«Между молотом и наковальней»
Ситуация с пандемией коронавирусной инфекции поставила в очень сложные условия целый ряд отраслей и сфер деятельности. В первую очередь это коснулось предприятий ресторанного бизнеса, туризма и гостеприимства, индустрии моды и красоты, сферы услуг, развлечений и, разумеется, розничной торговли. Сложившуюся ситуацию прокомментировала доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Ирина ДОЛГОВА:
– В сентябре 2020 года отмечалось падение оборота розничной торговли на 3% по сравнению с сентябрем 2019 года (падение оборота розничной торговли в России ускорилось). При этом только в шести регионах страны отмечен рост розничного оборота, в то время как в 13 регионах его спад составил более 10% (рейтинг регионов РФ по динамике розничной торговли в I полугодии 2020 года). Такая ситуация обусловлена не только прямым влиянием пандемии, когда действовал режим самоизоляции и были закрыты магазины, торгующие непродовольственными товарами, но и изменением покупательского поведения россиян: в условиях роста расходов на покупку лекарственных препаратов, угрозы безработицы, дальнейшего снижения доходов большинство потребителей предпочитают экономить и покупать только самое необходимое.
Розничная торговля оказалась «между молотом и наковальней»: с одной стороны, существенное сокращение реальных доходов потребителей привело к снижению спроса, особенно в непродовольственном ритейле; с другой – выросли издержки поставщиков, которые они вынуждены закладывать в отпускные цены, а также издержки самих торговых предприятий на обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности покупателей и из-за роста курсов основных валют.
Крупные продуктовые ритейлеры, имеющие высокий ресурсный потенциал, найдут выход в развитии онлайн-торговли, что также потребует от них значительных инвестиций. В то же время у предприятий малого и среднего бизнеса практически нет «подушки безопасности», чтобы пережить сложные времена. Повышать цены на товары в силу обеднения покупателей и высокой конкуренции со стороны крупных торговых предприятий они не смогут, следовательно, уйдут с рынка, как это произошло с 62% предприятий торговли в марте-июле 2020 года (в России за время пандемии закрылись около 62% торговых точек).
Также свою роль сыграет завершение периода действия государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем уход с рынка небольших предприятий приведет к ослаблению конкуренции, что вряд ли будет способствовать снижению цен на продукты, даже если не брать во внимание рост цен внутреннего рынка на продовольственную пшеницу и сахар.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что дальнейшая концентрация рынка розничной торговли, рост издержек его участников, негативные тенденции в экономике могут стать драйверами роста цен на основные продовольственные товары.
{{commentsCount}}
Комментариев нет