. Шел разговор и о технологических решениях в литературе, web-проектах и мобильных приложениях для читателей и писателей.

– Литературный форум послужил эффективной площадкой для плодотворного взаимодействия и живого общения молодых авторов с опытными российскими писателями, – считает молодая писательница из КЧР Ася Байрамукова.

Прошедший форум был богат и на творческие встречи с мэтрами современной литературы. Такие встречи для участников-финалистов проекта провели писатели: председатель Союза писателей России Николай Иванов, Иса Капаев, Олег Этлухов, Лариса Шебзухова, а также министр культуры КЧР Зураб Агирбов. Они не только делились секретами профессионального мастерства, но и подняли массу актуальных для молодых писателей вопросов: о творческом методе, самодисциплине, жизненном пути. Большой резонанс вызвало выступление Николая Иванова, который объяснял молодым литераторам, что времена изменились, и сейчас никто не станет заниматься продвижением и раскруткой авторов, нужно всё делать самим. Для многих молодых писателей это стало настоящим шоком, потому что после бесплатного приезда на форум, где их тексты разбирали крупные профессионалы, молодым людям стало казаться, что прикладывать усилия уже не придётся.

Как выяснилось, молодые авторы на Кавказе предпочитают писать книги на русском языке, а для массового издания литературы на национальных языках не хватает профессиональных переводчиков.

– Мы совсем недавно в Дагестане провели совещание переводчиков, и там приводились слова Расула Гамзатова о том, что, когда исчезла школа художественного перевода, он снова из поэта аула и всей планеты превратился в поэта одного аула. Вот что для писателя значит язык. И когда язык изгоняется, становится предметом торга, мне кажется, это не сила и не мудрость, это слабость политики. Потому что язык – это наш генетический код, тот язык, на котором нам сны снятся, человек должен иметь право писать на своем родном языке, поэтому мы принимаем в свой союз не только пишущих на русском, но и на своем родном, – сказал Николай Федорович.

Председатель Союза писателей России особо отметил, что вместе с развалом Советского Союза исчезла и отлаженная система работы с молодыми литераторами, которые оказались предоставлены сами себе. А учитывая, что из-за бурного развития информационного общества интерес к литературе упал, ситуация стала критической. И именно поэтому нынешний форум молодых писателей является большим событием для всего писательского сообщества.

Раскрывая проблему потребности начинающих поэтов и писателей в наставничестве, Олег Этлухов рассказал о том, какую огромную роль может сыграть наставник в творческой жизни молодого автора.

– Во-первых, наставник будет заставлять писать каждый день, чтобы не иссяк талант. Во-вторых, поможет рассказчику определиться с выбором темы.

Писать можно обо всём, что тебя окружает. В-третьих, не нужно впадать в отчаяние из-за того, что нет новых идей и чувств, что всё уже сказано. Не стоит подражать другим, нужно быть независимым в искусстве, – считает Этлухов.

Олег Адыль-Гиреевич убежден, что начинающий автор непременно нуждается в наставнике, доброжелательном и умном, способном направить своего ученика на путь истинный.

Невозможно не согласиться с мнением Этлухова. Бесспорно, новички в искусстве должны иметь своих наставников, прислушиваться к их мнению. Молодые поэты нуждаются в мудрых и полезных советах старших коллег. Приведём пример. В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» молодой пролетарский поэт Иван Бездомный вначале пишет бездарные стихи, выполняет «социальный заказ», создавая по заданию редактора Берлиоза антирелигиозную поэму про Иисуса Христа, обрисовав его самыми чёрными красками. Но вот в клинике Стравинского он знакомится с мастером, написавшим роман о Понтии Пилате, где в образе Иешуа Га-Ноцри создал положительный образ Христа. Бездомный стал считать мастера своим учителем, а себя – его учеником. По совету мастера Иван отказался от своих стихов, соглашаясь с тем, что они плохие. В конце романа он становится профессором истории Иваном Николаевичем Поныревым.

Подводя итоги встречи с молодыми писателями, Олег Адыль-Гиреевич выразил готовность поделиться с ними своими опытом и знаниями.

С творческой молодежью СКФО в рамках форума пообщалась и абазинская поэтесса Лариса Шебзухова.

– Я сегодня встретилась с писательской молодежью, мне очень нравится ее настрой. У молодых авторов горят глаза, они хотят сделать что-то интересное, привнести «ветер перемен» в свой регион, а иначе для чего это все нужно? Труд писателя нельзя назвать профессией как таковой, но это большой творческий труд. И ничего не получится, если не вкладывать душу, если не доставать слова из сердца и души, не находить свои индивидуальные средства для общения, обозначения своих идеалов и своего мировидения и не призывать к этому других. Подражать кому-то – это избито, это никому не интересно. Мне нравится посыл молодых коллег и их отношение к слову, – говорит Л. Шебзухова.

Беседуя с молодым писательским сообществом Кавказа, министр культуры Карачаево-Черкесии Зураб Агирбов выразил готовность поддержать любой проект, направленный на развитие культуры республики.

– Что касается проекта «Пиши не в стол», то для Минкультуры КЧР он важен потому, что мы видим команду, которая хочет развивать литературы. И мы всячески помогаем ей в этом, – сказал З. Агирбов. – У нас серьезный разрыв произошел в литературе за недавние годы. В республике появились проблемы в этом направлении. КЧР и Республика Татарстан – это единственные два региона, где нет отделения Союза писателей России. Татарстан это сделал из политических соображений, в то время как в КЧР это банальная неорганизованность. При этом у нас есть серьезная плеяда писателей старшего и молодого поколений. И важно восстановить преемственность поколений. У нас имеются опытные серьезные писатели, которые и передают сейчас в рамках этого проекта свой опыт молодым.

По мнению руководителя профильного ведомства, проведение таких форумов в Карачаево-Черкесии помогает также молодежи из других субъектов СКФО узнать регион, способствует формированию позитивного имиджа Северного Кавказа и изменению стереотипов, которые бытовали о нем ранее.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
Баладжан Джуккаева Зураб Агирбов культура пиши не в стол КЧР Лариса Шебзухова литература литературный форум мастер-класс Министерство культуры КЧР образовательная программа Олег Этлухов онлайн-обучение писатель поэзия поэт Роман Круглов Российский союз писателей СКФО форум центр литературно-художественного развития "Мэтр" школа начинающих писателей СКФО