День республики № 173 от 19.11.2020

Требует конструкторского таланта

24 ноября в 13:42
4 просмотра

Знаете ли вы, что с развитием кораблестроительной культуры, в первую очередь в Великобритании, в кораблестроении сложилась практика создания так называемых «адмиралтейских моделей», точно передающих внутренний набор корпуса, расположение палуб, платформ и других элементов? Эту модель строил сам судостроитель как образец для последующей постройки корпуса судна. Благодаря этому сохранилось большое количество моделей кораблей и судов 17-19 веков… На сегодняшний день множество людей разного возраста по всему миру увлекаются созданием миниатюрных копий кораблей, а судомоделизм – это увлекательнейший вид технического творчества.

Житель республиканской столицы Александр Седаков – один из тех, чьё хобби уже на протяжении многих лет – судомоделизм. Для Александра всё началось с того, что в четвертом классе он пришёл на станцию юных техников, и его определили, в кружок судомоделизма. Сначала для мальчика всё было непонятно, так как Саша был ещё маленьким. А в классе седьмом-восьмом он уже осознанно начал заниматься моделизмом – участвовал в выставках, соревнованиях. Когда окончил школу, появились другие заботы, и детское увлечение осталось в прошлом. Однако, будучи уже взрослым и определившимся в профессиональном плане, Александр вернулся к моделизму, но уже на другом уровне.

«Когда мы были детьми, то выполняли стендовые или прямоходные (прямоход – это кораблик с моторчиком) модели. Сейчас же усложнились и электроника, и сами модели. В век высоких технологий у нас есть моделисты, которые модели не собирают руками, а проектируют на компьютере, то есть полностью спроектированная 3D модель корабля (корпуса) печатается на 3D принтере. После принтера это все обрабатывается, собирается… Это облегчает работу», – рассказывает Александр Седаков.

Модели судов могут вызвать ассоциации с игрушками разве что только из-за своих размеров. Модели – абсолютные, до мельчайших деталей, копии оригиналов, вплоть до толщины (естественно, в соответствующем масштабе) леерного ограждения бортов. Они могут насчитывать более пяти тысяч деталей.

Как рассказал Александр, в России часть моделистов занимаются деревянным моделизмом. Деревянные модели – в основном парусники – считаются вершиной судомоделизма, так как такие модели дорогостоящие. Есть те, кто модели строит с нуля, те, кто использует КИТ (это подготовленный к сборке набор деталей из разных материалов: дерева, металла, пластика). Даже если берется КИТ, то сборка модели занимает от года до четырёх лет – это крайне сложное и трудоёмкое занятие. Масштабы бывают разные: например, корабль в бутылке, конечно, отличается от корабля, который ставится на стол. Деревянные корабли – это обычно 88 масштаб – самые большие. Выполняются из ценных пород дерева: начиная от черного заканчивая грушей. Эти модели строят единицы.

«Есть две разновидности судомоделистов: так называемые хоббисты, которые занимаются своим хобби дома, и те, что занимаются в кружках, лабораториях. В КЧР как таковых моделистов нет. Остались хоббисты. Есть те, кто занимается просто стендовым моделизмом. В Черкесске есть человек, который собрал уже несколько моделей из партворка. Партворк – это узкоспециализированное периодическое издание (журнал или книга) познавательного, коллекционного характера, состоящее из выпусков, к которым прилагаются детали модели. В полностью собранном виде партворк представляет собой тематическую мини-энциклопедию. Я занимаюсь радиомоделизмом, выступаю на соревнованиях – мне это интересно», – сказал Седаков.

Судомодельный спорт – вид технического спорта, включающий постройку моделей кораблей, судов и участие в соревнованиях с этими моделями. Каждая модель, принимающая участие в соревнованиях, – уникальное, а порой и выдающееся творение технического интеллекта и высочайшего мастерства своего создателя.

«Пегасус 3 – это океанская яхта, модель на радиоуправлении, 1986 года выпуска – ее не производят уже более двадцати лет, – рассказал о собранной им модели Александр. – Удалось найти эту модель, собрать, и она принимала участие в соревнованиях, показала хороший ход. Сейчас она уже в частной коллекции».

Также у Седакова есть готовая модель для соревнований – немецкий торпедный катер – шнельбот. «Он более метра – 1,10 м, 35 масштаб. Очень хорошая детализация. Это стендовая модель, мы её перевели под радиоуправление, то есть установили механику, собрали с нуля систему управления. Чем больше модель, тем легче ею управлять на дистанции, её дальше видно», – делится судомоделист.

