«Поговори со мною, брат»
В Северокавказском издательстве «МИЛ» вышла в свет книга «Поговори со мною, брат» Александра Мосиенко. Это повесть в письмах, которыми обменивались на протяжении нескольких десятилетий братья Николай и Александр Мосиенко, это обмен ради взаимной писательской и журналистской учёбы.
Сам автор считает, что писать о близких всегда трудно: подстерегает опасность быть необъективным, а значит, не раскрыть характер, не дать образ в полном объёме. Вдвойне трудно писать о личности творческой – именно таким был старший брат автора Николай. В этом году ему исполнилось бы 90 лет. Увы, в феврале 1998 года жизнь Николая Мосиенко, который долгие годы был сотрудником нашей газеты, трагически оборвалась. К этому времени за плечами Николая было полвека деятельности в печати Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ставрополья.
Николай Мосиенко рано «ушёл в люди», но с младшим братом встречался, переписывался до конца своих дней. Сохранились письма, и эта переписка раскрывает противоречивую, трагическую эпоху. Герои, выходцы из бедной крестьянской семьи, братья, стали журналистами, писателями, издали книги поэзии, прозы, драматургии, документальной прозы.
В судьбе Николая, как в зеркале, отразилась жизнь страны. В сорок первом, когда шёл второй месяц войны, не стало отца. В семье осталось трое детей: Николаю было чуть больше десяти, Александру – пять с половиной, сестре – два годика. Потом – оккупация, голод… В сорок пятом мать посадили в тюрьму, дали пять лет за килограмм пшеницы, которую она наскребла в пустой сеялке. Благо кончилась война, и через полгода дети дождались мать: объявили амнистию в связи с Победой.
Николай вместе с соседским пареньком Васей Сурковым решил уехать в Тырныауз. Поступили в ФЗО, окончили вечернюю школу, трудились на вольфрамо-молибденовом комбинате. Потом его увлекла комсомольская работа. В 1952-м его избрали первым секретарём Эльбрусского райкома комсомола, затем инструктором райкома партии. Николай окончил в Геленджике Высшую партийную школу. Далее партийная карьера складывалась так: инструктор Тырныаузского горкома партии, председатель комитета партийного контроля.
С семнадцати лет Николай Мосиенко стал писать стихи, но настоящим его призванием стала журналистика. Он работал в городской газете Тырныауза «Цветные металлы». И сотрудником, и редактором, и гордился тем, что республиканская газета «Кабардино-Балкарская правда» дала ему возможность не просто работать в ней, но и возглавить отдел культуры.
В Нальчике в 60-е годы у него вышли в коллективных сборниках «Подъём», «Рукопожатие», «Люди и дни» подборки стихов, отрывок из документальной повести о первооткрывателях месторождения вольфрама и молибдена в горах Кавказа, где благодаря этому открытию и вырос город Тырныауз, – Борисе Орлове и Вере Флёровой. В эти же годы издана первая книга стихов «Высота». Стихи печатали республиканские газеты, журнал «Дон». Сначала в Ростове (1967), потом в Нальчике отдельной книгой вышла его повесть «Иди рядом со мной». В «Кабардино-Балкарской правде» публикуется его другая повесть – «Уходили, чтобы вернуться». Уже в Черкесске он завершил ещё одну документальную повесть – об известном геологе профессоре Кобилеве из Новочеркасского политехнического института. Но он никогда не выходил на большую аудиторию, не демонстрировал свой талант, как это нередко делалось в те годы, когда многие поэты, писатели выступали не только в студенческих залах, театрах, но и на стадионах. Он просто работал, продолжая выдавать «на-гора» обязательные строки для своих газет.
В Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии читатели ждали статей и очерков за подписью Н. Мосиенко, знали, что это всегда будет актуально, глубоко по содержанию, профессионально по исполнению.
Несмотря на неприятности, свалившиеся на него в начале так называемой перестройки, не бросил писать, но многое пришлось пересматривать. Он поверил в горбачёвскую перестройку. В одном из писем к брату писал: «Как трудно, как тяжело и в то же время – какая мощная надежда на будущее. Кто сказал, что Россия сверхдержава, тот произнёс глубокую ложь, в которую никто в наше время не верит – ни у нас, ни во всем мире. Но кто сомневается в этом, тот глубоко ошибается! Потому что в России никогда, ни на минуту не угасали Вера, Надежда, Любовь, стремление к высшим идеалам».
В 80-е и в начале 90-х он создаёт талантливую вещь – «Двойка по философии». Вот отрывок из «Второго письма»: «Моё поколение, рождённое в начале 30-х годов, пожалуй, самое беззащитное, самое трагичное и в то же время самое живучее. Мы не успели ни к индустриализации, ни к коллективизации, ни к Халхин-Голу, ни к финской, ни к Отечественной войнам. Не успели помереть с голоду в тридцать третьем, не успели построить свой Днепрогэс, Магнитку. Мы не успели убить ни одного фашистского гада. На нашу долю, на наши неокрепшие плечи и души достались только восстановление народного хозяйства из развалин и мощная вера в светлое будущее. Пока мы его строили, пока разбирали завалы, продирались сквозь разорение и разруху с окровавленными руками и разбитыми о кирпичи мордами, где-то там, наверху, уселись какие-то надсмотрщики с «хлыстами» в руках, хуже плантаторов, и украли у нас мечту. Они постепенно сгоняли нас в кучу, словно свиней, а заодно заворачивали туда же и наших старших – отцов, братьев, сестёр, матерей. Превращали в покорных рабов, которые только что освободились от фашистского рабства. А «хлыстами» этими были марксистско-ленинские, сталинские, а хуже всего – хрущёвские и брежневские цитаты, размещённые на всех стенах домов, цехов, котлованов строек».
