Тепло металла
Как часто мы в сердцах сетуем, пытаясь даже самого Создателя уличить в несправедливости: «Одному все дает: красоту, талант, богатство…, а другому – ничего. Почему так?» А еще чаще случается, что мы даже не задумываемся над своими словами. Задумаешься, поговоришь с таким «одАренным» счастливчиком, и понимаешь всю грандиозность своих заблуждений: ничего просто так не дается! А если и досталось, нужно его неустанно приумножать и облагораживать, чтобы не получилось, как в той притче:
«Жили, говорят, два соседа. Один жил себе да не тужил, не работал, но был богат, и прибавлялось того богатства с каждым днем. Дальше своего мирка он ничего не видел, но тем и был доволен.
Другой весь день гнул спину, землю пахал, сеял, пот проливал, а достатка в доме никогда не было. Правда, и голодными не ходили, и прекрасное вокруг замечали. Но вот однажды работяге совсем невмоготу стало. И тогда он поднял голову к небу и воскликнул: «Бог мой, мой Создатель, где ж ваша справедливость, сердобольность? Почему вы меня не замечаете? Я ль не заслужил того богатства, которым вы одариваете соседа-тунеядца?» И ответил ему Создатель: «Глупец. Ты привык трудиться и питаться плодами своего труда, и никогда не позволишь себе, чтобы твоя семья голодала. А твой сосед, который не сможет кусок хлеба заработать, тот помрет на следующий же день, как только я ему не ниспошлю. Как я могу такое допустить?»
Продолжая начатый разговор, наш собеседник делится с нами своими мыслями. «Да, наверное, это хорошо – жить спокойно, не думая о завтрашнем дне. Не знаю. Не пришлось довольствоваться. Да и не хочу. А если что-то и досталось тебе или осталось от отца в наследство, то сделай его наследием, а не основой праздной жизни».
Это не пустые слова. В них глубокий смысл и уклад жизни жителя аула Бесленей Ауеса Хакунова. Чем же он так интересен, что такого делает, что его имя у многих на слуху, а делами его интересуются еще больше?
Каждый народ богат своими умельцами. Есть и у адыгов такие, про которых говорят: «К чему ни прикоснется – оживает». А когда мастер «оживляет» железо, из холодного металла ваяет, к примеру, красивую розу – это, пожалуй, верх мастерства. Много роз выковал этот парень-умелец, но ни одна не повторяется, каждая – особенная, чарующая. Вот на изящной женской туфельке лежит алая роза. Смотришь и представляешь: пришла дама с бала, сняла свои туфельки на шпильках и розу небрежно положила на одну из них… В другой раз роза – брутальная, темного цвета, а рядом подсвечник со свечой, которая своим светом разбавляет всю темень и холод металла. Третья роза стоит на железной подставке, рядом емкость для письменных принадлежностей. Еще одна роза – в железных руках, и так далее.
Сколько роз выковал Хакунов, он и сам точно теперь не припомнит, хотя и занимается этим делом всего лишь года три-четыре. Сто, а может, и больше. «Да и не в этом суть. Мне приятно, что мои розы не только радуют своей красотой, но и приносят пользу, они стоят на письменных столах, они освещают, они согревают», – говорит наш собеседник.
Надо сказать, что этому парню покоряется не только металл. Он и из дерева может смастерить много интересного: стол на курьих ножках, детское кресло-качалку, национальную атрибутику и т. д. Но Ауес больше предпочитает работать с железом. Такой он – выбирать трудное, недоступное, заметить красивое и сделать еще лучше, с изюминкой.
С чего началась любовь Ауеса к этому ремеслу? Пожалуй, не с чего, а с кого – с отца. Славным, трудолюбивым человеком был Дурахим Хакунов. Как хороший отец, как трудолюбивый селянин, как добрый и ответственный семьянин, Дурахим своих детей учил всему, что знает и умеет сам. Ауес помнит, как они помогали отцу, как перенимали его навыки, умения. И ничего не пропало даром. Но вначале все было по-другому. Ауес учился в медколледже, по окончании которого несколько лет работал массажистом. Он мог остаться тут, в городе, сделать карьеру, вести более спокойную городскую жизнь. Но… Тогда это был бы не Ауес!