Первая задача создателя модели для соревнований – выбрать проект, найти чертежи оригинала или, по меньшей мере, подробнейшие фотографии. При уменьшенных размерах судно должно правильно вести себя на воде. Модель должна быть плавающей, и поэтому конструктор решает вопрос, сколько понадобится оборудования и как его в модели разместить, чтобы она работала и не потеряла плавучести.

«Модели ходят на электромоторах. Есть бензиновые лодки, но они не экологичны и, как правило, их не используют на соревнованиях. Бензиновая лодка может развивать скорость до 150-160 км/ч – это чемпионские лодки. Электрические лодки разгоняются до 80-90 км/ч. Если водоем 5 км, то лодки проскакивают дистанцию очень быстро…» – отметил Александр.

Работа над созданием модели требует одновременной квалификации механика, опытного слесаря и, конечно же, конструкторского таланта. Нужно обеспечить действие всех узлов и механизмов корабля: вращение антенн локаторов, орудийных башен и ракетных установок, стрельбу по команде. Все, вплоть до опускания и подъема якоря. И главное, чтобы выйти с моделью на дистанцию состязаний, нужно «научить» ее ходить и правильно выполнять команды.

«На соревнования по радиоуправляемому судомодельному спорту мы: взрослые моделисты из КЧР, Северной Осетии, КБР, Ставропольского края – собираемся на центральном пруду г. Железноводска. Это живописное место, где, как правило, нет ветра, вода спокойная, а значит, шанс потерять модель небольшой, хотя бывает всякое… Кубок Ставропольского края и личное первенство проходят два раза в год – весной и осенью», – рассказал А. Седаков.

Соревнования проходят в несколько этапов. Сначала – стендовый показ. На каждом стенде (а на данных соревнованиях используются порядка шести классов, по классификации НАВИГА) выставляются модели одного класса. Есть модели до метра, есть более метра, есть модели из промышленных наборов, есть те, что собираются с нуля, – все они судятся отдельно. После проведения судейства стендовый показ закрывается. Создается сетка соревнований по классам. И далее все соревнуются каждый в своем классе.

Соревнования на воде представляют собой движение фигурным курсом. Есть так называемый треугольник, и по его периметру расставлены ворота. Спортсмену-судомоделисту необходимо пройти безошибочно по всем воротам и зайти в док, причем до того, как зайти в док, необходимо совершить движение задним ходом, после чего зайти в док и остановиться. Если все выполнено правильно – засчитывается сто очков. На соревнованиях обычно три попытки. Если модель была хорошо оценена на стенде и три попытки были выполнены чисто, то спортсмен занимает верхнюю позицию в турнирной таблице.

Отдельно проводятся гонки – соревнуются гоночные или скоростные лодки на электрической тяге. Во время гонок также три заезда. Считается количество пройденных кругов. Гонки проходят также по треугольнику, но нужно пройти трое ворот (на дистанции у моделей фигурного курса – восемь ворот).

Считается, что официально судомодельный спорт начал свое существование в нашей стране в 1940 году, когда были проведены первые Всесоюзные соревнования настольных моделей – так они тогда назывались. С 1949 года соревнования спортсменов-судомоделистов начали проводиться в СССР регулярно, а в 1955 году впервые наши спортсмены приняли участие в международных соревнованиях. В 1966 году Федерация судомодельного спорта СССР вошла в международную организацию НАВИГА, объединяющую судомоделизм и судомодельный спорт.

Судомоделизм, как и другие технические виды спорта, в нашей стране был распространен чрезвычайно широко. Приходили в судомодельный спорт достаточно рано: он культивировался во многих школах, во всех Дворцах пионеров, на всех станциях юных техников.

Судомоделист, создавший своими руками качественную модель, – это практически готовый конструктор. Он прекрасно умеет читать сложные чертежи, работать на различных станках, знает принципы конструирования, разбирается в радиомеханике, роботостроении. Не единожды судомоделисты находили оригинальные технические решения, которые затем использовались при строительстве настоящих судов.

Светлана ОСЕЦКАЯ
Поделиться
в соцсетях
Александр Седаков КЧР станции юных техников судомоделизм судомодельный спорт технические виды спорта Хобби Черкесск