В своё время Николай с красным дипломом окончил ещё одну партийную школу, был прекрасно подготовлен по всем общественным дисциплинам. И вот он сам себе, учившим его педагогам, всей системе идеологического просвещения страны поставил двойку. Потому что эта философия вместе с Горбачёвым потерпела крах.
Говорят, рукописи не горят. Но пропали две рукописи Николая: повесть «Поговори со мною, мама», которую он написал на основе магнитофонных записей, сделанных в станице Зольской, и неотредактированная, но законченная повесть «Записки из медвытрезвителя». «Записки…» написаны в том заведении – на нарах. В период горбачёвской борьбы с пьянством. Как многие читатели помнят, хватали всех, кто хоть глоток вина выпил. Неважно, по какому поводу – свадьба, день рождения или поминки. Всех – под одну гребёнку! И представьте себе: милиционер выводит подметать общественные места в Черкесске. И с мётлами – журналист областной газеты, врач горбольницы, учитель школы, инженер завода, секретарь парткома завода. Все – уважаемые люди, но их раздавили те самые с «хлыстами».
А Николай Мосиенко размышлял: «…Самое страшное то, что талант в нашем обществе – это всегда слишком большая и слишком лёгкая мишень, в которую без труда и умения может попасть всякая сволочь, всякое ничтожество, имеющее не голову, а вместо неё – пистолет. «О, злые языки страшнее пистолета!» Бьёт без промаха, никогда пуля не попадёт в «молоко».
Какой я талант? Только сейчас увидел и понял, что во мне было что-то от Господа Бога, и при благоприятных обстоятельствах оно, это что-то, нашло естественное выражение. Но ведь это «что-то» могло бы таким же естественным образом проявляться постоянно – с начала моей сознательной жизни. Трагедия нашего общества в том, что оно создало такие условия, при которых можно одной пулей по чьей-то воле, по законам падающего домино, решить всё, что выходит за рамки среднего и даже низшего уровня…»
Вот его мысли о перестройке: «…Я не знаю, кто у нас там, наверху, – «капиталисты, меньшевики, эсеры», кто из них нынешний Ленин, но сейчас бы я крепко подумал, прежде чем пойти за любым из них. И эти люди зовут нас к революции! В России их было три. Неужели нужна ещё четвёртая, пятая, шестая, десятая, чтобы мы, наконец, узрели, что на Земле есть обыкновенная, свободная жизнь?»
«…Кто говорит, что Россия «возродится», тот просто или не совсем понимает, или чего-то недопонимает в том, что есть предназначение России. Как можно «возродить» то, что всегда было живо и никогда не может умереть – ни в плоти, ни в духе своём? Кому это втемяшилось в голову, что можно сначала умертвить, а потом воскресить? Находились, находятся и сейчас такие «волшебники». Совершить «возрождение кого-то»? Но это значит восстановить, сделать вновь деятельными, живыми мёртвые трупы, совершить чудо «воскресения»: чудо воскресения России. Как много за последние годы развелось у нас и «Предтеч», и «Пророков», и «Иоаннов Крестителей», и «Апостолов», и прочих «святых»! Взгляни в их лица, вслушайся в слова, проникни в тайну их поступков и деяний. О чём они говорят?»
К сожалению, у него не сложилась личная жизнь, о которой мечтал. Жил один, в однокомнатной квартире. Уже нигде штатно не работал. Один-два раза в неделю сын проведывал его, звонил. Однажды Николай не ответил на звонки. Геннадий – к нему: дверь открыта, посторонних нет… На полу лежал умерший отец, от которого остались теперь только строки рукописей и стихи.
Я видел всё – рассветы и закаты.
Я прожил много лет. Большую жизнь.
А нынче вижу: «борются с асфальтом»
Вчерашние борцы за коммунизм.
Одни по пьянке стукают бровями
Об землю, об асфальт, о кирпичи,
Другие потешаются над нами,
И не избавишься от них ты, хоть кричи.
…И я произносил слова. И их печатал,
Признаюсь: честно и от всей души,
Не думал я, что Каина печати
Лежат на мне. Прости, я согрешил.
…Над нами грозно так гудели все метели,
Но нам хотелось так безумно жить.
И жили мы, не Каины и ни Авели,
Себя надеясь в детях повторить.
Живи, мой брат, как Божьим провиденьем
Предписано тебе. Живи и созидай
Премного лет, и голос вдохновенный
Ты никому и ни за что не продавай.
{{commentsCount}}
Комментариев нет