«Неженатому молодому парню много ль надо? Жил, работал себе массажистом, и хватало. Но когда обзавелся семьей, все поменялось. Я понимал, что одним заработком, не самым высоким, не прокормишь семью. Ведь чтоб стать именитым, высокооплачиваемым массажистом, нужны годы. А я себе не мог этого позволить. Мне сегодня, сейчас уже нужно было содержать семью. И я вспомнил уроки отца. Подумал: почему бы не попробовать?» – говорит Хакунов.
Так Ауес вернулся в аул, так он начал ковать и строгать. Первой работой стала железная калитка, потом ворота, дальше – больше. Сегодня весь дом, двор Хакуновых – дело рук самих Хакуновых. Каждый уголок обустроен с теплотой, с заботой.
Ауес мастерит не только для себя. Он помогает многим, он – помощник в любом деле в ауле. На въезде в Бесленей стоит огромный щит с названием, с атрибутикой черкесского народа. Его делали всем народом, Ауес принимал самое активное участие. Это он выковал сей щит. «Гордишься?» – спрашиваем парня. «Горжусь, – честно признается Ауес. – Но это гордость не за себя. Я горд тем, что мой аул теперь виден издалека, его название величаво красуется над ним, на щите. Бесленей достоин того. Мы и впредь будем делать все, что в наших силах, для процветания нашего любимого аула».
В этом году 21 октября проходил конкурс «Талант года КЧР». В нем участвовали все районы республики. По Хабезскому и Малокарачаевскому районам победил Ауес Хакунов. Теперь он готовится к завершающему, республиканскому, этапу конкурса, в котором будут участвовать лучшие из лучших. Ауес уже выковал композицию для конкурса. Будем болеть за нашего мастера и не сомневаемся в его победе. Ведь кто еще сумеет оживить железо, наполнить теплотой металл?! Эта теплота идет и от самого мастера. Ауес – вежливый, отзывчивый, эрудированный человек. Он каждую выкованную композицию сопровождает стихами.
Разнообразны дела этого парня, и все у него получается, потому что у него надежный и крепкий тыл. Это мать, семья, дети, друзья. Ими силен и горд Ауес. «Был у меня тяжелый период в жизни. Моими руками, ногами тогда были семья и мои друзья. Всегда буду помнить это», – говорит Ауес. С друзьями Хакуновы держат пасеку. Каждый год вывозят пчел в Краснодарский край и по очереди живут на пасеке, работают. Это и труд, и отдых. А результат – ароматный живой мед в конце сезона.
Двор Хакуновых полон живности. Тут и куры, и овцы, и гуси, и даже перепелы. Перепелки, перепелиные яйца идут и на продажу, и детишек покормить. Семья полностью кормится выращенной, произведенной своими руками продукцией. «К сожалению, на магазинных полках чистой продукции, которой без оглядки можно было бы накормить ребенка, мало. Решил, что лучше всего своим, домашним, питаться», – вот такое мнение у молодого человека на сей счет.
А надо сказать, Ауес – многодетный отец. Они с супругой воспитывают четверых детей. В этом им помогает мама. Мал еще сын Ауеса, все еще впереди. Но, как и отец Дурахим когда-то, да будет земля ему пухом, Ауес тоже мечтает, что его сын переймет его мастерство, что из сына вырастет истинный адыг – добрый душой и сердцем, славный своими делами. Вот тогда будет Ауес доволен, вот тогда он позволит себе праздную жизнь. Не скоро это будет, но будет, он в это верит. А она ему представляется так: сидит в кресле, что смастерил сын, в очаге горит огонь, что разожгли когда-то родители. И спокойно на душе, и тепло, и сытно в доме. И в который раз Ауес шепчет: «Спасибо тебе, отец, что ты был у меня, что приучил меня к труду. Славен был твой путь. Мы – его продолжатели. Покойся с миром!».
{{commentsCount}}
Комментариев нет